kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой обобщение опыта работы по проектной деятельности учащихся начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская и проектная деятельность обучающихся начальной школы»

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся

начальной школы.


С введением в школе ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании школьников заняла проектная и исследовательская деятельность. Участие ребенка в исследовательской деятельности удовлетворяет его потребность в самостоятельном познании и открытии окружающего мира.

В своей педагогической деятельности я осуществляю работу по проектной деятельности в рамках как урочной деятельности (со всеми учащимися), так и внеурочной (индивидуально).

Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Работу я начинаю с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. Сначала дети выполняют доступные творческие задания на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки. Участвуют с проектами на внутришкольных мероприятиях. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом самостоятельно находят довольно сложные темы, разрабатывают их, затем под руководством учителя проводят научное исследование, с которым выступают на муниципальных и республиканских конференциях.

В своей практике я выбрала ряд подходов, приемов, форм организации для развития научно-исследовательских навыков: проблемное введение в тему урока (проблемный урок), совместное или самостоятельное планирование выполнения практического занятия, групповые работы на уроке; мыследеятельностные задания: мозговой штурм (выдвижение идеи), проблематизация, целеполагание, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия.

Внеурочные проекты ребята готовят дома, выбрав интересующие их формы: исследовательский проект, проект-инсценировка, проект-выставка, проект-видеофильм.

Считаю, что работа учащихся будет эффективной при условии, если у ученика сформирована мотивация проводить исследование. В начальной школе над проектом работают и ученик, и учитель, и родители. Я провожу тематические родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности.

Темы проектов выбираю с учетом программного материала и исходя из интересов учащихся.

Хочу предоставить тематику нескольких исследовательских проектов, подготовленных моими ребятами к участию районных научно-практических конференциях «Я— исследователь», «Корниловские чтения».

Как было сказано выше, выбирая тему проекта, мы опираемся прежде всего на потребность ребенка узнать что-то новое для него. В настоящее время стало особенно актуальным изучение истории своей семьи. Один из моих учеников заинтересовался, почему одна из улиц нашего села названа именем его дяди. Перед ним стояла задача — сформировать представления о себе, о дяде, о родителях, о бабушке и дедушке, о родственниках со стороны дяди. Первым этапом его исследования стало изучение домашних архивов, семейных фотоальбомов. Итогом этого этапа исследования стало семейное древо, составленное вместе с родителями.

Следующим этапом исследования стало изучение ближайшего окружения его дяди (кроме семьи): кто его первый учитель и его одноклассники.

С целью получения информации о своем дяде, ученик провел опрос родственников, первого учителя, одноклассников. Итогом исследования стала презентация «Моя улица названа в честь героя».

Еще одна тема проекта – «Моя родословная» - очень актуальна, так как в современном обществе утрачивается знания своих корней. В суете жизни, родственники мало общаются, утрачивают родственные связи. Потерей родственных корней, исчезает человеческое общение, что ведет к духовному, нравственному обнищанию народа. Для того чтобы окончательно не утратить связь с предыдущими поколениями, одна из моих учениц изучила свою родословную по линии отца до пятого колена.

Ученица 2 класса вместе с родителями исследовали, какой сорт дает хороший урожай при нашем северном климате. Тема очень актуальна, учитывая то, что мы проживаем в сельской местности в довольно суровом климате.

«От чего зависит рост человека?» - этот проект возник из спора двух учеников на уроке. Один настаивал, что рост зависит от еды, другой – что от занятий спортом. Так, из проблемного вопроса урока вырос целый проект. Тематика проектов разнообразна, идей для исследований множество, задача учителя – не просто увидеть заинтересованность ученика в изучении вопроса, а развить ее; просто дать ответ, а найти его вместе с учеником.

Многолетний опыт обучения показал, что недостаточно знать все основные этапы методики, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему. Это значит, что отличительной чертой такого исследования является целостность. Урочный и внеурочный материал должны быть единой системой развития научно-познавательной деятельности ученика.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся начальной школы

Автор: Янкова Людмила Владимировна

Дата: 08.11.2024

Номер свидетельства: 659163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Проект. Проектная деятельность в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(55) "proiekt-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "263855"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449599514"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Проект. Проектная деятельность в начальной школе УМК Перспектива"
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "263859"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449599645"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Проектная деятельность учителя начальной школы Васильевой Ларисы Минтагировны. Ученический информационный проект: «Почему я люблю ходить в библиотеку»"
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_uchitielia_nachal_noi_shkoly_vasil_ievoi_larisy_minta"
    ["file_id"] => string(6) "374455"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483018230"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "статья "Использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности в начальной школе"е "
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-ie"
    ["file_id"] => string(6) "147638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419440337"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Проектная деятельность в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(49) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "109124"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404138041"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства