Из опыта работы по проектно -исследовательской деятельности
Из опыта работы по проектно -исследовательской деятельности
Использование в преподавании предметов проектной деятельности обучающихся позволяет реализовывать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого обучающегося и работе в группе, повышает интерес к изучению предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по проектно -исследовательской деятельности»
ДОКЛАД
на тему:
«Из опыта работы по проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Учитель
Честных Валентина Юрьевна
Мичуринск
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой работе.
А.Н.Колмогоров.
Учебное заведение – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны. Несмотря на вековые традиции, учебное заведение всегда активно включается во внедрение новых технологий. Сегодня в каждом учебном заведении есть компьютерные классы, выход в Интернет. Это большое подспорье в организации учебных занятий.
Сейчас много говорят об использовании метода проектов на уроках. Данный метод не является открытием нашего времени, он возник еще в начале XX столетия в США. Однако современный проект ничего общего с тем проектом не имеет, а является элементом научного творчества обучающихся, составной частью современных педагогических технологий. Всякая технология предполагает структурирование деятельности. Проект как технология включает следующие этапы: начинание, планирование, принятие решения, выполнение, рефлексия (оценка деятельности), защита.
Поначалу создание проекта напоминало этапы написания реферата. Отличительная особенность проекта состояла в том, что в нем делался большой упор на планировании деятельности и на самостоятельности действий обучающихся. Самостоятельность касалась и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта. В проектной деятельности, как, впрочем, и в любой другой исследовательской работе, выбор значимой и интересной темы занимают не последнее место.
Поскольку было запланировано проведение открытого урока, «мастер – класса» с использованием исследовательских работ обучающихся, нами была выбрана тема по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» - «Двери, в которые хочется войти… Дома Ростовых и Болконских»). Поэтому необходимо было посвятить наш проект дворянскому воспитанию в этих семьях. Это была общая тема. Студентам были предложены узкие темы: «Домашнее воспитание дворян в конце 18 – 19 века», «Революционно-демократические идеи воспитания и обучения детей», «В.Г.Белинский и А.И.Герцен о воспитании детей». Конечно, знаний по культуре быта, воспитанию в дворянских семьях недоставало. Поэтому обучающиеся принялись за изучение специальной литературы по истории культуры и быта русского дворянства. В итоге студенты проработали по несколько источников. Да, работать было трудно. Они этого не скрывали. Так как эта работа отнимала много свободного времени. Вот почему такое принципиальное значение для всех, занимающихся исследованиями, имеет планирование деятельности.
Планирование – это и выделение этапов выполнения проекта, и составление плана предстоящей работы, и выполнение самого проекта. Под выполнением здесь понимается самая важная часть исследовательской деятельности. Выполнение проходило в два этапа: написание самой работы, оформление проекта.
Отдельно стоит сказать об оформлении проектов. Исследовательский проект, помимо рукописи, включает в себя различные иллюстрации, рисунки. Современные технические средства, прежде всего, конечно, компьютер, позволил оживить прямо на глазах дворянскую эпоху 18 – 19 веков. Нудная работа превратилась в интересное исследование, так как студенты сделали для себя вывод, что от образования и воспитания зависит очень многое в судьбе человека. Ребята сравнивали ту, давнюю, систему воспитания и образования с нынешней. Постепенно все четче проступали различия, и появилось понимание того, насколько далеко наше общество шагнуло вперед и, вместе с тем, как много мы при этом потеряли. Благодаря исследованию прошлого многие по-новому взглянули на современную систему воспитания и образования и составили программу самосовершенствования личности. С таким исследовательским проектом и программой самосовершенствования личности на научно-практической студенческой конференции по проблеме «Учебное проектирование» выступил студент группы 1ТМ Стрельников Антон.
Проект как метод тем и хорош, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами.
Метод проектов, несомненно, перспективен как новая эффективная форма научного творчества обучающихся.
Хотя термин «проект» получил неоднозначную трактовку, следует все-таки понимать, что любая самостоятельно выполненная творческая работа может считаться проектной, так как она направлена, в первую очередь, на развитие творческого потенциала обучающихся, на приобретение исследовательских умений и навыков, которые могут пригодиться им в дальнейшей взрослой жизни.
Исследовательская работа обучающихся, как ни какая другая деятельность, формирует у них качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора профессии.
Таким образом, использование в преподавании предметов проектной деятельности обучающихся позволяет реализовывать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого обучающегося и работе в группе, повышает интерес к изучению предмета.
Литература:
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования, Ростов-на Дону, изд. Ростов, педагогич. университета, 2000
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Совсем необычный урок. Практическое пособие, «Учитель», 2011
3. Жиделев М.А. Современные методы обучения, М, 2015
4. Сибирская Т. Профессиональное образование: педагогические технологии. Метод. пособие, М, 2015
5. Макленко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования, М, «Высшая школа», 2016
6. Дилова А.Т. Примеры задач творческого характера, ж. «Завуч», №6, 2015
7. Булатова Г.Х. Влияние инновационных технологий на познавательную активность учащихся, ж. «Профессиональное образование», №6, 2013
8. Полутонина Г.Н. Учебная деятельность – основа развития личности, ж. «Профессиональное образование», №2, 2012
9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. М, 1997