Тема: Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность. (Из опыта работы)
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».
Я определила для себя одну из важных тем создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность. Методика проведения учебных исследований, учебных проектов, которую предлагает Александр Ильич Савенков, позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Ее широко можно использовать на уроках и во внеурочной работе. Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектно-исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить.
Известное выражение «Я не волшебник, я только учусь» очень хорошо подходит к нашей деятельности. Но главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в проектно- исследовательской деятельности. Эта работа стала для некоторых родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, ходят на экскурсии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать нужную информацию, готовить защиту работы своего сына или дочери. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С первого класса я практикую коллективные, групповые, индивидуальные проекты на уроках и во внеурочной деятельности.
При работе над проектами формируются УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса. Учебно-познавательной мотивации)
- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ, строить сообщения…)
- коммуникативные (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы )
Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Силы ребёнка невелики — пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.
1. В 1 классе работу начали с индивидуальных проектов «Азбука».
Дети приготовили очень разные проекты и с удовольствием их защищали.
2. Следующий проект был «Генеалогическое древо моей семьи» Рассказать всем о своей семье, скорее всего, хочет каждый ребенок, поэтому предлагалось организовать презентацию мультимедийных сочинений «Моя семья – моя гордость», на которой каждый ребенок выступил с кратким сообщением.
Предварительно мы наметили план работы, определили цель, задачи, ход работы, методы. Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, о членах их семей, их увлечениях, появились новые интересы.
3. Подготовили коллективный проект «Дружба »
Дети разделись на группы и ставили перед собой проблемные вопросы:
· Что такое дружба?
· Как не потерять друга
· Существуют ли законы дружбы
Проводилась анкета: «Умеем ли мы дружить?». Дети сами разрабатывали законы дружбы. Ученики выпустили газеты со своими стихами про дружбу. Три ученика создали клипы о дружбе.
Было создано 2 альбома: клипы о дружбе и песенный. Детьми было приготовлено очень много электронных презентаций.
4. Ученики выполняют индивидуальные и групповые проекты: «Мастерская Деда Мороза», «Поделки из природного материала», «Подарок маме»… и многие другие.
5. Проект «Бездомные собаки » побудил ребят на проведение «Часа доброты», к которому дети сами подбирали стихи, создавали клипы. Участвовали в распространении листовок « Мы в ответе за тех, кого приручили».
6.Очень интересным стал проект «Покормите птиц зимой»
В рамках проекта была проведена большая работа:
• Изготовление кормушек
• Заготовка корма для птиц
• Выпуск стенгазеты «Покормите птиц зимой»
• Подкормка и наблюдение за птицами
• Выставка детских рисунков « Птицы на кормушке»
• Детьми были приготовлены презентации “Птицы – наши друзья”.
7. Замечательный исследовательский проект «Домашний инкубатор» был приготовлен ученицей 4 б класса, Орловой Софьей.
Проект занял 1 место в VII Научно-практической конференции «Умный бобр»
1 место в XIII Городском конкурсе научно-исследовательских работ «Хочу стать академиком»
1 место во Всероссийском конкурсе «Проекты учеников»
8. Большая подготовительная работа была организована перед проведением проекта «Моя малая родина». Продуктом проекта были:
выставка рисунков и сочинений о посёлке; презентации, в которых ребята рассказывали одноклассникам о происхождения названия своей улицы. Детьми были приготовлены презентации о гербе посёлка, о местных достопримечательностях, Попов Артём приготовил презентацию: «История строительства храма и формирование прихода в Верхнее Дуброво». Детьми был составлен фильм о посёлке. С этим проектом «Моя малая родина – Верхнее Дуброво» дети заняли 1 место в VII Научно-практической конференции «Умный бобр» и 1 место во Всероссийском конкурсе «Проекты учеников»
Ребята также принимают активное участие и в проведении различных опытов, исследований. При работе в этом направлении формируются УУД тоже во всех сферах:
-личностные (формирование интереса)
- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с источниками информации: учебником, телефоном, интернетом, использовали простейшие предметы для проведения опыта)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
В копилке у нас больше пока проектов, т.к. мы на уроках и занятиях во внеурочное время только приобретаем знания и развиваем умения и навыки исследовательского поиска.
Итак, предполагаемые результаты:
Формирование УУД через проектную деятельность позволит:
· обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
· создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
· обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.