kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность. (Из опыта работы)

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

 Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

 Я определила для себя одну из важных тем создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность. Методика проведения учебных исследований, учебных проектов,  которую предлагает Александр Ильич Савенков, позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Ее широко можно использовать на уроках  и во внеурочной работе.  Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектно-исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить.

Известное выражение «Я не волшебник, я только учусь» очень хорошо подходит к нашей деятельности. Но главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а  также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в проектно- исследовательской деятельности. Эта работа стала для некоторых родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, ходят на экскурсии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать нужную информацию, готовить защиту работы своего сына или дочери. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я практикую коллективные, групповые, индивидуальные проекты на уроках и во внеурочной деятельности.

При работе над проектами формируются УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса. Учебно-познавательной мотивации)

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ, строить сообщения…)

- коммуникативные (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы )

Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Силы ребёнка невелики — пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.

1. В 1 классе работу начали с индивидуальных проектов  «Азбука».

Дети приготовили очень разные проекты и с удовольствием их защищали.

2. Следующий проект был «Генеалогическое древо моей семьи» Рассказать всем о своей семье, скорее всего, хочет каждый ребенок, поэтому предлагалось организовать презентацию мультимедийных сочинений «Моя семья – моя гордость»,  на которой каждый ребенок выступил с кратким сообщением.

Предварительно мы наметили план работы, определили цель, задачи, ход работы, методы. Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, о членах их семей, их увлечениях, появились новые интересы.

3. Подготовили коллективный проект «Дружба »

Дети разделись на группы и ставили перед собой проблемные вопросы:

·        Что такое дружба?

·        Как не потерять друга

·        Существуют ли законы дружбы

Проводилась анкета: «Умеем ли мы дружить?». Дети сами разрабатывали законы дружбы. Ученики выпустили газеты со своими стихами про дружбу. Три ученика создали клипы о дружбе.

Было создано 2 альбома: клипы о дружбе и песенный. Детьми было приготовлено очень много электронных презентаций.

  4. Ученики выполняют  индивидуальные и групповые  проекты: «Мастерская Деда Мороза», «Поделки из природного материала», «Подарок маме»… и многие другие.

   5. Проект «Бездомные собаки » побудил ребят на проведение «Часа доброты», к которому дети сами подбирали стихи, создавали клипы. Участвовали в распространении листовок « Мы в ответе за тех, кого приручили».

6.Очень интересным стал проект «Покормите птиц зимой»

В рамках проекта была проведена большая работа:

• Изготовление кормушек

• Заготовка корма для птиц

• Выпуск стенгазеты «Покормите птиц зимой»

• Подкормка и наблюдение за птицами

• Выставка детских рисунков « Птицы на кормушке»

• Детьми были приготовлены презентации “Птицы – наши друзья”.

7. Замечательный исследовательский проект «Домашний инкубатор» был приготовлен ученицей 4 б класса, Орловой Софьей.

Проект занял 1 место в VII Научно-практической конференции «Умный бобр»

1 место в XIII  Городском конкурсе научно-исследовательских работ «Хочу стать академиком»

1 место во Всероссийском конкурсе «Проекты учеников»

8. Большая подготовительная работа была организована перед проведением  проекта «Моя малая родина». Продуктом проекта  были:

выставка рисунков и  сочинений о посёлке;  презентации,  в которых ребята рассказывали одноклассникам  о происхождения названия своей улицы. Детьми были приготовлены  презентации  о гербе посёлка,  о местных достопримечательностях,  Попов Артём приготовил презентацию: «История строительства храма и формирование прихода в Верхнее Дуброво». Детьми был составлен фильм о посёлке.  С этим  проектом «Моя малая родина – Верхнее Дуброво» дети заняли 1 место в VII Научно-практической конференции «Умный бобр» и 1 место во Всероссийском конкурсе «Проекты учеников»

      Ребята также принимают активное участие и в проведении различных опытов, исследований. При работе в этом направлении формируются УУД тоже во всех сферах:

-личностные (формирование интереса)

- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с источниками информации: учебником, телефоном, интернетом, использовали простейшие предметы для проведения опыта)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

В копилке у нас больше пока проектов, т.к. мы на уроках и занятиях во внеурочное время только приобретаем знания и развиваем умения и навыки исследовательского поиска.

Итак, предполагаемые результаты:

Формирование УУД через проектную деятельность позволит:

·        обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

·        создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

·        обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

 Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы) »

Тема: Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность. (Из опыта работы)

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

Я определила для себя одну из важных тем создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность. Методика проведения учебных исследований, учебных проектов, которую предлагает Александр Ильич Савенков, позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Ее широко можно использовать на уроках и во внеурочной работе . Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектно-исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить.

Известное выражение «Я не волшебник, я только учусь» очень хорошо подходит к нашей деятельности. Но главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в проектно- исследовательской деятельности. Эта работа стала для некоторых родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, ходят на экскурсии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать нужную информацию, готовить защиту работы своего сына или дочери. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я практикую коллективные, групповые, индивидуальные проекты на уроках и во внеурочной деятельности.

При работе над проектами формируются УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса. Учебно-познавательной мотивации)

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ, строить сообщения…)

- коммуникативные (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы )

Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Силы ребёнка невелики — пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.



1. В 1 классе работу начали с индивидуальных проектов «Азбука».

Дети приготовили очень разные проекты и с удовольствием их защищали.

2. Следующий проект был «Генеалогическое древо моей семьи» Рассказать всем о своей семье, скорее всего, хочет каждый ребенок, поэтому предлагалось организовать презентацию мультимедийных сочинений «Моя семья – моя гордость», на которой каждый ребенок выступил с кратким сообщением.

Предварительно мы наметили план работы, определили цель, задачи, ход работы, методы. Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, о членах их семей, их увлечениях, появились новые интересы.

3. Подготовили коллективный проект «Дружба »

Дети разделись на группы и ставили перед собой проблемные вопросы:

  • Что такое дружба?

  • Как не потерять друга

  • Существуют ли законы дружбы

Проводилась анкета: «Умеем ли мы дружить?». Дети сами разрабатывали законы дружбы. Ученики выпустили газеты со своими стихами про дружбу. Три ученика создали клипы о дружбе.

Было создано 2 альбома: клипы о дружбе и песенный. Детьми было приготовлено очень много электронных презентаций.

4. Ученики выполняют индивидуальные и групповые проекты: «Мастерская Деда Мороза», «Поделки из природного материала», «Подарок маме»… и многие другие.

5. Проект «Бездомные собаки » побудил ребят на проведение «Часа доброты», к которому дети сами подбирали стихи, создавали клипы. Участвовали в распространении листовок « Мы в ответе за тех, кого приручили».

6.Очень интересным стал проект «Покормите птиц зимой»

В рамках проекта была проведена большая работа:

• Изготовление кормушек

• Заготовка корма для птиц

• Выпуск стенгазеты «Покормите птиц зимой»

• Подкормка и наблюдение за птицами

• Выставка детских рисунков « Птицы на кормушке»

• Детьми были приготовлены презентации “Птицы – наши друзья”.



7. Замечательный исследовательский проект «Домашний инкубатор» был приготовлен ученицей 4 б класса, Орловой Софьей.

Проект занял 1 место в VII Научно-практической конференции «Умный бобр»

1 место в XIII Городском конкурсе научно-исследовательских работ «Хочу стать академиком»

1 место во Всероссийском конкурсе «Проекты учеников»

8. Большая подготовительная работа была организована перед проведением проекта «Моя малая родина». Продуктом проекта были:

выставка рисунков и сочинений о посёлке; презентации, в которых ребята рассказывали одноклассникам о происхождения названия своей улицы. Детьми были приготовлены презентации о гербе посёлка, о местных достопримечательностях, Попов Артём приготовил презентацию: «История строительства храма и формирование прихода в Верхнее Дуброво». Детьми был составлен фильм о посёлке. С этим проектом «Моя малая родина – Верхнее Дуброво» дети заняли 1 место в VII Научно-практической конференции «Умный бобр» и 1 место во Всероссийском конкурсе «Проекты учеников»

Ребята также принимают активное участие и в проведении различных опытов, исследований. При работе в этом направлении формируются УУД тоже во всех сферах:

-личностные (формирование интереса)

- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с источниками информации: учебником, телефоном, интернетом, использовали простейшие предметы для проведения опыта)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

В копилке у нас больше пока проектов, т.к. мы на уроках и занятиях во внеурочное время только приобретаем знания и развиваем умения и навыки исследовательского поиска.

Итак, предполагаемые результаты:

Формирование УУД через проектную деятельность позволит:

  • обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

  • создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

  • обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы)

Автор: Тихонова Ольга Михайловна

Дата: 05.07.2015

Номер свидетельства: 222297


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства