МОУ «СОШ №8» г.о.Саранск
Конспект урока по немецкому языку для 5 класса
Тема урока: Указательные местоимения.
Цели урока: -- ознакомление с новой страноведческой информацией; развитие
интереса к ней;
-- овладение новыми лексическими и грамматическими знаниями,
формирование соответствующих навыков и умений. Увеличение
на этой основе речевых возможностей школьников;
-- развитие наблюдательности, умения сопоставлять, сравнивать
предметы, выражать своё мнение окружающей действительности.
Учебно-коммуникативные
задачи:-- познакомить уч-ся с разрядами местоимений (общая характеристика);
-- представить подробно указательные местоимения; учить сравнивать,
сопоставлять предметы, используя указательные местоимения;
-- повторить личные и притяжательные местоимения, отрицание kein и nicht;
-- представить уч-ся суффиксы существительных мужского рода -er, женс-
кого рода -in;
-- тренировать уч-ся в употреблении указательных местоимений.
Оборудование:-- табл. ,,Местоимения”; плакат ,,Указательные местоимения”;
-- два цветных попугая из картона; цветные схемы; цветные мелки;
карточки с иллюстрациями для словарной работы.
Ход урока
I Сообщение темы и цели урока.
Учитель: ,,Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с общей характеристикой местоиме-
ний; подробно изучим указательные местоимения, повторим уже изученные личные и притя-
жательные местоимения, а также повторим употребление отрицания kein и nicht.”
II Начало урока.Мотивация.
а) Рапорт дежурного.
б) Фонетическая разминка. (стр. в учебнике) Дети читают хором и сопровождают
прочитанное действиями (показывают
руками, зажимают пальчики и т. д.).
In der Stadt ……(развели руками в стороны)
Wer wohnt denn hier? (развели руками, пожали плечами)
Ich und du, (показали на себя и на соседа по парте)
Sie und wir. (показали на первый ряд уч-ся, на второй)
Männer, Frauen, Kinder, Tieren (разжимаем пальчики на кулачке и считаем, как немцы)
Du bist aus ---- (показываем на соседа по парте)
Ich gratuliere! (пожимаем друг другу руки с соседом по парте).
III Проверка домашнего задания.
Учитель показывает схему, а уч-ся называют к данной схеме предложение из д/упр
1) Das ist ein Haus. Das ist ein Kino. Das ist ein Theater.
2) Das Haus ist sehr schon.
3) ? Ist das eine Bibliothek? Ist das ein Zirkus?
4) -, Nein, das ist keine Bibliothek. Nein, das ist kein Zirkus.
?
Ist das Theater gross?
Учитель: ,,Скажите, дети, так когда же употребляется отрицание kein и nicht?”
IV Предъявление нового материала и организация работы с ним.
Слово учителя.
Ребята, а сейчас мы познакомимся с общей характеристикой всех разрядов местоимений.
Посмотрите на таблицу: сколько их много! Относительные, вопросительные, неопределён-
ные, безличное, возвратное. А какие мы с вами уже знаем? Правильно. Это личные мес-
тоимения и притяжательные. Давайте их повторим: ich –я, du—ты, er—он, sie—она, они,
es—оно, wir—мы, ihr—вы, Sie—Вы, mein—мой, dein—твой, unser—наш.
А сегодня мы познакомимся с местоимениями указательными. Посмотрите на таблицу: их
тоже очень много, больше всех. Но мы пока изучим только две группы:
diese -- эта jene -- та
dieser – этот jener – тот
dieses – это jenes – то
diese – эти jene – те
А как вы думаете, ребята, почему эти местоимения так называются? Верно. Эти местои-
мения служат для того, чтобы указывать на предметы и сравнивать один предмет с другим.
Ведут они себя так же, как и определённые артикли, т. е. различаются по родам:
diese, jene ж. р. dieser, jener м. р dieses, jenes ср. р. diese, jene мн. число.
2) Игра ,,Дерево”. /Уч-ся поднимают вверх руки, изображая дерево и его ветки, и начи-
нают ими раскачивать то вправо, то влево, произнося поочерёдно:
diese (руки вправо) jene (руки влево) и так далее.. /1, 2, 3, 4 – alle, alle gehen wir.
1, 2, 3, 4 – alle, alle springen wir.
1, 2, 3, 4 – alle, alle turnen wir./
Письменная работа. /Задание написано на доске до урока. Один ученик делает его у
доски, а остальные в своих тетрадях. Учитель объясняет задание и
образец выполнения./
Z.B. Dieses Bild ist schon und jenes ist nicht besonders schon.
1/ Dies… Mädchen ist fleißig und jen… ……….
2/ Dies… Junge ist klug und jen… ……….
3/ Dies… Bank ist gross und jen… ……….
4/ Dies… Hefte sind dünn und jen… ……….
Описание и сравнение попугаев.
Учитель: ,,Ребята, я уже сказала, что указательные местоимения, с которыми мы познакоми-
лись, служат не только для того, чтобы указывать на предметы, но и для того, чтобы срав-
нивать один предмет с другим. Поэтому мы сейчас с вами сравним вот этих двух симпа-
тичных попугайчиков.
Учитель: Ist dieser Papagei gross?
Уч-ся: Ja, dieser Papagei ist gross.
Учитель: Und jener?
Уч-ся: Jener Papadei ist klein (oder nicht besonder gross).
Учитель: Ist dieser Papagei schon?
Уч-ся: Ja, dieser Papagei ist sehr schon!
Учитель: Und jener?
Уч-ся: Jener Papagei ist auch schon.
Учитель: Ist dieser Papagei bunt?
Уч-ся: Ja, dieser Papagei ist sehr bunt! Er ist rot, gelb, grun, blau, braun, lila,
orange.
Учитель: Und jener Papagei?
Уч-ся: Jener Papagei ist nicht besonders bunt. Er ist nur rosa, blau, grau.
Учитель: Ist dieser Papagei alt?
Уч-ся: Ja, dieser Papagei ist alt, sehr alt.
Учитель: Und jener? Jener Papagei ist auch alt?
Уч-ся: Nein, jener Papagei ist nicht besonders alt. Er ist noch jung.
VI Словарная работа.
а) Учитель спрашивает слова по теме ,,Die Stadt” /Город/.
/Использование цветных картинок/ Учитель показывает картинку классу и задает вопрос:
,,Was ist das?”, а уч-ся отвечают: ,,Das ist Kino. (Theater, Kirche usw.)”
б) Учитель спрашивает слова по-русски: река? --- der Fluss, мост? –die Brucke, зверь? –das
Tier, птица? – der Vogel, окно? ---das Fenster, цветок? ---die Blume, чужой? –fremd.
VII Домашнее задание.
выучить указательные местоимения;
упражнение № 2(а) стр. 119 (письменная работа)
VIII Итоги урока. Рефлексия.
С чем познакомились на уроке?
Для чего служат указательные местоимения?
Комментирование оценок .
Прощание.
Учитель: Die Stunde ist zu Ende. Auf Wiedersehen!
Уч-ся: Auf Wiedersehen!
Учитель: Darf man gehen!