Тема: Указательное местоимение
Цель урока: дать понятие об указательных местоимениях, научить вводить их в речь, находить в речи, определять их морфологические признаки.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
наглядности
3 мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Атом и молекулы», а также делятся на группы.
Ученики осмысливают поставленную цель. С помощью игры «Атом и молекулы» делятся на группы.
5 мин.
II. Проверка домашней работы.
На дом было задано найти как можно больше пословиц с притяжательными местоимениями. Прочитайте пословицы, найдите притяжательные местоимения. Определите род, число, падеж этих местоимений.
Ученики демонстрируют свои знания.
- И к нашему берегу приносит хорошее дерево.
- На твою спесь пословица есть.
- Своя ноша не тянет.
- За своею думкою и сам не поспеешь.
- Твоими бы устами да мед пить.
- За твоим языком не поспеешь босиком
3 мин.
III. Подготовка к восприятию новой темы. На интерактивной доске вы видите красивую картину. Составьте как можно больше предложений, используя местоимения.
- Какие местоимения вы использовали в своих предложениях?
Ученики внимательно слушают учителя.
В тетрадях записывают предложения. Представляют всему классу.
- это, эта, эти.
Тетрадь
Интерактивная доска
19 мин.
IV. Актуализация знаний.
Учитель объясняет новую тему.
Указательные местоимения тот, этот, такой изменяются по родам, падежам и числам.
Местоимение таков изменяется по родам и числам. Оно не склоняется. Местоимение столько изменяется только по падежам.
Предлагает ученикам выполнить упражнение 605.
Какие местоимения указывают на более близкий предмет, а какие – отдаленный? Укажите род, число, падеж.
1) Та книга мне не нужна, я лучше возьму эту книгу. 2) Этот компьютерный стол мне подходит, а тот – не нравится. 3) Этого мальчика я знаю, а того – нет. 4) В этих горах мы были, поедем к тем холмам.
По приему «Лови ошибку» предлагает ученикам устно выполнить задание.
Задание: О или об? Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы
(О, об) этой столиц…, (о, об) этом символ…, (о, об) той стран…, (о, об) том город…, (о, об) том государств…, (о, об) этих традици…, (о, об) тех обыча…
Предлагает ученикам составить постер.
Проводит физминутку.
Ученики делают запись в своих тетрадях. Выполняют 605 упражнение.
Та – ж.р., ед.ч.
Этот – м.р., ед.ч.
Этого – м.р., ед.ч.
Этих – мн.ч., род не определяем.
Об этой столице, об этом символе, о той стране, о том городе, о том государстве, об этих традициях, о тех обычаях.
Ученики с закрытыми глазами представляют необитаемый остров. Затем на постерах, с помощью цветных бумаг, маркеров, показывают все, что увидели с закрытыми глазами. Затем каждая группа защищает свою работу. Ученики под музыку проводят физминутку.
Учебник
Интерактивная доска
Постер
маркеры
цветные бумаги
стикеры
10 мин.
V. Закрепление урока. При закреплении урока проводит игру «Морской бой». Ученикам предлагает разноуровневые задания.
«Звездочка» - практическое задание.
разгадаем шараду:
Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоимение – слог второй.
А в целом – столик школьный твой.
народная мудрость: пословицы учат.
Восстановить пословицу, подчеркнуть местоимения, определить разряд.
Какой привет - …
Что посеешь, …
«Стрелка» - вопрос на повторение
- чем местоимения отличаются от другой части речи?
- какое местоимение не имеет именительного падежа?
- назвать притяжательные местоимения? - почему они так называются?
«Открытая книга» - вопрос по теме урока.
- что вам известно об изменениях указательного местоимения таков?
- какое указательное местоимение склоняется, но не изменяется по родам и числам?
Проводит игру «Веселые бусы».
Задание: из данных букв составить как можно больше слов. Составить с ними предложения, употребляя указательные местоимения.
Ученики демонстрируют свои знания. Сильные ученики выбирают практическое задание.
- парты
- такой ответ. (относительное, указательное)
- то и пожнешь. (относительное, указательное)
- возвратное местоимение себя.
- мой, твой, наш, свой, ваш и т.д.
- потому что притягивают к себе.
- изменяется по родам и числам.
- столько
Ученики из предложенных букв составляют слова, затем предложения, используя указательные местоимения.
- Это молоко очень полезное.
- Этот мост очень высокий.
- Моя мама столько всего наготовила.
Плакат
Интерактивная доска
3 мин.
VI. Итог урока. Предлагает ученикам оценить урок с помощью пушистиков. Посмотрите на пушистиков. У них разное настроение. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.
Ученики оценивают урок. Каждый ученик раскрашивает «пушистиков».
Оценка урока «Пушистик»
Оценочный лист
2 мин.
VII. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Задание: составить «Ассоциативную карту» по теме «Местоимение»
Записывают домашнюю работу в дневниках.
Дневник