Внедрение интерактивной технологии обучения студентов
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между студентами;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает студентов необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;
- обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает и научает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.
На протяжении 2014-2015 учебного года, это первый этап моей индивидуальной работы, мною были поставлены цели выработать систему способов организации взаимодействия педагога и студентов в форме учебных игр:
- выстроить «дружеское» общение между преподавателем и студентами;
- проанализировать готовность студентов осуществлять переход от «традиционного» урока на уровень интерактивный;
- выстроить структуру процесса обучения с применением ТИО:
1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.
2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Обучающиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры.
3. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.
4. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.
- внедрить несколько технологий интерактивного обучения:
Групповая работа тоже не нова и хорошо всем известна. Зачастую на своих уроках я использую ротационные малые группы. Например, в рамках темы «Страноведение. Федеративная Республика Германия» я практикую работу по следующей схеме:
1 этап — опережающее задание, сбор информации по определенному плану об одной из 16 земель ФРГ. Выбор части происходит путем жеребьевки.
2 этап — работа в малых группах Niedersachsen, Bayern, Schleswigholstein, Berlin und so weiter. Ребята делятся найденной информацией, систематизируют ее.
3 этап — работа в малых группах ФРГ. Каждый обучающийся доносит до всего коллектива группы информацию о своей федеральной земле.
4 этап — сравниваем заполненные таблицы, дополняем материал, обмениваемся мнениями, готовим общие мини-рассказы о Германии.
Название федеральной земли
столица
площадь
плотность населения
Язык
/диалект
Достопримечатель-ность
Значимая историческая личность
Например:
Бавария
Мюнхен
70 550,11
177,5 чел/км
Баварский диалект
«Мариенплатц»
Бенедикт 16
Франц Йозеф Штраус
Технология «Групповой рассказ» используется мной достаточно часто, особенно при отработке Perfekt и Plusquamperfekt. Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными и смешными.
Перечень используемых и вполне пригодных к использованию технологий можно продолжать до бесконечности — это и дебаты, дискуссии, семинары и, конечно, игры.
Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках немецкого языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т. д.
Реализация технологии интерактивного обучения в образовательном процессе требует, на наш взгляд, от педагога создания определенных условий, предоставляющих разнообразные возможности для организации учебного процесса. К таким педагогическим условиям можно отнести:
1. Психологическую атмосферу, созданную в аудитории;
2. Нормы совместной работы, выработанные педагогом совместно с учащимися.
3. Тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе;
4. Расположение мебели, оборудование учебной аудитории.
Мы продолжаем работать в том же направлении и пытаемся внедрить технологию интерактивного обучения для студентов.