kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Трудности аудирования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При обучении аудированию не всегда и не все протекает так гладко, как хотелось бы. Как и в любом другом виде, при обучении аудированию возникают свои трудности, для решения которых использется ряд упражнений, но они не всегда могут быть эффективными, вызывая психологические и лингвистические сложности.

Для решения этой проблемы необходимо разобраться в возникающей проблеме, и подобрать серию упражнений для преодоления этих трудностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Трудности аудирования" »

Овод Елена Сергеевна

Преподаватель иностранных языков

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж», станица Брюховецкая

Обучение основам речевой деятельности на уроке иностранного языка. Трудности и психологические особенности при формировании навыков аудирования.

При обучении аудированию не всегда и не все протекает так гладко, как хотелось бы. Как и в любом другом виде обучения при обучении аудированию появляются свои трудности. В некоторых методических работах приводятся упражнения для обучения аудированию, но они не всегда могут быть эффективными из-за слабой осведомленности педагога о психологических и лингвистических сложностях аудирования, а это ведет к тому, что одни и те же упражнения могут на практике выполняться по- разному и не достигать желаемого результата.

Недостаточная разработанность вопросов обучения аудированию не случайна. В какой-то степени это обусловлено тем фактом, что аудирование до сих пор рассматривается как побочный продукт говорения. Безусловно, аудирование очень тесно связано с говорением и находится в определенной зависимости от степени автоматизации речевых образцов в громкой речи говорящего. Справедливо и то, что чем более автоматизированы в речевой практике речевые комплексы, тем легче понимание их вероятностных сочетаний в объеме в монологической речи. Однако, отсюда не следует то, что обучение говорению означает и обучение аудированию.

Предположение о том, что при работе с устной речью по темам одновременно с навыком говорения развивается и навык аудирования неверно прежде всего по той причине, что вольно или невольно преподаватель иностранного языка адаптирует свою речь применительно к уровню языковой подготовки учащихся, упуская при этом и то, что особенно характерно для естественной речи носителя языка. А поскольку при этом имеет место и несовершенство произношения самого педагога, то расхождения между звуковыми образцами в речи учащихся и в тексте диктора – профессионала становятся довольно значительными.

Необходимо особо подчеркнуть то обстоятельство, что объективно изучить восприятие речи всегда более трудно, чем производство речи. Объективно выявив трудности, мы можем сказать, какие именно упражнения необходимы для их преодоления. Любое упражнение должно быть непременно мотивированно наличием какого-либо затруднения, преодоление которого и составляет его содержательную сторону.

Общая трудность в аудировании, на которую раннее указывали методисты, - отсутствие четкой границы между звуками в слове. Но отсутствие такой границы является нормой, тогда как восприятие всех звуков звукового ряда невозможно уже по причине ограниченности слухового рецептора человека: последний не воспринимает всю звуковую структуру слова.

Важно и то, что слово не тождественно сумме составляющих его звуков. Действительное соотношение слова и его элементов в плане восприятия показали экспериментальные исследования, в ходе которых слоги, записанные на магнитную ленту и затем склеенные в отдельное слово, воспринимались не как слово, а как некоторая последовательность слогов.

Поскольку отсутствие четкой границы между звуками в слове не препятствие, а предпосылка узнавания целого слова, то эту трудность следует считать нерелевантной для методики обучения аудированию.

Вышеизложенное справедливо и на следующем уровне общей трудности – отсутствие четкой границы между словами в потоке речи. Фонетическая грань между словами в речи неустойчива и подвижна, а в некоторых языках слова «ничем фонетически не выделяются», и в звуковом потоке обособляются не слова, а «целые группы слов», выражающие в процессе речи единое смысловое целое.

Одной из самых важных функций речевого слуха является различение пауз между смысловыми группами слов или речевыми звеньями. Чтобы помочь обучаемому развивать соответствующую сторону речевого слуха – различать паузы между речевыми звеньями внутри фраз, необходима определенная опора. Такой опорой может быть увеличение длительности существующих пауз. Таким образом, различение пауз между речевыми звеньями звучащего текста должно быть задачей первых учебных действий при обучении аудированию.

Следующая трудность носит иной характер. Большое число незнакомых слов и особенно грамматических явлений может привести к тому, что учащиеся совсем не поймут текст, т.е. возникает лексическая и грамматическая трудность.

Лексическую трудность не обязательно включать в специальные упражнения при обучении аудированию, вполне достаточно предварительного объяснения в процессе ориентирующих замечаний перед прослушиванием текста.

Грамматическая трудность представляет собой препятствие к осмыслению текста. С одной стороны, мы можем иметь дело с формальными признаками логико-грамматического предложения. Эти признаки информативны при восприятии печатного текста. С другой стороны, в звучащем тексте мы сталкиваемся со звучащей фразой, которую мы можем понять в нормальном речевом потоке только непосредственно. При обучении аудированию за основу следует брать именно второе и не отождествлять параметры устной и письменной речи. Вторым важным параметром является логическое ударение. Хотя логическое ударение материально выражено в звучащем тексте. Поэтому важно научить адекватно воспринимать логическое ударение.

Для преодоления этой трудности необходимо подбирать тексты, в которых логическое ударение представлено более четко. Для того, чтобы обучение осуществялось более эффективно, желательно, чтобы аудированию текстов с четко выраженным логическим ударением предшествовал этап разъяснения. На наглядных примерах преподавателю следует показать, как от перенесения логического ударения в одном и том же предложении меняется смысл.

Исключительно важным фактором, определяющим успех обучения аудированию, является характер опор в процессе работы со звучащим текстом. Некоторые методисты рекомендуют программы аудирования, в основе которых лежат зрительные опоры с постепенным их снятием. Суть данного подхода заключается в том, что освоение навыка аудирования начинается с опоры на визуальную наглядность, такую, как картина, кинофрагмент, диафильм.

Действительно, зрительные опоры при обучении аудированию помогают понять текст. Но, как нам представляется, достигается это по существу за счет обхода трудностей звучащего текста. Получив необходимую информацию за счет зрительных опор, обучаемый не будет испытывать необходимости в извлечении информации из звучащего текста. Из этого следует, что опоры при обучении аудированию должны находиться в самом звучащем тексте. Тогда учащиеся будут вынуждены учиться преодолевать трудности, а не обходить их.

Список литературы

  1. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фаломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранному языку в средней школе. Москва. Высшая школа. 1982

  2. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения. ИЯШ. 1985, № 1

  3. Пасов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Москва. Русский язык. 1989


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Трудности аудирования"

Автор: Овод Елена Сергеевна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185274

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Научная статья "Трудности аудирования иноязычной речи""
    ["seo_title"] => string(58) "nauchnaia_statia_trudnosti_audirovaniia_inoiazychnoi_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "640067"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1700321928"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Научная статья "Проблемы аудирования иноязычной речи""
    ["seo_title"] => string(57) "nauchnaia_statia_problemy_audirovaniia_inoiazychnoi_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "641745"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702146558"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Научная статья "Аудирование как вид речевой деятельности и его место в учебном процессе""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_audirovanie_kak_vid_rechevoi_deiatelnosti_i_ego_mesto_v_uchebno"
    ["file_id"] => string(6) "640066"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1700321420"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Основные трудности при восприятии иноязычной речи на слух и пути их преодоления. "
    ["seo_title"] => string(90) "osnovnyie-trudnosti-pri-vospriiatii-inoiazychnoi-riechi-na-slukh-i-puti-ikh-prieodolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "193117"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427566473"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "АПРОБАЦИЯ НОВОГО УМК  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ "
    ["seo_title"] => string(44) "aprobatsiia-novogo-umk-po-angliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "107951"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403513219"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства