kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья "Проблемы аудирования иноязычной речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы аудирования иноязычной речи

В последние годы проблемы аудирования инозычной речи являются весьма актуальными и привлекают все большее внимание исследователей. Существует целый ряд работ, посвященных данной тематике. Однако до настоящего времени многие проблемы остаются не до конца решенными. В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Научить обучающихся понимать звучащую речь является одной из важнейших целей обучения [2]. Аудирование – необходимый навык при изучении иностранного языка. Несмотря на его значимость, трудности, возникающие в процессе аудирования, начали изучаться сравнительно недавно. Чтобы иметь положительный результат аудирования, следует определить ряд трудностей, оказывающих влияние на прогресс и мотивацию учащихся. Одним из очевидных препятствий является тот факт, что «произношение слова может сильно отличаться от его написания» [3]. Устная речь существенно отличается от письменной, вследствие чего, идентификация слова становится проблематичной для учащегося. Наравне с произношением и идентификацией границ слова, разницей в фонетическом строе родного и изучаемого языка, следует рассматривать и просодические компоненты речи, такие как интонация, мелодика, темп речи. Еще один момент, который следует учитывать - «словарный запас и грамматика также имеют тенденцию становиться более разговорными и менее формальными» [4],т.е. спонтанность речи, отсутствие последовательности в изложении мыслей, отклонение от языковых норм, изобилие разговорных речевых клише и выражений, а также фразеологических оборотов, вызывают у учащихся в процессе аудирования ряд трудностей, обусловленных стилевой и жанровой принадлежностью аудиотекста. Следующая трудность, которую следует учитывать, заключается в том, что «устные тексты существуют в реальном времени и нуждаются в быстрой обработке; когда текст закончен, остается только его ментальное представление» [5]. Аудирование требует мгновенной обработки, что делает данный вид речевой деятельности более сложным, чем, например, чтение. Кроме того, «в большинстве случаев слушатели должны обрабатывать текст, темп которого устанавливается говорящим» [4], что означает, что слушатели обычно не могут контролировать скорость, что вынуждает их воспринимать речь говорящего в навязанном им «скоростном режиме». Социокультурные особенности страны изучаемого языка, также оказывают существенное влияние на возникновение трудностей у учащихся. Обучаясь на своей родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми фоновыми знаниями. Таким образом, общее понимание культуры и истории страны могут сыграть значительную роль в понимании речевого сообщения. [1] В процессе обучения аудированию учителю необходимо учитывать возможность возникновения трудностей, а также прогнозировать и заранее предотвращать их возникновение. В случае возникновения препятствий, описанных выше, помогать учащимся в их преодолении. Целенаправленная деятельность учителя содействует предотвращению трудностей по формированию всех психологических механизмов аудирования, всех навыков и умений, входящих в структуру этого вида речевой деятельности. На занятие по иностранному языку должна реализовываться регулярная, последовательная тренировка всех психологических механизмов аудирования, нацеленная на: а) увеличение темпа внутреннего проговаривания; б) формирование механизмов речевого слуха, вероятностного прогнозирования, селекционирования полезного сигнала; в) расширение объема оперативной памяти. Так как аудирование считается внешне невыраженным процессом внутренней активности, для диагностики трудностей необходимо извлекать осуществляемые действия во внешний план с помощью специально разработанных для этой цели системы заданий и обсуждать с учащимися, что именно кажется им наиболее сложным, чему, с их точки зрения, необходимо в первую очередь уделить внимание. Продуманная организация учебного процесса, четкость и логичность изложения, максимальная опора на активную мыслительную деятельность, разнообразие приемов обучения, уточнение задач восприятия позволяет создать внутреннюю мотивацию, направить внимание обучающихся на моменты, которые помогут запрограммировать будущую практическую деятельность с воспринятым материалом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Проблемы аудирования иноязычной речи"»

Проблемы аудирования инозычной речи

В последние годы проблемы аудирования инозычной речи являются весьма актуальными и привлекают все большее внимание исследователей. Существует целый ряд работ, посвященных данной тематике. Однако до настоящего времени многие проблемы остаются не до конца решенными. В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Научить обучающихся понимать звучащую речь является одной из важнейших целей обучения [2]. Аудирование – необходимый навык при изучении иностранного языка. Несмотря на его значимость, трудности, возникающие в процессе аудирования, начали изучаться сравнительно недавно. Чтобы иметь положительный результат аудирования, следует определить ряд трудностей, оказывающих влияние на прогресс и мотивацию учащихся. Одним из очевидных препятствий является тот факт, что «произношение слова может сильно отличаться от его написания» [3]. Устная речь существенно отличается от письменной, вследствие чего, идентификация слова становится проблематичной для учащегося. Наравне с произношением и идентификацией границ слова, разницей в фонетическом строе родного и изучаемого языка, следует рассматривать и просодические компоненты речи, такие как интонация, мелодика, темп речи. Еще один момент, который следует учитывать - «словарный запас и грамматика также имеют тенденцию становиться более разговорными и менее формальными» [4],т.е. спонтанность речи, отсутствие последовательности в изложении мыслей, отклонение от языковых норм, изобилие разговорных речевых клише и выражений, а также фразеологических оборотов, вызывают у учащихся в процессе аудирования ряд трудностей, обусловленных стилевой и жанровой принадлежностью аудиотекста. Следующая трудность, которую следует учитывать, заключается в том, что «устные тексты существуют в реальном времени и нуждаются в быстрой обработке; когда текст закончен, остается только его ментальное представление» [5]. Аудирование требует мгновенной обработки, что делает данный вид речевой деятельности более сложным, чем, например, чтение. Кроме того, «в большинстве случаев слушатели должны обрабатывать текст, темп которого устанавливается говорящим» [4], что означает, что слушатели обычно не могут контролировать скорость, что вынуждает их воспринимать речь говорящего в навязанном им «скоростном режиме». Социокультурные особенности страны изучаемого языка, также оказывают существенное влияние на возникновение трудностей у учащихся. Обучаясь на своей родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми фоновыми знаниями. Таким образом, общее понимание культуры и истории страны могут сыграть значительную роль в понимании речевого сообщения. [1] В процессе обучения аудированию учителю необходимо учитывать возможность возникновения трудностей, а также прогнозировать и заранее предотвращать их возникновение. В случае возникновения препятствий, описанных выше, помогать учащимся в их преодолении. Целенаправленная деятельность учителя содействует предотвращению трудностей по формированию всех психологических механизмов аудирования, всех навыков и умений, входящих в структуру этого вида речевой деятельности. На занятие по иностранному языку должна реализовываться регулярная, последовательная тренировка всех психологических механизмов аудирования, нацеленная на: а) увеличение темпа внутреннего проговаривания; б) формирование механизмов речевого слуха, вероятностного прогнозирования, селекционирования полезного сигнала; в) расширение объема оперативной памяти. Так как аудирование считается внешне невыраженным процессом внутренней активности, для диагностики трудностей необходимо извлекать осуществляемые действия во внешний план с помощью специально разработанных для этой цели системы заданий и обсуждать с учащимися, что именно кажется им наиболее сложным, чему, с их точки зрения, необходимо в первую очередь уделить внимание. Продуманная организация учебного процесса, четкость и логичность изложения, максимальная опора на активную мыслительную деятельность, разнообразие приемов обучения, уточнение задач восприятия позволяет создать внутреннюю мотивацию, направить внимание обучающихся на моменты, которые помогут запрограммировать будущую практическую деятельность с воспринятым материалом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научная статья "Проблемы аудирования иноязычной речи"

Автор: Мележечкина Наталья Владимировна

Дата: 09.12.2023

Номер свидетельства: 641745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Научная статья "Трудности аудирования иноязычной речи""
    ["seo_title"] => string(58) "nauchnaia_statia_trudnosti_audirovaniia_inoiazychnoi_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "640067"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1700321928"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Научная статья "Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_govorenie_i_ego_rol_v_prakticheskom_ovladenii_inostrannym_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "644050"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1705430586"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Рабочая программа элективного курса по английскому языку "Глобальные проблемы современности: экология" "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-anghliiskomu-iazyku-global-nyie-probliemy-sovriemiennosti-ekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "114418"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411484224"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Статья "Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка " "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-ispol-zovaniie-intierniet-riesursov-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "154098"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421097971"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Применение современных образовательных технологий на уроке английского языка"
    ["seo_title"] => string(79) "primenenie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "520431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569096780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства