Научная статья "Проблемы аудирования иноязычной речи"
Научная статья "Проблемы аудирования иноязычной речи"
Проблемы аудирования иноязычной речи
В последние годы проблемы аудирования инозычной речи являются весьма актуальными и привлекают все большее внимание исследователей. Существует целый ряд работ, посвященных данной тематике. Однако до настоящего времени многие проблемы остаются не до конца решенными. В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Научить обучающихся понимать звучащую речь является одной из важнейших целей обучения [2]. Аудирование – необходимый навык при изучении иностранного языка. Несмотря на его значимость, трудности, возникающие в процессе аудирования, начали изучаться сравнительно недавно. Чтобы иметь положительный результат аудирования, следует определить ряд трудностей, оказывающих влияние на прогресс и мотивацию учащихся. Одним из очевидных препятствий является тот факт, что «произношение слова может сильно отличаться от его написания» [3]. Устная речь существенно отличается от письменной, вследствие чего, идентификация слова становится проблематичной для учащегося. Наравне с произношением и идентификацией границ слова, разницей в фонетическом строе родного и изучаемого языка, следует рассматривать и просодические компоненты речи, такие как интонация, мелодика, темп речи. Еще один момент, который следует учитывать - «словарный запас и грамматика также имеют тенденцию становиться более разговорными и менее формальными» [4],т.е. спонтанность речи, отсутствие последовательности в изложении мыслей, отклонение от языковых норм, изобилие разговорных речевых клише и выражений, а также фразеологических оборотов, вызывают у учащихся в процессе аудирования ряд трудностей, обусловленных стилевой и жанровой принадлежностью аудиотекста. Следующая трудность, которую следует учитывать, заключается в том, что «устные тексты существуют в реальном времени и нуждаются в быстрой обработке; когда текст закончен, остается только его ментальное представление» [5]. Аудирование требует мгновенной обработки, что делает данный вид речевой деятельности более сложным, чем, например, чтение. Кроме того, «в большинстве случаев слушатели должны обрабатывать текст, темп которого устанавливается говорящим» [4], что означает, что слушатели обычно не могут контролировать скорость, что вынуждает их воспринимать речь говорящего в навязанном им «скоростном режиме». Социокультурные особенности страны изучаемого языка, также оказывают существенное влияние на возникновение трудностей у учащихся. Обучаясь на своей родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми фоновыми знаниями. Таким образом, общее понимание культуры и истории страны могут сыграть значительную роль в понимании речевого сообщения. [1] В процессе обучения аудированию учителю необходимо учитывать возможность возникновения трудностей, а также прогнозировать и заранее предотвращать их возникновение. В случае возникновения препятствий, описанных выше, помогать учащимся в их преодолении. Целенаправленная деятельность учителя содействует предотвращению трудностей по формированию всех психологических механизмов аудирования, всех навыков и умений, входящих в структуру этого вида речевой деятельности. На занятие по иностранному языку должна реализовываться регулярная, последовательная тренировка всех психологических механизмов аудирования, нацеленная на: а) увеличение темпа внутреннего проговаривания; б) формирование механизмов речевого слуха, вероятностного прогнозирования, селекционирования полезного сигнала; в) расширение объема оперативной памяти. Так как аудирование считается внешне невыраженным процессом внутренней активности, для диагностики трудностей необходимо извлекать осуществляемые действия во внешний план с помощью специально разработанных для этой цели системы заданий и обсуждать с учащимися, что именно кажется им наиболее сложным, чему, с их точки зрения, необходимо в первую очередь уделить внимание. Продуманная организация учебного процесса, четкость и логичность изложения, максимальная опора на активную мыслительную деятельность, разнообразие приемов обучения, уточнение задач восприятия позволяет создать внутреннюю мотивацию, направить внимание обучающихся на моменты, которые помогут запрограммировать будущую практическую деятельность с воспринятым материалом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Проблемы аудирования иноязычной речи"»
Проблемы аудирования инозычной речи
В последние годы проблемы аудирования инозычной речи являются весьма актуальными и привлекают все большее внимание исследователей. Существует целый ряд работ, посвященных данной тематике. Однако до настоящего времени многие проблемы остаются не до конца решенными. В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Научить обучающихся понимать звучащую речь является одной из важнейших целей обучения [2]. Аудирование – необходимый навык при изучении иностранного языка. Несмотря на его значимость, трудности, возникающие в процессе аудирования, начали изучаться сравнительно недавно. Чтобы иметь положительный результат аудирования, следует определить ряд трудностей, оказывающих влияние на прогресс и мотивацию учащихся. Одним из очевидных препятствий является тот факт, что «произношение слова может сильно отличаться от его написания» [3]. Устная речь существенно отличается от письменной, вследствие чего, идентификация слова становится проблематичной для учащегося. Наравне с произношением и идентификацией границ слова, разницей в фонетическом строе родного и изучаемого языка, следует рассматривать и просодические компоненты речи, такие как интонация, мелодика, темп речи. Еще один момент, который следует учитывать - «словарный запас и грамматика также имеют тенденцию становиться более разговорными и менее формальными» [4],т.е. спонтанность речи, отсутствие последовательности в изложении мыслей, отклонение от языковых норм, изобилие разговорных речевых клише и выражений, а также фразеологических оборотов, вызывают у учащихся в процессе аудирования ряд трудностей, обусловленных стилевой и жанровой принадлежностью аудиотекста. Следующая трудность, которую следует учитывать, заключается в том, что «устные тексты существуют в реальном времени и нуждаются в быстрой обработке; когда текст закончен, остается только его ментальное представление» [5]. Аудирование требует мгновенной обработки, что делает данный вид речевой деятельности более сложным, чем, например, чтение. Кроме того, «в большинстве случаев слушатели должны обрабатывать текст, темп которого устанавливается говорящим» [4], что означает, что слушатели обычно не могут контролировать скорость, что вынуждает их воспринимать речь говорящего в навязанном им «скоростном режиме». Социокультурные особенности страны изучаемого языка, также оказывают существенное влияние на возникновение трудностей у учащихся. Обучаясь на своей родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми фоновыми знаниями. Таким образом, общее понимание культуры и истории страны могут сыграть значительную роль в понимании речевого сообщения. [1] В процессе обучения аудированию учителю необходимо учитывать возможность возникновения трудностей, а также прогнозировать и заранее предотвращать их возникновение. В случае возникновения препятствий, описанных выше, помогать учащимся в их преодолении. Целенаправленная деятельность учителя содействует предотвращению трудностей по формированию всех психологических механизмов аудирования, всех навыков и умений, входящих в структуру этого вида речевой деятельности. На занятие по иностранному языку должна реализовываться регулярная, последовательная тренировка всех психологических механизмов аудирования, нацеленная на: а) увеличение темпа внутреннего проговаривания; б) формирование механизмов речевого слуха, вероятностного прогнозирования, селекционирования полезного сигнала; в) расширение объема оперативной памяти. Так как аудирование считается внешне невыраженным процессом внутренней активности, для диагностики трудностей необходимо извлекать осуществляемые действия во внешний план с помощью специально разработанных для этой цели системы заданий и обсуждать с учащимися, что именно кажется им наиболее сложным, чему, с их точки зрения, необходимо в первую очередь уделить внимание. Продуманная организация учебного процесса, четкость и логичность изложения, максимальная опора на активную мыслительную деятельность, разнообразие приемов обучения, уточнение задач восприятия позволяет создать внутреннюю мотивацию, направить внимание обучающихся на моменты, которые помогут запрограммировать будущую практическую деятельность с воспринятым материалом.