Организация самостоятельной работы учащихся на уроках немецкого языка
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках немецкого языка
Одна из задач школы на современном этапе – научить учащихся учиться. Один из способов развития самостоятельности учеников – их самостоятельная работа на уроке.Формирование навыков и умений учебной деятельности – это процесс формирования учебной самостоятельности школьников. На примере изучения темы "Im Theater".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках немецкого языка»
«Организация самостоятельной работы на уроках немецкого языка».
Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке, и степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности.
В чем же заключается сущность понятия самостоятельной работы учащихся?
Анализируя все возможные подходы, предложенные различными учеными, занимавшимися исследованиями в этой области, можно за основу принять следующее определение: «Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся с определённой долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве учителя выполняют различного рода задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции».
Управление самостоятельной работой учащихся ещё встречается с целым рядом трудностей. Ученики недостаточно владеют методами самостоятельной работы. Задачей учителя является дать правильное направление самостоятельной работе учеников. И вот тут (!!!) я бы не спешила и сказала, что учитель должен САМ осмыслить суть и разнообразие видов самостоятельной работы, чтобы обучить ею своих учеников.
Какая особая мотивация может возникнуть у ученика перед изучением немецкого языка? - Простой интерес, оценка в аттестат, участие в олимпиаде, поездка с родителями в страну изучаемого языка… Это всё слабые аргументы в наше время. Просто фанатов – тоже мало. И, если всё это соединить с нашими уроками и учебниками, то хороший результат можно и не ожидать. Скучнее артиклей, глагольных временных форм, порядка слов в предложении, склонения имён прилагательных вряд ли сейчас можно придумать. Вызвать интерес можно именно при помощи организации самостоятельной работы.
Как именно?
(Если это уже проверенный алгоритм) Учитель приходит в класс. Записывает на доске новые слова и соответственно к ним новые выражения. Записывает тему урока, грамматическую подтему. И с помощью сообщения или презентации делает подробное вступление. Таков зачин для разговора.
Затем даёт толкование новых слов на доске (управление новых глаголов, образование 3-х основных форм глагола, степени сравнения имён прилагательных, наречий и всё то, что уместно для урока.) Учащиеся должны быть внимательны, потому что предстоит активное употребление данного лексического материала.
На этом активная роль учителя должна померкнуть. Учащиеся получают задачу обсудить тему на немецком языке с помощью данной информации. И вот тогда рука школьника тянется к словарю, ему есть необходимость получить ответ на свой вопрос у учителя. Главное – достичь цели.
А задания могут быть разными. Например: доказать, расспросить, рассказать, убедить, отговорить, сообщить в диалоге или в монологическом высказывании ту информацию, которую уже активизировали на прошлых уроках, и особенно на данном уроке.
Кто больше, интереснее, необычнее, правильнее справится, - тот и … Задания могут быть групповыми, парными, в виде сообщения. Главное – работать ВСЕМ на результат и не ждать, когда вызовут или не вызовут к доске. Хорошо, когда есть направляющий ученик.
Как отмечал Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), обучение происходит через «голову, сердце и руки», то есть когнитивное, эмоциональное и психомоторное обучение учащихся. Можно утверждать, что когда представленное учащемуся иностранное слово пройдёт все эти этапы, то, бесспорно, оно будет использовано им в коммуникативной ситуации в жизни. Организация дидактической игры на учебных занятиях по немецкому языку предусматривает:
— открытость для социальных тем, актуальных возрасту учащихся;
— коммуникативный успех, которому придаётся большее значение, чем формальной корректности;
— использование учебной коммуникативной ситуации и учебного материала, которые побуждают к говорению;
— нераздельность этапа упражнения и этапа коммуникации;
— различные формы работы: самостоятельно, в парах, в группе;
— соответствующую расстановку мебели (круговая, буквой «П», по группам);
— формирование у учащихся помимо речевых и языковых компетенций умения работать в команде, самостоятельность в обучении;
— реализацию принципа целостности, что значит, учащиеся обучаются через мысли, чувства и действия.
Поэтому необходимо рассмотреть те специфические черты внимания и памяти, которые необходимо учитывать при организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка.
Предположим, тема «Театр».
(Визуально представить учащимся лексический материал ):
Das Theater
Das Stück
Das Schauspiel
Der Schauspieler
Die Tragödie
Die Komödie
der Schauspieler
der Schauspielerin
spielen
der Held
die Szene
die Pause
die Rolle
der Akt
auf der Bühne erscheinen
der Zuschauer
klatschen
der Vorstellung
die Aufführung
der Vorhang hebt sich
fallen
die Theaterkasse
die Karte
heute Abend
ausverkauft
das Parkett
der erste Rang
die erste Loge
in der ersten Reihe
wie viel
kosten
die Eintrittskarte
die Reihe
der Platz
die Platzanweiserin
beginnen
die Garderobe
verteilen
die Kassiererin
verkaufen
das Kino
zeugen
mitspielen
Gibt es noch Karten?
zu nahe
die Leinwand
drehen
der Star
der Filmstar
Задание может быть обратным: найти значение немецких слов от данных русских. Такая ситуация более результативная, потому что нужно будет запомнить или выписать слово с артиклем, его управление или 3 основных глагольных формы.
Затем поставить задачу: на какие вопросы можно ответить по данной теме? Например:
-Какие виды театров существуют? Балетный, оперный, Детский, кукольный, драматический, музыкальный …
-Где расположен театр? В центре города, на улице Вернадского 34, возле парка, напротив университета…
-Кто ходит в театр? Пенсионеры, музыканты, студенты, одинокие люди, романтики, серьёзные люди…
-Где продают билеты, кто и куда? В кассе, в метро; кассир, студенты; в партер, бельэтаж, на балкон…
-Что самое интересное в театре: декорации, костюмы, музыка или актёры?
-Как долго длится представление?
-Играют ли известные актёры, звёзды? Кто?
-Что нравится в театре?
-Что не понравилось в пьесе?
-Известны ли автор, режиссёр, имена актёров?
-С кем ты ходил в театр? Почему ты не ходишь с родителями?
-Эта пьеса устарела? Какие эмоции она вызывает?
-Готова ли публика к такому сюжету?
-Пожалел ли ты о потраченном времени?
-Когда ты сходил в буфет? Или ты жевал во время спектакля?
-Долго ли аплодировали зрители?
-На каком ряду ты сидел?
-Как звучала музыка?
-Учит ли театр понимать прекрасное?
-Какие у тебя планы: ты пойдёшь в другой театр, выберешь другую пьесу или вообще не будешь ходить в театр?
Большую часть урока группы говорят. Учитель выбирает себе роль участника ,слушателя или контролёра. Он ставит оценки, или не ставит, подводит итог , благодарит за работу, отмечает активность и задаёт на дом эту же тему, только , например, письменно в виде описания, диалога, письма. А, может, презентации. Это и есть закрепление материала.
Переходить на следующем уроке на совершенно другую тему – это проиграть. Лучше поговорить на родственную. О книгах, музеях, кино, концертах.
Учащиеся любят припоминать, поэтому лучшая опора на уроке –это предыдущий материал.
Говоря о подготовке к самостоятельной работе, необходимо знакомить учащихся с различными учебными стратегиями. Речь идет, например, о стратегиях работы с текстом: умение видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т.д. ,
-обучение пользоваться справочной литературой, в частности, словарями.
-формирование навыков словообразования. Но работа над словообразованием должна вестись на протяжении всего периода обучения.
Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играет самоконтроль. В связи с этим встает проблема отношения учителя к ошибкам. При изучении иностранного языка – ошибки естественны и неизбежны. Если ученики сами будут исправлять ошибки, то ошибка будет являться не тормозящим, а развивающим фактором в процессе обучения. Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Это когда учащиеся проверяют друг у друга домашнее задание, самостоятельную работу.
В целом, можно сказать, что развитие самостоятельности, формирование навыков самостоятельной работы – являются одной из приоритетных задач в работе современного учителя немецкого языка. ТРЕБУЯ ОТ УЧЕНИКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗАДАТЬ САМ СЕБЕ ВОПРОС, А НАУЧИЛ ЛИ ОН ЭТОМУ СВОИХ УЧЕНИКОВ.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) "Технологическая карта урока немецкого языка в 3 классе по теме «Начало учебного года. О чем говорят дети в школьном дворе?» "
["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-niemietskogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nachalo-uchiebnogho-ghoda-o-chiem-ghovoriat-dieti-v-shkol-nom-dvorie"
["file_id"] => string(6) "125335"
["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414952089"
}
}