Просмотр содержимого документа
«Нестандартные приёмы и формы работы с грамматическим материалом»
Атуева Мария Эмануиловна,
учитель немецкого языка высшей квалификационной категории
Нестандартные приёмы и формы работы с грамматическим материалом
Нестандартные приёмы и формы работы с грамматическим материалом поддерживают интерес к немецкому языку и способствуют лучшему запоминанию и усвоению языкового материала. Я считаю, что почти в любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элемент игры. Видоизменяя игровые ситуации, я стараюсь создать условия для автоматизации лексических единиц и грамматических явлений. Это активизирует внимание, развивает память, мышление, способствует более быстрому выходу в речь.
Приведу несколько примеров моей работы над некоторыми грамматическими темами.
Для закрепления спряжения модальных глаголов я использую следующие рифмовки:
Ich will, ich kann, ich soll, ich muβ
das Lernen ist ne harte Nuβ
Wir wollen, wir können, wir sollen, wir müssen
wir knacken gern die harten Nüsse!
Ich will doch immer lustig sein
du willst doch immer lachen
er will doch immer fleiβig sein
und machen tolle Sachen
Wir wollen immer lustig sein
ihr wollt doch immer lachen
sie wollen immer fleiβig sein
Sie wollen Vieles machen!
Lest bitte diesen Zungenbrecher möglichst schneller vor!
Esel fressen Nesseln nicht.
Nesseln fressen Esel nicht.
2. Ratet mal! Wie heiβt dieses Tier?
Dieses Tier ist groβ. Es ist stark. Besonders groβ sind seine Ohren. Dieses Tier friβt Blätter, Рflanzen. Es ist sehr klug und hilft den Menschen bei der Arbeit. Es lebt in Afrika, Indien und Indonesien. (der Elefant)
3. Sucht Fehler!
Der Hund bewacht die Maus.
Die Katze fängt das Haus.
4. Rätsel.
Er wacht im Haus, wenn alles ruht. (der Hund)
Und er kann klettern flink und gut. (der Affe)
Er singt und liebt die Kirschen sehr. (der Star)
Und er trägt Lasten Zentner schwer. (der Esel)
Und wer hat einen Kamm und kämmt sich nicht? (der Hahn)
5. Was fehlt?
Die Katze spricht zur ..... (Maus)
„Sag mir, wo ist dein .....?“ (Haus)
„oh, nein. du böses .....(Tier)
Das sage ich nicht dir“.
6. Wörterrätsel
Mit N ein Teil von mir. (Nase)
Mit H am Feld ein Tier (Hase)
Mit M ein Teil von dir (Mund)
Mit H im Haus ein Tier (Hund)
7. Wir spielen
Gänse, Gänse!
Der Hirt: Gänse, Gänse!
Die Gänse: Ga, ga, ga!
Der Hirt: Wollt ihr essen?
Die Gänse: Ja! Ja! Ja!
Der Hirt:Gänse, Gänse, geht nicht fort!
Hier ist auch ein schöner Ort:
klares Wasser, frisches Gras
Gänse, Gänse, hört ihr das?
Achtung! Achtung! Achtung, merkt!
Der Fuchs ist dort unter dem Berg!
Der Fuchs: Gänse, Gänse, geht nicht fort!
Hier ist auch ein schönes Ort:.
Klares Wasser, frisches Gras
Gänse, Gänse, kommt mal hier!
Gänsebraten, schmeckt mir sehr!
Der Hirt: Gänse, Gänse! Macht mal schnell,
kommt zu mir zur sicheren Stell !
7. Ratet mal! Mit wem spricht Anton?
Der Junge geht einmal seinen Freund besuchen. Aber die Tür war zu. Er fragte:
-Sascha, bist du zu Hause? (Da hörte er)
-Zu Hause! Zu Hause!
-Du sprichst so komisch, du bist krank?
-Krank! Krank!
-Mach die Tür auf!
-Mach auf! Mach auf!
-Ich verstehe nicht. Ich komme dich besuchen und kann nichts ins Zimmer. Ist das schön?
-Schön! Schön!
-Ich will mit dir nicht sprechen. Ich gehe nach Hause.
-Nach Hause! Nach Hause! Anton ging auf die Straβe und sah seinen Freund.
„Mit wem habe ich gesprochen?”
„Mit meinem ... (Papagei). Ich habe ihn am Sonntag gekauft.“
8.Gedichte
Es war eine Mutter,
Sie hatte 8 Kinder.
Das erste hieβ Hans,
Das zweite hieβ Dieter.
Das dritte war Veronika,
Sie spielte gut Harmonika.
Das vierte hieβ Liane,
Sie aβ sehr gern Bananen.
Das fünfte hieβ Erika,
Sie lebte in Amerika.
Das sechste hieβ Grete,
Sie spielte Trompete.
Das siebte Kind war Kunigunde,
Sie hatte gerne Katzen, Hunde.
Die achte Tochter hieβ Konstanze,
Sie konnte singen und schön tanzen.
Und alle ihre Kinder
Trieben gerne Sport.
Und alle ihre Kinder
Hielten immer Wort.
9. Lieder
Backe, backe Kuchen,
der Bäcker hat gerufen:
wer will guten Kuchen backen,
der muβ haben sieben Sachen:
Eier und Schmalz,
Zucker und Salz,
Milch und Mehl
Und viele Nuss !
Kinder ! Schmeckt der Kuchen süβ ?
Одной из основных задач обучения на начальном этапе является формирование навыков техники чтения, так как без них невозможно в дальнейшем сформировать навыки осмысленного чтения. К концу 2 класса учащиеся должны:
овладеть графикой написания букв и буквосочетаний;
уметь соотносить их со звуками и звукосочетаниями;
овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи;
уметь читать и выполнять письменные задания (списывать, выписывать, закончить предложение, ответить на вопросы)
В связи с этим упражнения по формированию техники чтения можно разделить на 4 группы.
I Упражнения, направленные на овладение графикой написания букв и буквосочетаний. К ним относятся задания типа:
1. Напишите буквы по образцу.
2. Напишите печатные буквы прописью.
3. Обведите слово по контуру (тренируется правильное написание букв).
4. Спишите схожие буквы и назовите элементы, которыми они различаются, например: k-h, T-F
5. Какие буквы можно написать, если добавить к букве «о» другие элементы?
Назовите их: о (а, b, d, o, a, g)
6.Найдите каждой большой букве соответствующую пору и соедините их
7. Буквы-мамы разговаривают по телефону с буквами-дочками. Найдите эти буквы и соедините их.
A B C D E F G
b c f e g a d
8. Впишите недостающие буквы по алфавиту. _ b _ _ e _ _ h _ _ _ l m _ _ _
II.Упражнения на развитие умений соотносить букву /буквосочетание со звуком /звукосочетанием.
1.Напишите, какая буква или буквосочетание передаёт данный звук.
2. Зачитайте из данных слов вслух те слова, в которых звук h (c,u ...) стоит в середине слова.
3. Прочитайте слова. Слова со звуком æ обведите кружочком:
malen, lesen, ein, dein spielen, turnen, gut, zwei, fallen, Zimmer, böse, Leipzig, sein, ordentlich, zwei, einladen, schön, romantisch.
4. Из данных слов выпишите все слова с буквами а, u, o, в середине слова: fertig, immer, schon, Gemüse, Käse, Butter, Fleisch, grün, Brötchen, gemütlich, Dach, Küche, Wand, Zucker.
Ja Nein
Haus
zehn
Hund
Sohn
Wohnung
heiβen
sehr
haben
5.Прочитайте слова и поставьте знак «+» в первую колонку, если буква «h» произносится, и во вторую, если буква «h» не произносится.
6. Наклейте слова из таблицы в соответствующую колонку.
Speise fein klein frei
Eile zwei Eimer weit
Brei Seife Reifen Schrei
Eisen eisig einig Reis
III. Упражнения, направленные на овладение орфографией слов.
1.Прочитайте слова (предложения) и скажите, почему в них выделены буквы или буквосочетания. Запомните эти слова (предложения) и напишите их в тетрадь по памяти. Проверьте, правильно ли вы их написали:
klug, Kirche, Spielzeug
Jener Junge heiβt Dieter.
Dieses Mädchen ist fleiβig.
2.Верните на место буквы, выпавшие из слов:
fleiβ_, ne_, la_, ___warz, w_s, br__n
tt h f ng o ch ig u au sch ck ei ie
3. Вставьте пропущенные буквы:
T__ATER GE___FT C_F_
4.Прочитайте слова. Меняя первые буквы, образуйте новые: Hand (Wand) leben (heben), fort (dort), machen (lachen), nieder (wieder)
IV. Упражнения на развитие умений чтения.
1. Спишите печатный текст и подчеркните трудные орфограммы.
2. Спишите текст и подчеркните в нём слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.
3. Выпишите из текста слова, в которых один звук передаётся различными буквами, например: V-F, sch, sp, st
4.Спишите текст, исправив допущенные в нём ошибки.