Игра как средство учебной деятельности
План доклада
1.Введение. Игра как специальный вид учебной деятельности.
2.Основная часть. Виды игр, их характеристика.
3.Заключительная часть. Значение игр.
1.Введение. Игра как специальный вид учебной деятельности.
Игра как специальный вид учебной деятельности является средством обучения, смысл которого научить действовать. Игровая задача требует интенсивной работы мысли, направленной на поиск путей и средств ее решения. Используя игру, учитель формирует и развивает у детей навыки и умения находить необходимую информацию. В ходе игры создаются условия которые способствуют непроизвольному усвоению изучаемого материала, развитию их творческих способностей. Необычность формы, нестандартный характер способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету. Наиболее активно игра используется на уроках немецкого языка, главная цель которых обучение языку как средству общения. Формирование речевых навыков и умений должно идти в условиях, максимально приближенных к жизни.
Функции учебной игры:
- мотивационно-побудительная
- обучающая
-воспитательная
-ориентирует на конкретную ситуацию
-приближает учебную деятельность к условиям реальной жизни
Учебные игры характеризуются учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом.
По количественному составу игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, коллективные, в которых присутствует не только общение с текстом, но и общение с партнерами. По характеру и форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные, ролевые, соревнования, интеллектуальные ( тесты, ребусы, кроссворды)
По длительности проведения- продолжительные и непродолжительные. По целям и задачам делятся на языковые, ролевые и для обучения общению.
Языковые в свою очередь делятся на фонетические, лексические, грамматические, стилистические.
Главная цель фонетических игр- постановка произношения, тренировка в произнесении звуков в словах, фразах , предложениях, отработка интонации. По мере продвижения вперед фонетические игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, пословиц, стихов и песен, которые используются в качестве фонетической зарядки на всех этапах обучения.
Каждая игра имеет определенную цель.
2.Основная часть.
Виды игр, их характеристика.
Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся на лексическом материале и помогают в приобретении и расширении словарного запаса.
При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках. Загадки, кроссворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу».
«Снежный ком»
Учащиеся сидят по принципу круглого стола, в центре- карточки с изучаемыми словами и выражениями, лицевой стороной вниз. Один учащийся берет карточку, показывает ее всем и употребляет данное слово в предложении. В результате составляется рассказ. Карточки можно оформить по теме урока. Карточки к урокам я храню в фотоальбомах, на карточке в углу пишется № урока, класс, предмет.
«Дуэль»
Дается тема, по которой необходимо назвать слова, составить предложения. Проигравший считается убитым, 2 ошибки- ранение. Учитель – секундант.
Игры на скорость, ритм.
Записать слова, противоположные по значению, однокоренные, составить сложные слова. Например, играя в бадминтон, в теннис, на каждый удар можно отрабатывать лексический материал.
Кроссворды, чайнворды, тесты.
В результате их выполнения необходимо обнаружить пословицу или определенное слово.
Игры для обучения чтения и аудированию предполагают работу с текстом ( кодирование- дан текст , вместо некоторых слов- рисунки, иллюстрирование, составление комиксов.)
Например, восстановление текста по отдельным словам
- репортажи
-текст разрезается на отдельные предложения
- предложения разрезаются на отдельные слова
Для работы используется магнитная доска. При обучении аудированию все тексты в аналогичных заданиях даются на слух.
Творческий диктант
Учитель диктует слова, предложения, текст- учащиеся рисуют то, что услышат или находят это в подготовленных иллюстрациях, сюжетных картинках.
Диктор
Учащиеся слушают слова, предложения, тексты и указывают с помощью сигнальных карточек то, что соответствует теме. В конце проводится конкурс на лучшего диктора.
Фонетические игры используются на каждом этапе обучения.
Среди фонетических игр, которые используются на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры- имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.
Игра- загадка» Какой звук я задумал?»
Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, учащиеся его отгадывают.
Необычный телефон
Рисуется телефон, на диске вместо цифр фиксируются знаки различных звуков. Задача участников игры набрать как можно больше слов за определенное время и произнести их.
Игра с предметом « Назови слово»
Один учащийся называет звук, другой –слово с этим звуком, передавая при этом определенный предмет , например мяч.
Игра « Правда-ложь»
Учитель называет слова, некоторые звуки произносит с ошибками. Учащиеся должны обнаружить ошибку.
Игры для обучения говорению и письму связаны с формированием и развитием умений речевой деятельности. Наиболее эффективны ролевые, имитационно- моделирующие, коммуникативные игры взаимодействия. Это театрализация, инсценирование диалога, сцены спектакля
На уроках регулярно используются куклы, изображающие людей для инсценировок.
В основе игр для обучения говорению лежит пересказ, описание иллюстрации, воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов, таблиц, схем.
Опиши иллюстрацию
Учащиеся по очереди говорят по 1 предложению по содержанию иллюстрации, последний- побеждает.
Ролевые игры необходимы для создания искусственных условий .Например, мы пассажиры- на поезде едем в гости или мы -дизайнеры- создаем дизайн квартиры, комнаты. Очень активно используются учащимися следующие игры:
- Морской бой
- Крестики-нолики
- Телешоу и т.п.
У каждого учащегося своя роль.
Найди партнера
Учащимся раздается материал, например, одним -слова, другим –рисунки по теме. Учащиеся двигаются от партнера к партнеру и находят своего партнера, после чего проводят отчет, например, вывешивают свой материал на магнитной доске.
Грамматические игры призваны практически применять знания по грамматике. Среди них игры на отработку грамматических структур, игры с предметом, игры на карточках, на узнавание, творческие, игры-соревнования и др.
3 Заключительная часть.
Игра должна четко соответствовать задачам обучения. Её нужно использовать в оптимальном сочетании с традиционными методами обучения, т.е. игра- лишь часть учебного процесса. Игра должна иметь возможное сходство с реальными условиями, в которых работают участники игры. Содержание игры должно четко соответствовать уровню подготовки участников. Чем меньше у них знаний и опыта, тем проще должен быть избираемый материал, но если игра слишком упрощена, она не стимулирует мыслительную деятельность, т.к. им оказывается достаточно прошлого опыта. Игра должна быть тщательно продумана и дидактически подготовлена. Учитель должен знать все детали игры, ее составные части, уметь создавать такие условия, в которых максимальная заинтересованность участников и очевидная учебная польза. При заинтересованности восприятие учебной информации существенно улучшается. Если игра тянется слишком долго или учитель использует ее слишком часто, то интерес к игре резко падает. Учитель должен квалифицированно провести инструктаж, хорошо знать модель игры, руководить ее проведением, сделать выводы. Учитель должен быть и психологом и опытным организатором и режиссером.