"Моделирование работы с текстом на уроках немецкого языка в 10 классе"
"Моделирование работы с текстом на уроках немецкого языка в 10 классе"
Рахимова Людмила Александровна, 1966 года рождения, работает в Комсомольской СШ с 1983 года. В 1998 году в заочной форме обучения закончила Алматинский Государственный университет имени Абая по специальности учитель русского языка и литературы. В 2011 году – Костанайский инженерно-педагогический университет по специальности «Иностранный язык». Имеет первую квалификационную категорию. Прошла курсы переподготовки учителей английского языка в 2013 году, сертификат № 0054699 от 27.09.2008, в 2011 году сертификат № 0253477 от 11.11.2011 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Моделирование работы с текстом на уроках немецкого языка в 10 классе"»
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Не обязательно сжигать книги,
чтобы разрушить культуру.
Достаточно заставить людей
прекратить читать.
Рей Брэдбери
В последние годы слово «инновация» стало употребляться практически во всех сферах деятельности человека. В сфере образования инновация стала рассматриваться как новая философия образования. Увеличение новшествами и нововведениями связано с попытками решить проблему повышения качества знаний учащихся.
Проблема обучения иностранному языку сегодня также не обойдена вниманием. Интерес к иностранным языкам необычайно возрос. Причины этого объяснимы: все бывшие республики, государства СССР стали открытыми для иностранного бизнеса. Новые подходы к изучаемому языку дают широкие возможности варьирования в применении современных методов и форм обучения ИЯ.
В плане реализации практических целей обучения ИЯ школьники должны овладеть основными видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письмом. В реальном общении человек читает и обсуждает прочитанное, делает при этом записи, позволяющие ему лучше запомнить, затем воспроизвести необходимую информацию. Иными словами, данные виды деятельности тесно переплетаются друг с другом, как способы осуществления речевого общения.
При этом текст должен занять приоритетное положение на уроке. До недавнего времени существовала следующая модель работы с текстом:
- научить учащихся читать тексты, построенные в основном на знакомом материале, но допускающие незначительное количество незнакомой лексики, с полным пониманием их содержания на начальном этапе с последующим переходом к ознакомительному чтению, все три вида чтения становятся объектом обучения с самых первых шагов приобщения учащихся к изучению ИЯ. Заметим, что поисковое чтение как цель обучения вообще не предусматривалось (за исключением школ с углубленным изучением иностранного языка).
Сегодня ставится задача – научить учащихся читать аутентичный текст, при этом важным является обучение стратегиям чтения текстов разного типа. Под стратегиями чтения понимается комплекс знаний и умений, владение которыми позволяет школьникам:
понимать тип, специфику и целевое назначение текстов;
ориентироваться в этом тексте с учетом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей (понять текст полностью или избирательно);
извлекать информацию на разном уровне;
пользоваться компенсационными умениями.
К компенсационным умениям относятся следующие:
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту, созвучию с родным языком, словообразовательным элементам;
- игнорировать незнакомые слова, не занимающие в тексте ключевых позиций;
- пользоваться имеющими в тексте опорами (это могут быть ключевые слова, пояснения, иллюстрации, сноски и т.д.);
- пользоваться справочной литературой и словарями разного рода.
В результате учащиеся должны научиться понимать аутентичный текст, не прибегая при каждой встрече с незнакомым языковым явлением к переводу (словарю). Справка: «аутентичные тексты – это тексты, которые носители языка продуцируют для носителей языка, т.е. собственно-оригинальные тексты, создаваемые для реальных условий, а не для учебной деятельности».
В учебном процессе учащимся следует предлагать разнообразные типы текстов, ценных в познавательном отношении и подлинно отражающих особенности быта, жизни, культуры страны изучаемого языка. К таким текстам относятся:
прагматичные тексты (список покупок, программы телерадиопередач, рецепты и др.);
эпистолярные тексты (деловые и личные письма, открытки и др.);
художественные тексты (стихи, рассказы, эссе, комиксы и др.);
статьи из журналов и газет (интервью, репортажи и др.).
Все типы текстов соотносятся с возможной тематикой и адекватными приемами работы с ними. Тексты должны соответствовать коммуникативно-познавательным интересам и потребностям школьников, соответствовать по степени сложности их языковому опыту, содержать интересную для учащихся каждой возрастной группы информацию. Не секрет, что интерес в старших классах к изучению ИЯ падает, сказывается и то, что материал усложняется, и то, что тексты большие и перенасыщены незнакомой лексикой. Не всякий старшеклассник расскажет о промышленности, культуре, международном сотрудничестве и на родном языке. А что он может рассказать на иностранном языке? Следовательно, старшеклассник и не может самостоятельно с помощью словаря сделать качественный и грамотный перевод таких текстов.
В учебном процессе должны использоваться различные типы текстов разного жанра и функциональных стилей. При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения:
1-4 классы
Рифмовки, стихи, сказки, комиксы, открытки, детские журналы, билеты, афиши, карта страны изучаемого языка и др.
5-7 классы
Названные выше все типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, объявления, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, каталоги, путеводители, небольшие художественные произведения или отрывки и др.
8-9 классы
Названные выше все типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов, художественные произведения и др.
10-11 классы
Названные выше все типы текстов, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений и др.
Любой текст определенным образом влияет на читателя: либо он дает новую информацию, либо воздействует на его чувства и мнение. Это еще раз подчеркивает важность обращения к содержательным аспектам используемых в учебном процессе текстов.
Следует отметить, что сегодня ученики не особо любят читать. Хотя чтение - один из основных источников получения информации, работа с текстом -это еще и обогащение лексического запаса, расширение кругозора учащихся. Потребность в чтении на иностранном языке будет обеспечена тогда, когда содержание предлагаемых учащимся текстов и подобранных методов обучения чтению будут соответствовать их познавательным запросам, уровню их интеллектуального развития, а также их возрастным особенностям. Для того, чтобы дети могли успешно развиваться в современном мире, они должны уметь находить источники информации, работать с ней и оценивать её. Нет сложности в том, чтобы найти информацию, трудность заключается в неумении работать с ней. При помощи различных методических приемов, возможно, разрешить данную ситуацию. Вот самые распространенные из них:
«Пропущенные слова»
Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами. Учащиеся могут работать как индивидуально, так и в небольших группах.
«Пазлы»
Учитель предварительно разрезает несколько или один текст и перемешивает их. Учащиеся могут работать в группах или отдельно. Они должны восстановить предложенные им тексты в нужной последовательности.
«Логические цепочки»
На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. Предлагается восстановить порядок.
«Кластеры»
Суть этого метода заключается в выделение смысловых единиц текста и в графическом их оформление в определенном порядке в виде грозди. В центре заголовок текста, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
«Редукция текста»
Учащиеся читают текст из 20-30 предложений и сокращают его до 10-12 предложений. Главное условие - основной смысл предложенного текста должен быть сохранен.
«Составь свой текст»
Учащимся предлагается до 10 вопросов к незнакомому тексту. Отвечая на вопросы, дети должны составить небольшой рассказ. По возможности каждый ученик должен прочитать свой рассказ вслух, а затем сравнивают свои ответы с оригиналом текста.
«Пометки на полях»
Используя этот прием, учащиеся делают пометки на полях при работе с текстом:
W- если то, что они читают, соответствует тому, что они знают.
N- новая информация для них.
F- то, что они прочли противоречит тому, что уже знали.
?- то, что они прочли им непонятно, они хотят получить более подробные сведения.
Для младших классов можно использовать не более двух символов.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу, состоящую из четырех колонок.
W
N
F
?
«Ассоциации»
Учащимся предлагается следующее задание по тексту: 1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста? 2) О чем этот текст? Ваши предположения. После чтения текста учащиеся сравнивают свои ассоциации с информацией из текста.
«Ключевые слова»
Учащимся предлагается прочитать самостоятельно текст и выписать
4-5 ключевых слов в тексте, а затем с помощью них передать основное содержание текста.
«Причины и следствия»
Учащиеся читают предложения в первом тексте или в первой колонке и находят объяснения во втором тексте или колонке.
«Текст-инструкция»
Учащимся предлагается прочитать текст-инструкцию и найти предмет, спрятанный учителем. Или сложить вещи согласно тексту-инструкции.
«Незаконченный текст»
Учащимся предлагается прочитать текст и закончить его 1-3 предложениями.
«Слова-картинки»
Учащимся предлагается текст с картинками. Необходимо при чтении картинки заменить словами, подходящими по смыслу прочитанного.
«Текст-загадка»
Учащиеся читают текст и угадывают описание одного из ребят в классе или предмета и т.п.
«Тексты-шутки»
Учащимся предлагается прочитать юмористический рассказ, анекдот, шутку и подобрать пословицу к содержанию текста.
Не всегда просто подобрать текст для работы на уроке. Удачно подобранный текст максимально стимулирует языковую деятельность учащихся, поэтому он должен соответствовать определённым требованиям: он должен нести информацию, должен быть интересен учащимся, должен являться образцом для развития и совершенствования навыков и умений устной и письменной речи, отправной точкой для самостоятельных личностно-ориентированных высказываний.
Заключение
Говоря о связи чтения с другими видами речевой деятельности, хочется обратить внимание и на следующее. Прежде всего, чтение связано с письмом, т.к. и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать их во взаимосвязи. Чтение связано с аудированием, т.к. в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. Чтение связано также и с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно.
Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.
Кроме того, нельзя отрицать и воспитательный характер чтения: чтение повышает культуру ученика, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) "Технологическая карта урока немецкого языка в 3 классе по теме «Начало учебного года. О чем говорят дети в школьном дворе?» "
["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-niemietskogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nachalo-uchiebnogho-ghoda-o-chiem-ghovoriat-dieti-v-shkol-nom-dvorie"
["file_id"] => string(6) "125335"
["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414952089"
}
}