На современном этапе развития общества, произошли качественные изменения в состо-янии и ориентирах развития игровой культуры общества. Существенно возросли роль и ме-сто игровых явлений, игровых форм и технологий в жизни человека и общества, а значит - в обучении, воспитании и развитии личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра в обучении немецкому языку»
ИГРА В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
На современном этапе развития общества, произошли качественные изменения в состо-янии и ориентирах развития игровой культуры общества. Существенно возросли роль и ме-сто игровых явлений, игровых форм и технологий в жизни человека и общества, а значит - в обучении, воспитании и развитии личности.
Игра завоевывает все большую популярность среди преподавателей иностранных язы-ков. Использование игр дает широкие возможности для активации учебного процесса, по-вышает мотивацию и интерес к предмету, делает скучную работу более интересной и увле-кательной. Игровая форма занятия создается при помощи игровых ситуаций, которые высту-пают как средство побуждения, стимулирования студентов. Игра содержит в себе огромные обучающие способности. Использование игры способствует выполнению важных методиче-ских задач, таких как:
— создание психологической готовности студентов к речевому общению;
— обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
— тренировку студентов в выборе нужного речевого варианта, что является подготов-кой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Для того чтобы игра могла обеспечить успех в обучении любого вида речевой деятель-ности, она должна соответствовать следующим требованиям:
— игра должна быть подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы;
— игра должна быть принята всей группой;
— игра непременно должна проходить в непринужденной, доброжелательной атмосфе-ре, вызывать чувство удовлетворенности, радости активность всех участников игры;
— в ходе игры преподаватель не исправляет ошибки, а лишь незаметно их записывает;
— преподаватель должен сам верить в эффективность игры;
— безоценочное принятие друг друга в игре;
— соблюдение принципа: здесь и сейчас;
Для интенсификации учебного процесса игровая деятельность, может, использоваться:
— как элемент другого метода обучения;
— в качестве целого занятия или его части;
— организация внеаудиторной работы.
обучении студентов колледжа особенно активно используются грамматические, лексические, фонетические, орфографические обучающие игры на начальном этапе обучения. Все они способствуют развитию речевых навыков. Жестовые игры можно использовать на первом этапе для вашего знакомства со студентами и студентов друг с другом или для релаксации, например:
«Жестовое знакомство»: все участники игры садятся на стульях по кругу. Первый участник представляет себя, и демонстрирует жест, который ему наиболее характерен. Сле-дующий участник, повторяет имя и жест предыдущего и добавляет свой жест и так по кругу до последнего участника. Быстрая реакция студентов в общении и мобилизация их внимания будут очень полезны при формировании речевых навыков в дальнейших обучающих играх.
Если же вы получили группу со знаниями языка, то можно рекомендовать для знаком-ства другую игру, которая способствует развитию лексических навыков:
— «Игра — знакомство»: для этой игры студенты тоже образуют круг. В отличие от жестового представления первый участник называет свое имя, название овоща или фрукта на немецком языке на ту же букву что и имя, а затем на эту же букву немецкий город. Каждый
последующий должен все это повторить, не забывая представить и себя. Таким образом со-здается эффект снежного кома.
На первом этапе формирования навыков можно использовать следующие лексические игры:
— «Алфавит»: в столбик составляется немецкий алфавит и при введении нового лекси-ческого материала в алфавите фиксируются наиболее сложные определения на соответству-ющую букву. На следующем этапе развития навыков можно активно пользоваться этим ал-фавитом;
— «Палитра» задания расположены по уровням сложности на соответствующей палит-ре (желтой, белой, красной, зеленой). Студент сам выбирает себе уровень сложности в соот-ветствии с палитрой;
— «Laufendiktat»: эту игру можно применять на различных этапах для обучения такого вида речевой деятельности как письмо, варьируя по степени тяжести.
Вот один из ее вариантов: Группа делится на две команды.
В зависимости от уровня учащихся, каждая команда получает небольшое стихотворе-ние на немецком языке. Первая команда получает, например следующее стихотворение:
Im wunderschönen Monat Mai, Als alle Knospen sprangen, Da ist in meinem Herzen
Die Liebe aufgegengen.
Im wunderschönen Monat Mai, Als alle Vögel sangen,
Da hab ich ihr gestanden Mein Sehnen und Verlangen
А вторая команда получает другое стихотворение, но с таким же количеством строк: Im Walde möchte ich leben
Zur heißen Sommerzeit!
Der Wald, der kann uns geben Viel Luft und Fröhlichkeit.
In seinem kühlen Schatten Winkt jeder Zweig und Ast; Das Blümchen auf den Matten Nickt mir:”Komm, lieber Gast”.
Стихотворения приклеиваются на противоположных сторонах доски. Каждая группа выбирает своего «писаря», т. е того, кто будет записывать то, что ему будут говорить осталь-ные учащиеся. Задача остальных участников состоит в том, чтобы по одному бегать к доске, запоминать наизусть столько строчек стихотворения, сколько учащийся в состоянии запом-нить, бежать обратно и диктовать «писарю». Побеждает та команда, которая первая и пра-вильно записала стихотворение.
На этапе совершенствования умений и навыков очень эффективны игры, позволяющие проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач.
«Feedback-Bingo». Участники делятся на группы по 4—6 человек, и каждая группа выбирает своего рассказчика. Все участники игры получают 6 карточек.
Рассказчик в группе собирает все карточки участников, перемешивает их и раздает за-ново. Все участники получают одинаковое количество карточек. У рассказчика карточек нет. Рассказчик выбирает тему и начинает спонтанно говорить на эту тему. Задача остальных участников игры состоит в том, чтобы внимательно слушать рассказчика и по ходу игры из-бавляться от своих карточек. Каждый участник должен сказать написанные на его карточках междометья, например, Hm..., Nein, Das kann ich mir vorstellen, Oh!, Ja, ja. в подходящий для этого момент разговора. Карточка с употребленным междометьем откладывается в сторону. Тот участник, который использовал все карточки первым, является самым активным слуша-телем.
— «Пустой стул»:преподаватель готовит по теме4-5высказываний,представляющиеразные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Например по тeме “Weltformen” преподаватель может предложить следующие высказывания:
— Es gibt viele Wohnformen: Schloss, Sennhütte, Solarhaus, Höhlewohnung, Burg, Fach-werkhaus, Wohnhochhaus, Einfamilienhaus usw. Jede Wohnform hat eigene Vor- und Nachteile. “Schön wohnen” hat verschiedene Bedeutung für die Menschen aus verschiedenen Lāndern und Kontinenten.
- Hausformen sind der Lebensweise ihrer Bewohner angepasst. Jurten, Iglus, Tipis, Tuaregenlassen sich leicht transportieren.
— Einige Leute möchten nicht in modernen Hochhāusern wohnen. Auch Reihenhhāuser fin-den sie nicht gut. Sie wohnen lieber in alten Kirchen, Türmen oder Bahnhöfen.
— Die Menschen wohnen dauernd auf dem Wasser. Und in einigen Stādten — wie etwa inAmsterdam oder Paris — gilt es als etwas ganz Besonderes auf einem Hausboot zu leben.
— Mobile Wohnformen sind besonders in den USA beliebt. Sie bieten ihren Besitzern ganz-jāhrig ein Dach über dem Kopf. Die Wohnwagenbewohner können auf Rādern leichter einen guten Arbeitsplatz finden.
Преподаватель расставляет стулья в форме круга. Каждое высказывание пишется на большом листе бумаги. Написанные высказывания располагаются на стульях. Студенты пе-реходят от листа к листу, знакомясь с содержанием написанного. Затем каждый выбирает то высказывание, с которым он согласен и занимает место у соответствующего стула. Образу-ется группа для дискуссии. Каждая группа в течение 10—12 мин. обсуждает содержание вы-сказывания, вырабатывает общее мнение по обсуждаемой теме, один представитель группы садится на пустой стул и начинает дискуссию, представитель другой группы может продол-жить: поддерживая аргументы предыдущего или подчеркивая некоторые неточности в вы-сказывании, но при этом занимает пустой стул.
Ряд грамматических игр могут быть эффективны для перехода к активной речи студен-тов... Примером такой игры может служить игра на предлоги.
— «Schatzinsel» Игровое намерение: описание дороги
Навыки: говорение, слушание
Грамматика, лексическое наполнение: предлоги, географические и топографические определения, направления света, описание догори.
Число участников: группы по 4 человека
Время: 20-25 минут
Материал: для каждого участника копия карты сокровищ
Участники делятся на группы по 4 человека. Каждый член группы получает одну из че-тырех карт сокровищ, так чтобы в каждой группе были представлены все четыре карты со-кровищ. Участники игры не показывают свои карты друг другу , так как на каждой карте нарисован свой путь к сокровищу. В начале игры учитель может рассказать небольшую ле-генду: «Es war einmal ein gefürchteter Pirat mit Namen Halbohr. Der häufte im Laufe seiner an-strengenden Piratentätigkeit gewaltige Schätze an- Bevor er starb, versteckte er seinen Schatz auf einer Insel».
Участникам игры говорится, что все четыре карты неправильные, но они нужны, чтобы найти сокровища. Каждый участник описывает, как можно точнее, свой путь по карте, остальные помечают его на своих картах. Сокровище находится там, где пересекутся все че-тыре дороги.
Начало каждого пути помечено стрелкой, конец – крестиком. Та группа, которая первая пометила все четыре дороги, нашла сокровище.
Место и роль педагогической игры в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания преподавателем функций и классификаций игр.
По виду деятельности игры делятся:
— физические (двигательные),
— интеллектуальные (умственные),
— социальные,
— психологические.
Примером психологических игр может служить игра на комплименты: все участники рассчитываются на первый, второй и соответственно образовывают два круга. Участники внутреннего круга стоят на месте, а внешний круг движется лицом к внутреннему, останав-ливаясь перед каждым участником внутреннего круга, говоря ему комплименты.
По характеру педагогического процесса игры делятся: