Учителю необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании иностранного языка, находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность обучаемых, позволили бы сделать учебный процесс качественным, эффективным и в то же время привлекательным и интересным. Игры, которые я широко применяю на уроках на всех этапах обучения немецкому языку, могут помочь решить, на мой взгляд, эти проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игр на уроках немецкого языка»
Использование игр на уроках немецкого языка
Гирева Н.В. учитель немецкого языка МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного
Учителю необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании иностранного языка, находить такие методы обучения иностранному языку которые активизировали бы мыслительную деятельность обучаемых, позволили бы сделать учебный процесс качественным, эффективным и в то же время привлекательным и интересным. Игры, которые я широко применяю на уроках на всех этапах обучения немецкому языку, могут помочь решить, на мой взгляд, эти проблемы. Ниже представлены игры, которые я провожу на начальном и среднем этапах обучения немецкому языку.
Игры для работы с алфавитом
Игра «Знаете ли вы алфавит?»
Ученики образуют две команды и выполняют следующие задания:
Расположите слова, написанные на доске, в алфавитном порядке: Bodo, Ina, Anton, Nina, Lili, Otto, Hans, Rudi, Ute.
Anton, Budo, Hans, Ina, Lili, Nina, Otto, Rudi, Ute.
Ответьте, какие буквы в алфавите идут за следующими буквами: Н - (I), О - (Р), К - (L), V - (W).
Какие буквы предшествуют буквам: S - (R), X - (W), F - (Е), D - (С).
Прочтите немецкий алфавит от буквы К до конца, от буквы С до конца.
Игра «Первая буква»
Обучаемые делятся на команды. Учитель по очереди называет по три слова каждой команде. Участники игры должны произнести первые буквы предложенных слов. Выигрывает тот, кто правильно и быстро выполнил задание.
groB, klein, alt.
gut, schon, Hallo.
Игра «Кто лучше знает алфавит?»
Представители от каждой команды перечисляют по порядку все буквы алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз назовет все буквы.
К доске вызываются представители каждой команды. На доске написаны по 7-8 печатных букв алфавита. Вызванные учащиеся должны написать соответствующие прописные буквы. Выигрывает тот, кто правильно, быстро и красиво напишет.
Игра «Кто быстрее»
Ученикам раздаются по 3-5 карточек с буквами, и предлагается внимательно их рассмотреть. Затем учитель называет определенную букву, а те, у кого есть карточка с этой буквой, быстро ее поднимают и показывают остальным. Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку. Учитель проходит между рядами и собирает отыгранные карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других остается без карточек.
Игра «5 карточек»
Учитель показывает каждому участнику игры по 5 карточек с буквами немецкого алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все 5 букв.
Лексические игры
Представленные лексические игры и всевозможные задания проводятся на среднем этапе обучения немецкому языку для повторения пройденного материала по теме «Животные».
Первое задание
Узнайте «лишнее» слово и поднимите карточку с его порядковым номером (на доске написаны слова).
Зачеркните названия тех животных, которым не подходят следующие определения:
- травоядные: das Schaf, die Maus, das Pferd, der Fisch, die Kuh, der Hund;
летающие: die Katze, die Ente, die Kuh, der Hund, der Vogel, das Pferd;
плавающие: das Schaf, die Ente, der Vogel, die Gans, die Ziege;
имеющие четыре ноги: der Hund, das Schaf, das Pferd, der Hahn, der Fisch.
Третье задание
У двух из каждых трех животных есть что-нибудь общее. Пометьте крестиком «лишнее» животное.
Der Fisch, das Schaf, die Ente.
Das Schaf, die Kuh, die Katze.
Der Hund, die Katze, der Vogel.
Die Katze, der Hahn, das Huhn.
Игра « Лото»
На столе разложены вперемешку картинки с изображением разных животных и птиц. Участники игры получают такие задания: Nennt alle Haustiere! Nennt alle Gefliigel! (называются животные и птицы, которые изучаются в рамках этой темы).При выполнении задания побеждает та команда, которая с наименьшим количеством ошибок сделает его.
Игра «В мире животных»
Участникам игры раздается по одной большой карте с изображением животных или птиц. Маленькие карточки, которые находятся у ведущего, перемешиваются. Он вынимает одну карточку, показывает ее играющим и обращается с вопросом: Wer ist das?
Знающий ответ участник игры поднимает руку и на немецком языке называет изображенное животное или птицу. Если ответ правильный, ведущий отдает ему карточку. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки на своей большой карте.
Игра «Вы улыбнулись? Почему?»
Учащимся предлагается прослушать смешные истории про животных. Побеждает тот, кто правильно понял эти истории и сумел объяснить, почему он улыбнулся.
Tie re in Afrika
Lehrer: Nennt mir funf Tiere in Afrika!
Schuler: Zwei Lowen und drei Krokodile.
Zwei Hunde
Auf der StraBe treffen sich zwei Hunde. Der eine sagt:
Guten Tag, wau, wau!
Der andere antwortet:
Guten Tag, ki-ke-ri-ki! Bist du krank, lieber Freund?
Nein, ich lerne eine Fremdesprache.
Игра «Что растет на нашем дереве?»
Все мы помним о Чудо-дереве из детской сказки Корнея Чуковского: А у наших у ворот Чудо -дерево растет, Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Ни листочки на нем, Ни цветочки на нем, А чулки, да башмаки, Словно яблоки!
Назовите, что растет на нашем дереве.
Поочередно участники игры снимают с дерева картинки с изображением животных или птиц и называют их на немецком языке.
Игра «Найди рифму»
Учащиеся прослушивают четверостишие о животном. Во время паузы учителя они должны называть рифмующееся слово. Побеждает тот, кто быстрее назвал это слово, а затем безошибочно воспроизвел по памяти данное четверостишие.
Muh, Muh, Muh -
So ruft im Stall die ... (Kuh) Wir geben ihr das Futter, Sie gibt uns Milch und ...(Butter).
Игра «Кто правильно отыщет игрушку?»
С завязанными глазами, на ощупь, участник игры должен найти среди игрушек названное ведущим домашнее животное или птицу и дать его название на немецком языке.
Игра «Выбери правильно ответ»
Представители команд поочередно выходят к электронному табло. На нем расположены картинки с животными и даны три варианта названий этого животного. Необходимо выбрать один из этих вариантов. Если учащийся назвал правильно животное и коснулся этого варианта ответа, загорается лампочка. Ответ дан правильно.
Игра «Кто быстрее вспомнит названия животных и птиц, которые начинаются со следующих букв?»
Н... (der Hahn, das Huhn, der Hund, der Hase).
P... (das Pferd, der Puma, der Pelikan).
K... (die Kuh, die Katze...).
S... (das Schaf, das Schwein...).
Игра «Кто лучше запомнит и повторит?»
Учащимся предлагается прослушать скороговорки (они записаны на доске). Дается задание: на выбор в быстром темпе проговарить скороговорки:
Ведущий называет какое-нибудь животное по-немецки. Участники игры должны предложить других животных, названия которых начинаются на буквы, составляющие это слово, например:
Der Hase: der Hund, der Affe, das Schwein, der Elefant.
Игра «Кто больше знает животных?»
Каждой команде предлагается по одной картинке, на-которой изображено 8-10 животных. Учащиеся должны назвать этих животных по-немецки. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее назвала всех животных, представленных на картинке.
Игра «Кто убежал?»
Учащимся предлагается картинка, на которой изображены животные. Они рассматривают ее в течение 1-2 минут. После этого им показывают другую картинку, на которой отсутствуют некоторые животные, изображенные на первой картинке. Учащиеся должны сказать, какие животные «убежали».
Игра «Составьте слова из данных букв»
(die) geZie-; (die) teEn-;
(die) tzeKa-; (das) nHuh-;...
Игра «Кто быстрее назовет животных и расскажет о них?»
Учащимся предлагается серия картинок, на которых представлены различные животные. Дети называют каждое животное и рассказывают о нем.
Игра «Угадай-ка!»
Учащиеся слушают загадки о животных и на листочках пишут отгадки (на немецком языке). Побеждает тот, кто больше написал правильных ответов.
Игра «Охарактеризуйте животных»
Учащимся предлагаются картинки, на которых изображены животные. Они должны сказать как можно больше определений, характеризующих этих животных, например: die weisse Katze, die lustige Katze....
Игра «Что общего у этих животных и птиц?»
Представители двух команд по очереди достают из коробки карточки с названиями животных и птиц и помещают их под соответствующими заголовками (например, в теме «Животные» выделяют подтемы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы»). Выигрывает та команда, капитаны которых правильно разложили все свои карточки.
Игра «Кто быстрее найдет слово в словаре?»
Учащиеся получают список с названиями птиц или зверей на немецком языке. К каждому немецкому слову нужно найти русский эквивалент в словаре. Побеждает тот, кто быстрее других поработал с двуязычным словом. Слова можно записать на доске: die Eule, der Uhu, der Rabe, der Sperling, die Elster.
Игра «Кто это?»
Ученики задают по очереди вопросы учителю, чтобы как можно больше узнать о загаданном животном.
1st es groβ? 1st es weiss? Ist es lustig?
Побеждает тот, кто догадается о каком животном идет речь, и даст ему подробную характеристику.
Предлагаемые выше игры могут модифицироваться и адаптироваться к условиям конкретного урока, конкретной группы. Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методическими приемами способствует качественному усвоению материала и делает радостным сам процесс познания, который становится для ученика потребностью.
Литература
Грановская Р.И. Деловые игры. - Л., 1988.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка. - М„ 1988.
Золотницкая С.П. Упражнения игрового ха- рактера//Иностр. языки в школе. - 1991. - № 1.
Колесникова OA. Игры в обучении иностранным языкам//Иностр. языки в школе. - 1989. - № 4.
Дворник М.В., Чуйкова СЛ. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обу- чения//Иностр. языки в школе. - 1990. - № 6.
Каменецкая Ю.А. Искать и нахо- дить//Иностр. языки в школе. - 1999. - № 4.
Синагатуллин И.М. Творческий подход к организации урока и его отдельных эта- пов//Иностр. языки в школе. - 1990. - № 3.