Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка.
Переход массовой школы от авторитарной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа:
- внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;
- перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.
Главными характеристиками педагогических технологий можно назвать гуманность, эффективность, наукоёмкость, универсальность, интегрированность. Именно это создает сегодня условия для воспитания нового члена общества. Современному обществу нужны образованные и нравственные люди, обладающие гражданской ответственностью, которые смогут принимать ответственные решения в проблемных ситуациях и будут способны к взаимодействию с сотрудниками.
На мой взгляд, задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы:
- создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;
- активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку.
Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и технологий мне как учителю немецкого языкa особенно близки и интересны следующие:
- технология уровневой дифференциации;
- игровая технология;
- мультимедийные технологии;
- кейс-технология;
- метод проектов;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология интерактивного обучения;
- обучение в сотрудничестве;
- развивающие технологии.
Расскажу об опыте применения в моей педагогической практике некоторых из этих технологий.
Метод проектов, применяемый мной с начального этапа обучения, дает прекрасные результаты:
- проекты используются на уроках в качестве наглядного и дидактического материала;
- участвуют в Неделе немецкого языка и олимпиадах;
- повышают свой уровень культуры;
- устанавливаются межпредметные связи;
- лучшие работы представляются на педагогические сайты;
- растет самооценка личности школьников;
- учащиеся учатся самостоятельно добывать знания;
- получают опыт владения современными компьютерными технологиями;
- учатся слушать немецкую речь и понимать друг друга при защите проектов;
- расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования;
- работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичными текстами, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника.
Здоровьесберегающие технологии
Учащимся трудно удерживать активное внимание на протяжении одного или нескольких уроков, что связано с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.
Снижение внимания детей на уроках проявляется в двигательном беспокойстве детей. Такое поведение служит сигналом, что учащиеся утомлены.
Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2–5 мин.) в виде физических упражнений. На уроках я провожу физкультурные минутки, которые улучшают мозговое кровообращение, снимают физическое и эмоциональное напряжение, расслабляют мышцы плечевого пояса. Дети знают много рифмовок на немецком языке, любят играть в разные подвижные игры.
Игровые технологии, как известно, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.
Методы кейс-технологии основаны на решении конкретных проблем, задач.
Метод ситуационного анализа — позволяет глубоко исследовать сложную ситуацию. Ученикам предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения. Кроме текста, учащиеся получают вопросы:
- В чём заключается проблема?
- Каковы причины её возникновения, указанные в тексте?
- Как вы можете объяснить возникшие трудности?
- Каков выход?
В методе инцидента учащиеся получают краткое сообщение о случае или ситуации в стране. Имеющейся информации недостаточно, поэтому учащиеся сами находят информацию для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Этап 1. Дети получают сообщение и вопросы к нему.
Этап 2. Они индивидуально или в группах находят пути выхода из ситуации.
Этап 3. Представление полученных результатов и обмен мнениями.
Проблемы: недостаточный словарный запас не позволяет учащимся выражать свои мысли, в учебниках недостаточно материала для применения данных