Игра на уроке - один из способов разнообразия применяемых приёмов обучения. Она развивает умственную и волевую активность учащихся. Быстрый темп, в котором проводится игра, заставляет их быть внимательнее, тренирует память, развивает речь, вызывает необходимость высказывания на иностранном языке. Игра, кроме того, способствует созданию естественных коммуникативных ситуаций. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игры на уроках немецкого языка »
Лучникова Антонина Петровна
МБОУ СОШ №5
Г.Лермонтов
Игры и игровые приемы на уроках иностранного
( немецкого) языка в начальной школе.
Игра как один из эффективных приёмов обучения школьников иностранному языку находит всё более широкое применение на уроках немецкого языка. Игра вызывает интерес и активность учащихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Во время игры можно не только лучше усвоить изученное, но и приобрести новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать пройденное и запоминать всё то новое, что встречается в игре. Поэтому различные игры могут быть использованы на уроке как при объяснении и закреплении нового учебного материала, так и при опросе и контроле знаний и умений. Игровая форма занятий помогает избежать учащимся дополнительной нагрузки чисто учебными занятиями, а кроме того создаёт условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближенной к естественной.
Обучение иностранному языку в начальной школе является оправданным социальным заказом. Дети 7-8 лет имеют ряд психологических особенностей, которые позволяют им успешно осваивать другой язык:
- у них еще идет интенсивное формирование познавательных интересов,
- более быстрое (по сравнению с детьми 10-11лет) запоминание языковой информации,
- более развита способность к имитации,
- отсутствует (практически) языковой барьер.
Но не только перечисленные психологические особенности придется учитывать в работе с детьми этого возраста: ведущим видом деятельности является для учащихся начальной школы ИГРА. Поэтому занятия (особенно) на первом этапе обучение (т.е.2 класс) должны рассматриваться и готовиться преподавателем не как урок, а как организация совместного с детьми дела. В этих целях необходимо широкое использование групповых и коллективных форм работы и в качестве важного методического приема – игру. При этом нужно использовать не только сюжетно-ролевые игры, но и подвижные мимические, настольные.
Чем же хороша игра? Тем, что во время игры ( если, конечно, она интересна для ребенка) включается и работает на полную мощность непроизвольная память, которая позволяет детям запоминать намного больше, намного прочнее, чем, если бы они заучивали это специально.
Игр очень много – не нужно использовать их все, на объяснение правил игры уходит достаточно много времени, и в результате затраченные усилия не всегда окупаются. Учителю нужно иметь в своем багаже примерно 10-15 игр, которые можно разнообразить отрабатывающимся лексическим (грамматическим) материалом, варьированием заданий в рамках одной и той же игры, степенью сложности.
В помощь и для более подробного знакомства с играми в начальной школе - книга Юлии Сергеевны Райнеке «Игры на уроках немецкого языка в начальной школе» издательство «Астрель», 2006 год, Москва. (тираж 5000 экз.)
Ниже приведены некоторые игровые приёмы, использованные мною на разных этапах обучения немецкому языку.
ИГРЫ на закрепление букв и буквосочетаний.
ABC –Karten.
Для игры потребуются карточки с буквами и буквосочетаниями
(их изготовление можно давать в качестве домашнего задания по мере изучения букв)
Найди пару – учитель показывает большую ( маленькую) букву, учащиеся – ее пару.
1.1. Более сложный вариант - учитель называет букву. Учащиеся – показывают
То же самое с цифрами.
Раздать учащимся листы, где написано по одному слову, учащиеся произносят это слово, называя каждую букву. Учитель записывает его на доске.
Более сложный вариант: листок со словом передается от ученика к ученику.
Другой вариант: ученик с выданным ему словом играет роль учителя, произнося слово по буквам, остальные записывают (один у доски)
Третий вариант: Учитель произносит какое- то слово, ученики составляют его из карточек у себя на парте. Итоги подводят после составления нескольких слов.
4. Поле чудес: на доске записано (выставлено из карточек ) слово, где указана только первая буква: I - - - . учащиеся на парте выкладывают свой вариант этого слова. Затем читают. Выигрывает тот, кто отгадал слово, загаданное учителем.
4.1 более сложный вариант: игра в группах – по 3-4 человека. 2-3 комплекта букв перемешиваются, делятся на 3 части и раздаются каждой группе (3). Задача участников – сложить из имеющихся у них букв как можно больше слов (имен), результаты записываются в тетрадь. Через несколько минут учащиеся обмениваются карточками и делают то же самое со вторым и третьим набором карточек. Выигрывает та группа, которая придумала и правильно записала больше всех слов.
5. (игра возможна для парной работы) Где пара?
Карточки раскладываются лицом вниз. Задача игроков – найти как можно больше пар за определенное время. Поднимать нужно по одной 2 карточки подряд. Если они не составили пару, они занимают свои места. При этом играющие стараются запоминать места нахождения букв что очень хорошо тренирует зрительную память. ВАРИАНТЫ : (большая – маленькая буква, печатная - письменная), (цифра – ее название по – немецки), цвет – название цвета, (картинка – слово),
ABC-Ups! Фронтальная или индивидуальная работа. Ученики называют немецкий алфавит (счет), только вместо каждой четвертой (третьей) буквы говорят: Ups! Следующий ученик называет уже следующую букву. Кто ошибся – отдает свой фант (об этом позднее) Игра требует большого внимания и сосредоточенности.
Вариант – отработка счета.
Какая буква пропала? Кто быстрее и правильнее вставит пропущенные буквы? (Приложение 1) На более позднем этапе – можно предлагать учащимся целые слова например,GE…T
(с пропущенной H)
Имена. (с мячом) учитель называет букву, ученик придумывает имя (название предмета на определенную тему) на эту букву.
Скороговорки (из учебника) на тренировку и отработку произношения. Сначала по одной (оценивается правильность и скорость чтения), затем по несколько предложенных учителем скороговорок.
Приведи пример: Для отработки и закрепления правил чтения ученики из предложенных на карточках словах выбирают (выписывают) те, которые обозначены учителем.
10.1 Более сложный вариант: По данным словам (3-4 слова) нужно вспомнить правило чтения.
ИГРЫ на отработку сложных слов.
Соедини: на листке написаны (вперемешку) части сложных слов. За определенное время нужно их соединить а потом прочитать / записать получившиеся сложные слова Первое время слова должны получаться у всех одинаковые, т.е вариант соединений должен быть один. Позднее – вариантов соединения должно быть несколько.
Более сложный вариант: на листке 3 группы: части сложного слова и артикль.
12. Словарный ёжик. На уроке учитель собирает слова, названные учащимися и записывает их на доске (предлагает частично заполненную форму Приложение 3 дети записывают получившиеся слова ( после примера учителя) в классе за определенное время или в качестве домашней работы, учитывается скорость и правильность.
12.1 более сложный вариант: В качестве домашнего задания ученики готовят «Ежика» - подбирают слова к определенной теме. В классе они обмениваются своими «ежиками» и работают с заготовкой соседа по парте или случайно попавшей.
13. Komische Gerichte/ Dinge Из предложенных учителем слов учащиеся придумывают свои, странные блюда или вещи. Например, Kartoffelsalat Zwiebelsuppe Ananasmarmelade можно сгруппировать так: Kartoffelsuppe Zwiebelmarmelade Ananassalat Могут неожиданно получиться как совсем новые, несуществующие блюда, так и вполне реальные.
Кроме темы «Еда» могут быть использованы темы: Мебель, одежда, школьные принадлежности и др.
ИГРЫнаотработкулексики
Ich habe eine Farbe gern. «Водящий» выходит к доске и сообщает учителю свой любимый цвет (вытаскивает карточку с определенным цветом). Остальные отгадывают, какой у него любимый цвет, задавая вопросы: Ist das Grau? Отвечать можно Ja| Nein. На продвинутом этапе, когда этот вопрос и ответы уже будут хорошо отработаны, можно добавить к ответу nicht, falsch, richtig
Ichsehewasunddasistrot. Учитель (ведущий ученик) загадывают какой-то предмет в классе. Остальные отгадывают загаданный предмет: Ist das еine Blume?
более сложный вариант: с употреблением притяжательного местомения или родительного падежа имени: Ist das mein/ dein Heft? Ist das Tanjas Bleistift?
Вариант: Meine Lieblingsfarbe ist ROT. Учащиеся ищут у себя и у одноклассников (принадлежности, вещи, одежда) что-либо красного цвета. Говорят: Mein Bleistift ist rot. Lenas Bluse ist rot. Повторять вещи нельзя, выигрывает тот, чья вещь оказалась последней в перечислении.
Математика на немецком. На доске написаны простые примеры. Учащийся «решает» их, произнося и условие: 2+5 = 7
Этот прием позволяет даже очень слабым учащимся справиться с заданием.
16.1 Более сложный вариант: учитель диктует пример, учащиеся записывают его у себя в тетради. Итоги подводятся после нескольких примеров.
16.2 Составь пример Вариант: У каждого ученика 1-3 карточки, за которые он «отвечает». Учитель диктует пример на немецком языке, учащиеся, у которых есть данные карточки с цифрами или знаками выходят к доске и иллюстрируют данный пример.
16.3 Вариант: командная игра (составь пример) Какая команда быстрее проиллюстрирует пример, продиктованный учителем, имея одинаковые наборы карточек?
16.4 Вариант: IMMERMINUS (plus) 3 (4,5,...) ученики получают задание от начального числа ( заданного учителем) вслух отнимать одно и то же число ( прибавлять). Пока не дойдут до нуля или до определенной цифры.
Какой у тебя телефонный номер? Представившись, учащиеся по очереди диктуют свои телефонные номера
(задания на карточках). Остальные записывают № телефона и имя. Проверяет учитель (ученик). Можно проводить как контроль навыка аудирования.
Более сложный вариант.Игра в парах.Каждая параучащихся получает «свой» телефонный номер. За определенное время нужно «познакомиться как можно с большим количеством пар, записав их имена и номер телефона, находясь постоянно вместе. Для этого разумно сформировать пары слабый-сильный. Слабый учащихся называет «свое» имя и диктует номер (сначала цифрами, позднее десятками. Более сильный учащийся записывает имя и номер телефона « новых знакомых»
Какое это слово? Ученики получают карточки с записанными на них словами (от 10 до20) в произвольном порядке. Учитель диктует все слова несколько раз, учащиеся рядом со словом должны поставить его порядковый номер при диктовке.
Более сложный вариант: на листке написано больше слов, чем диктует учитель, т.е. какие-то слова должны остаться без номера.
Запомни предметы! На столе учителя раскладываются какие-то предметы (картинки по определенной теме). Водящий запоминает их в течение 1-2 минут, затем отворачивается, а преподаватель убирает один предмет (картинку). Потом спрашивает ученика: Was fehlt hier?
Более сложный вариант: после минутного запоминания учащиеся в тетради записывают все слова, которые они запомнили.
Домино Приложение 4 Карточки перемешивают и игра идет по принципу домино.
20 .1 Более сложный вариант: карточки подписываются вразброс, например – 1- drei, 2- sieben и.т. д. Таким образом, сразу у нескольких игроков будет возможность хода. Выигрывает тот, кто быстрее сориентируется.
21. BingoГотовятся карточки с несколькими словами (5-7слов), в разном порядке а также жетоны для закрывания слов. Ведущий вытаскивает по одной карточке из коробки и называет слово. Участники закрывают имеющиеся у них на карточке слова по мере их чтения. Выигрывает тот, кто не пропустил ни одного слова и первым закрыл свою карточку.
21.1 более сложный вариант: с разным набором цифр, слов.
21.2 Еще более сложный вариант: у участников карточки с картинками, а ведущий читает слова.
22. Время по кругу! Учащиеся называют время, прибавляя
( убавляя) от обозначенного ровного часа один и тот промежуток, например, полчаса:
Es ist zwei Uhr- es ist halb drei- es ist drei uhr- es ist halb vier…
На продвинутом этапе прибавлять можно по 15 минут, по 10, по 5.
23. Obstsalat. Ученикам раздаются карточки (от1 до 3) с названиями фруктов( овощей). Ведущий мешает салат Alle Äpfel tauschen ihre Plätze! Ученики, которые имеют карточку с яблоками
(слово или рисунок), меняются местами. Ведущий в это время пытается занять освободившееся место. .
24. Кто во что одет? Учитель просит внимательно посмотреть друг на друга 1-2 минуты. Затем ведущий выходит к доске, отворачивается и учитель задает вопрос, например, Hat Lena einen Rock an? Wie ist ihr Rock ( Farbe)?
24/1 Более сложный вариант: Ученик должен перечислить все вещи обозначенного ученика, которые запомнил.
25. Поездка к морю. ( снежный ком) Учитель начинает игру ( дети сидят в кругу):
Wir fahren ans Meer. Ich nehme einen Badeanzug mit.
Каждый следующий произносит предыдущую фразу и добавляет свою: Wir fahren ans Meer L.N. nimmt einen Badeanzug mit. Ich nehme einen Sonnenschirm mit. Wir fahren ans Meer L.N. nimmt einen Badeanzug mit. Lena nimmt einen Sonnenschirm mit. Ich nehme ein Вuch mit. E.t.c.
25/1 Другие варианты: Идем на день рождения и покупаем подарки,
Планируем выходные, Когда я буду большой (профессии), и.т.д.
26. Рифмоплёты. Приложение 5
На имеющиеся рифмы, составленные учителем учащиеся составляют простые предложения. Кто быстрей и правильней ?
26.1 Вариант: в качестве домашнего задания учащиеся готовят свои рифмы, а в классе обмениваются ими и сочиняют предложения по работе одноклассника.
27. Ребусы-загадки. Приложение 6 В качестве домашнего задания ученики готовят карточки с картинками, шифруя свое имя или какое-либо слово.
Грамматические игры.
28. Это кто? ПРИМЕР Тренировка простейшего вопроса
Ist (sind) das…, ответов да, нет, правильно, не правильно, частицы не.
28.1 Более сложный вариант: отгадать пару.
28.2 Bариант: числа
29. Кот в мешке (тренировка неопределенного артикля).
В мешок (или большую коробку) собираются предметы по определенной теме – Животные, школьные принадлежности); это могут быть и картинки с изображением того или иного предмета.
Ведущий (учитель) по очереди подходит к ученикам и те берут, не заглядывая в коробку один предмет, определяют его на ощупьи вытаскивая, говорят: Ich glaube, das ist ein Igel. Потом сам или одноклассники оценивают верность догадки: Das stimmt (nicht).
29.1 Вариант: 1 предмет заворачивается в несколько слоев бумаги. ВСЕ учащиеся ощупывают его и строят догадки, что это. Потом догадки проверяются при развертывании предмета.
30 Чепуха. (тренировка родовых окончаний неопределенного артикля и частицы kein)
Учитель показывает различные предметы или картинки и говорит, намеренно делая ошибки. Задача учащихся – заметить и исправить ошибку: Das ist ein Tisch. Ученики, заметившие ошибку, исправляют: Quatsch, das ist kein Tisch, das ist eine Tafel.
31. Сколько чего в классе? Отработка конструкции esgibt.
Учитель спрашивает :Wie viele Stühle gibt es in der Klasse? Задача учеников – как можно быстрее сосчитать количество названных предметов. Проверка осуществляется хором, считаем по-немецки.
32. Разноцветная одежда. Тренировка притяжательных местоимений. (по образцу Снежного кома) Учащиеся по очереди называют свою одежду и все ранее перечисленные вещи с указанием цвета. Вещи можно повторять, если они разного цвета, так же точно с цветами. Например, 1Meine Hose ist grau. 2 Deine Hose ist grau und meine Hose ist blau.3 Seine Hose ist grau; deine Hose ist blau, und mein Pulli ist weiß.
33. Что у меня есть? Учитель (ведущий) держит за спиной предмет (картинку с изображением чего-либо) и просит отгадать, что это такое. Was habe ich? Он может отвечать на задаваемые вопросы только Ja, Nein, ich weiß nicht.
Учащиеся спрашивают (шаблоны вопросов можно выписать поначалу на доске) Ist das groß? Ist das blau? Kann das gehen? Kann das schreiben?... Когда картина более-менее прояснится, можно уже спрашивать напрямую: Hast du ein Heft? После неправильного ответа учащийся выбывает на время из игры (сдает ведущему свой фант)
34. Pfänderspiel( фанты) Приложение 7 Обычно фантами можно заканчивать какую-либо игру. Но вначале можно играть в нее и как в самостоятельную. В качестве домашнего задания учащиеся пишут на листке бумаги (карточке) какое-то действие, которое должны будут совершить обладатели того или иного фанта. Ведущий достает по одному фанту, спрашивает Wessen Pfand ist das? После определения хозяина фанта, достает из другой коробочки задание (действие) и говорит: Dieser Pfand soll… miauen. Хозяин фанта выполняет задание.
35. Магические карты. Для игры изготавливаются карточки с глагольными формами (партицип2) или с инфинитивами (в зависимости от степени подготовленности учащихся). Учитель объясняет учащимся, что эти волшебные карты могут сказать, что учащиеся делали вчера. Учитель мешает карты и говорит:Magische Karten, zeigen Sie uns, was Lena gestern gemacht hat. Ученик тянет одну карточку, читает и говорит: Das stimmt (nicht). Ich habe gestern gelesen.
В этой игре можно тренировать Презенс, модальные глаголы wollen, können, выражение gern haben.
36. У меня нет… тренировка Ich habe ein|kein, gib mir ein, хорошая тренировка навыка аудирования.
Для этой игры потребуются количество карточек по определенной теме (например, Одежда) в количестве участников игры, умноженное на 3. Например, в группе 9 человек, значит, карточек нужно 27 (по 3 одинаковых или с незначительной разностью комплекта) Карточки перемешивают и раздают учащимся по 3 карточки. Игра идет по кругу. Учащийся решает, какой комплект он будет собирать и обращается к соседу слева: Dima, hast du eine Hose? Если у него эта карточка есть (Ja, ich habe eine Hose), они меняются, если нет (Leider habe ich keine Hose), ход переходит к следующему учащемуся. На втором круге учащийся уже может обратиться к любому yченику с этой же просьбой. Выигрывает тот, кто первым соберет свой комплект.
Немецкие игры для детей.
37. Stadt, Land, Fluss. В зависимости от изучаемой темы и уровня подготовки учащихся эту игру можно варьировать. В оригинале же она звучит так:Stadt, Land, FlussУчащийся говорит про себя алфавит и на любом месте может быть остановлен – получается какая-то буква. На эту букву нужно придумать 3 названия – города, страны, реки (вариант- имя, профессия, страна, вариантов много – вплоть до самых примитивных) Через определенное время, например, 3 минуты выполнение задания оценивается 2 баллами – если слово больше ни у кого не повторилось, 1 баллом – если у кого-то было написано такое же. Следующая буква, и т.д. Через 3-5 заданий можно подводить итоги.
38. OnkelOttositztinderBadewanne- эта игра любима и популярна в Германии уже много поколений. Требуется листок бумаги, который потом складывается 5 раз.
Вначале пишем КТО (различная степень родства, профессия, просто обозначение мужчины или женщины), передаем соседу, на 2 полоске – ИМЯ, передаем соседу, на третьей – ЧТО ДЕЛАЕТ
(можно словосочетанием), на четвертой ПРЕДЛОГ, сочетающийся с дательным падежом, на пятой – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ в дательном падеже. Опять передаем соседу. Затем озвучиваем предложение, которое получилось.
39. “Ringlein, Ringlein, du musst wandern!“
40 „Häschen in der Grube“.
Успехов и радости Вам в работе! Используйте предложенные игры для своего и детского удовольствия! Что еще нужно для игр? Кроме уже названной подготовки? Конечно, считалочки! Приложение 8
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) "Технологическая карта урока немецкого языка в 3 классе по теме «Начало учебного года. О чем говорят дети в школьном дворе?» "
["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-niemietskogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nachalo-uchiebnogho-ghoda-o-chiem-ghovoriat-dieti-v-shkol-nom-dvorie"
["file_id"] => string(6) "125335"
["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414952089"
}
}