kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование коммуникативных универсальных действий учащихся средствами предмета « Иностранный язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Федеральном государственном  образовательном стандарте  перед школьной системой образования в качестве результатов обучения поставлена сложная, но  весьма своевременная  задача.   В соответствии с ней достаточный уровень освоения учащимися совокупности универсальных учебных действий должен обеспечить условия для  развития и самореализации личности как в период учебы в  школе, так и на протяжении всей  последующей жизни человека.                                                                                              Реализуемый в современном иноязычном обучении коммуникативно-ориентированный подход созвучен поставленным целям. Он предполагает формирование иноязычной  коммуникативной компетенции, обладание которой дает обучаемым возможность и готовность  продуктивно общаться в  иноязычной среде и использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование коммуникативных универсальных действий учащихся средствами предмета « Иностранный язык» »


МКОУ «Липчанская ООШ»





ДОКЛАД

«Формирование коммуникативных универсальных действий учащихся средствами предмета « Иностранный язык»


Учитель: Вервекина А.А.











2012-2013 уч.год

Формирование коммуникативных универсальных действий учащихся средствами предмета « Иностранный язык»


В Федеральном государственном образовательном стандарте перед школьной системой образования в качестве результатов обучения поставлена сложная, но весьма своевременная задача. В соответствии с ней достаточный уровень освоения учащимися совокупности универсальных учебных действий должен обеспечить условия для развития и самореализации личности как в период учебы в школе, так и на протяжении всей последующей жизни человека. Реализуемый в современном иноязычном обучении коммуникативно-ориентированный подход созвучен поставленным целям. Он предполагает формирование иноязычной коммуникативной компетенции, обладание которой дает обучаемым возможность и готовность продуктивно общаться в иноязычной среде и использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности.

Возникновение и рост глобальных проблем, для решения которых требуется современное мышление, переход к информационному обществу,

в котором расширяются масштабы межкультурного взаимодействия, существенно изменили отношение к предмету « Иностранный язык». Государство и общество, наши ученики и их родители сегодня едины в своих образовательных потребностях. Ответ на вопрос: «Зачем ты учишь иностранный язык?» в наши дни предсказуем: «Чтобы общаться».

Однако ни для кого не секрет, что уровень коммуникативных умений современных школьников всех возрастных групп недостаточно высок. Культура общения зачастую подменяется так называемой « свободой общения».

В Федеральном государственном образовательном стандарте в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности выделены три группы коммуникативных умений:

Коммуникация как взаимодействие - коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности: понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения, понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору, учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Коммуникация как сотрудничество - коммуникативные универсальные учебные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество:

умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Коммуникация как условие интериоризации – коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становлениярефлексии: рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Как же организовать урок иностранного языка, чтобы он действительно стал уроком общения, школой развития и совершенствования названных коммуникативных умений?

Для реализации этой педагогической задачи важно определить оптимальную для каждой возрастной группы учащихся и адекватную каждому виду речевой деятельности систему приемов, методов и технологий обучения. Они должны оптимально сочетаться друг с другом и иметь необходимое дидактическое и методическое обеспечение.

В обучении немецкому языку я активно использую интерактивные технологии. К ним относятся ролевая игра, «мозговая атака», дискуссия, метод проектов, педагогические мастерские, ИКТ.

Они позволяют активизировать индивидуальные умственные процессы учащихся, организовать между субъектами обратную связь с двусторонним обменом информацией, смоделировать групповую деятельность, учат решать проблемы, а значит, способствуют комплексному формированию УУД.

Однако общение на иностранном языке в силу недостаточной языковой подготовки учащихся, особенно в первые годы обучения, не позволяет сразу овладеть комплексом сложных коммуникативных умений, востребованных в данных технологиях. Они формируются на базе более простых частных умений, овладение которыми происходит последовательно через отработку конкретного приема. В противном случае даже от самой новой и эффективной технологии бесполезно ждать обещанного результата.

Предлагая детям задание, я вместе с ними определяю коммуникативные задачи, которые можно решать, освоив данный прием. При этом принципиально важным считаю именно осмысленное применение отработанных способов в освоении языковых явлений. Так бесценное умение задавать вопросы мои ученики охотно отрабатывают, используя таблицы вопросов. Простроенные на ассоциативных связях схемы-памятки помогают им не только расширять новыми речевыми оборотами лексический запас, но и разнообразить диалогическую речь вопросами разных видов: простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические. Групповая работа в стратегии « Зигзаг», построенная на смене ролей участников общения, учит кооперативной деятельности и развивает речевые умения учащихся в говорении и аудировании. Приобретенный опыт позволяет ученикам активно и комфортно участвовать в обсуждении проблемных ситуаций, решать комплекс коммуникативных задач, обеспечивающих достижение глобальной цели общения в работе над проектом, дискуссии, ролевой игре и кроме того обогащает устное неофициальное общение на иностранном языке в классном обиходе.

Формирование умений сотрудничества и взаимодействия на уроке иностранного языка, чаще всего связывают с обучением устной и письменной речи. Опыт работы убеждает, что чтение как вид речевой деятельности также обладает достаточными ресурсами в развитии коммуникативных универсальных учебных действий. Во - первых, чтение всегда включает в себя коммуникацию с автором текста, во-вторых, полученная и присвоенная информация становится основой и стимулом для передачи ее другим людям. К сожалению, в традиционном обучении мы недостаточно внимания уделяли формированию коммуникативных умений этого уровня. На всех этапах работы с текстом приоритетным оставалось решение учебных задач, связанных с переводом прочитанного, например, снятие языковых трудностей, определение логических связей между частями текста, поиск основной или выборочной информации, и т.д.

Однако в соответствии с международными стандартами овладение грамотностью чтения на высоком уровне может быть достигнуто только через развитие коммуникативно-речевых действий, обеспечивающих интеграцию новой информации с уже имеющейся. Их формирование обеспечивает готовность учащихся критически оценить полученные сведения и вступить в диалог, высказывая свое мнение в устной или письменной форме. Даже на начальном этапе обучения чтению стараюсь избегать заданий на репродукцию. Полезнее научить школьников решать коммуникативные задачи продуктивного и творческого характера: сопоставлять различные точки зрения в оценке информации, определять ее достоверность, высказывать предположение о возможностях ее использования, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, представлять себя на месте персонажа текста. Для этого текст необязательно должен быть сложным и большим по объему. Прогноз погоды, страница школьного дневника, реклама, афиша могут стать поводом для интересного диалога.

Обмен значимой информацией – основа продуктивного взаимодействия на уроке и вне его. Предлагая ученикам творческие задания, развивающие коммуникативные умения в устной и письменной речи я понимаю, что они обязательно потребуют дополнительного общения и времени. Результат работы с текстом в этом случае будет иметь пролонгированный характер. К таким заданиям относятся мини- проекты, подготовка дискуссии или ролевой игры, диалог с автором, интервью с героем текста, собственное продолжение текста, письмо- опровержение, письмо- благодарность, синквейн. Вызывают интерес задания, в которых предлагается изменить жанр или тип текста, например, вместо прочитанной рецензии написать басню, сказку оформить как репортаж , представить график в виде описания или аналитической записки. Безусловно, они относятся к заданиям высокого уровня сложности. Именно поэтому предлагаются для выполнения в группе и будут оцениваться по мере выполнения.

Невербальные формы интерпретации и рефлексии содержания текстов (иллюстрирование, коллажи, комикс, плакаты, кластеры) могут быть предложены ученикам с недостаточно высоким уровнем языковой подготовки.

Как показывает практика, интерес и желание работать в коллективе помогают устранить многие языковые трудности.

Известно, что результатом общения является изменение взаимоотношений его участников. Обучаясь взаимодействию на уроках немецкого языка, мои ученики и я смогли преодолеть определенные трудности, качественно изменили отношение к групповой работе. Сегодня общение в режиме «ученик - ученик» происходит намного более комфортно и естественно. Понимая коммуникативную задачу и зная способ ее решения, дети находятся в равном положении, чувствуют себя раскованно, каждый стремится реализовать своё коммуникативное намерение наилучшим образом. Часто возникает атмосфера соревнования, желание проявить себя с наилучшей стороны, что стимулирует речевую активность общающихся и положительно сказывается на качестве результатов обучения - личностных, предметных и метапредметных.

В заключение хотелось бы вспомнить слова Л.С.Выготского:

«Твердые знания и понимание получены обществом через общение, деятельность и взаимодействие путем решения значительных проблем и задач».

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.

3. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.Формирование универсальных учебных действий в основой школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М: Просвещение, 2011.

4. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 8. – С. 6-11.

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке М.: Просвещение, 2011

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. :“ Логос”, 2000.

7. Зимняя И.А.Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи . М., 1998.

8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М. :Просвещение, 1987.

9. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике.М.; Рига, 1998.

10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000
11. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.

12. Wicke Rainer E. Aktiv und kreativ lernen. Deutsch als Fremdsprache

Max Hueber Verlag , 2004.

13. Studium. Deutsch als Fremdsprache. Sprachdidaktik. Goethe-Institut, 2010.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Вервекина Алла Анатольевна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Доклад для педчтения по теме "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку""
    ["seo_title"] => string(104) "doklad-dlia-piedchtieniia-po-tiemie-sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "243390"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445708556"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа  по английскому языку ФГОС (2 класс) "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-fgos-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "105734"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402906026"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Рабочая программа по английскому языку для 2 класса к УМК Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н."
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-2-klassa-k-umk-bibolietovoi-m-z-trubaniovoi-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "248436"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446726141"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Рабочая программа по английскому языку для 3 класса к УМК Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н."
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-3-klassa-k-umk-bibolietovoi-m-z-trubaniovoi-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "248713"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446755704"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа внеурочной деятельности по английскому языку «English face to face»"
    ["seo_title"] => string(77) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_angliiskomu_iazyku_english_face_to_face"
    ["file_id"] => string(6) "585096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1628408289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства