Пояснительная записка
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык». Английский язык (далее – Рабочая программа) разработана для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
Сведения об авторской программе
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык». Английский язык соответствует авторской программе Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н. Английский с удовольствием/Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н. Рабочая программа английского языка к УМК Английский с удовольствием /Enjoy English для 2-4 классов общеобразовательных учреждений, Обнинск: Титул, 2013
Сведения об используемых учебниках
- Биболетова М. З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием /Enjoy English. Учебник для 3 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2013.
Общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Цели обучения предмету «Иностранный язык» на начальном этапе направлены на достижение результатов обучающихся на трех уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
В основу Рабочей программы положено сочетание следующих принципов: 1) личностно-ориентированный характер обучения, 2) деятельностный характер обучения иностранному языку, 3) компетентностный подход к обучению английскому языку, 4) сбалансированное и взаимосвязанное обучение устным и письменным формам общения, 5) линейно-концентрическое построение курса, 6) аутентичность материала, используемого для обучения всем формам общения, 7) социокультурная направленность процесса обучения английскому языку, 8) учет опыта учащихся в родном языке и развитие когнитивных способностей учащихся, 9) использование современных педагогических технологий, 10) привлечение современных обучающих средств и информационных ресурсов и 11) создание условий для индивидуального подхода к обучению школьников на разном уровне.
Описание места учебного предмета в учебном плане школы
Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» на этапе начального общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык». Английский язык для обучающихся 3 класса составлена из расчета 68 учебных часов.
Контроль уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся на этапе начального общего образования осуществляется через выполнение заданий из раздела Progress check (Проверочная работа) в конце каждой четверти в 3 классе.
Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы учебного предмета «Иностранный язык». Английский язык, соответствует учебному плану образовательной организации на учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изучение иностранного языка – одного из важных и новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира – предоставляет большие возможности для духовно-нравственного развития школьников. В процессе общения на иностранном языке на интересующие темы формируются ценностные ориентиры и морально-этические нормы, опосредствующие поведение школьника, его деятельность, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; происходит становление его мировоззрения, закладывается база для становления гражданской идентичности через сравнение культуры своего народа и народов стран, говорящих на английском языке.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Цели обучения иностранному языку на начальном этапе направлены на достижение результатов обучающихся на трех уровнях – личностном, метапредметном и предметном:
личностные результаты – готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества: развитие навыков сотрудничества, уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Достижение личностных результатов в процессе изучения английского языка должно быть выражено: в формировании представлений об английском языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, в познании нового, как средство адаптации в иноязычном окружении; в формировании уважительного отношения к иному мнению, культуре; в формировании дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью сверстников в англоязычных странах, с детским фольклором, детской художественной литературой; в развитии самостоятельности, целеустремленности, соблюдении норм речевого и неречевого этикета; в формировании устойчивой мотивации к овладению иностранным языком; в развитии навыков сотрудничества в разных ситуациях общения и проектной деятельности; в формировании установки на безопасный, здоровый образ жизни.
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные): умение принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности, использовать различные способы поиска информации, анализировать, сравнивать, обобщать, владеть базовыми грамматическими понятиями, владеть умениями смыслового чтения, уметь слушать и слышать собеседника, опираться на языковую догадку, осознанно строить речевое высказывание.
Обучение английскому языку способствует достижению следующих метапредметных умений: принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности, осуществлять поиск средств решения задач; планировать, выполнять и оценивать свои учебные действия в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации; понимать причины неуспеха учебной деятельности; использовать знаково- символические средства представления информации; использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий; использовать различные способы поиска информации; анализировать, сравнивать, обобщать, группировать языковую информацию; владеть базовыми грамматическими понятиями; опираться на языковую догадку; передавать информацию в таблицы; владеть умениями смыслового чтения; осознанно строить речевое высказывание; слушать и слышать собеседника; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению: коммуникативная (речевая) деятельность на иностранном языке.
Для решения поставленной интегративной цели - формирования элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме) – предметные результаты по иностранному языку могут быть достигнуты при наличии следующих содержательных линий:
1. Коммуникативная компетенция (владение иностранным языком как средством общения)
Говорение
Ученик научится: вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию; на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж; на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.
Ученик получит возможность научиться: участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы; воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни; составлять краткую характеристику персонажа;
Аудирование
Ученик научится: понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное; воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.
Ученик получит возможность научиться: воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Ученик научится: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию; читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.
Ученик получит возможность научиться: догадываться о значении незнакомых слов по контексту; не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
Письмо
Ученик научится: владеть техникой письма; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
Ученик получит возможность научиться: в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту; делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.
2. Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
Графика, каллиграфия, орфография
Ученик научится:пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нем; воспроизводить графически и каллиграфически корректно все английские буквы алфавита (полупечатное написание букв, слов); отличать буквы от знаков транскрипции.
Ученик получит возможность научиться: сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию; группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения; уточнять написание слова по словарю учебника.
Фонетическая сторона речи
Ученик научится: адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах; соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
Ученик получит возможность научиться: распознавать случаи использования связующего «r» и соблюдать их в речи; соблюдать интонацию перечисления; читать изучаемые слова по транскрипции; писать транскрипцию отдельных звуков, сочетаний звуков по образцу.
Лексическая сторона речи
Ученик научится: распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы; оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться: узнавать простые словообразовательные элементы; опираться на языковую догадку при восприятии интернациональных и сложных слов в процессе чтения и аудирования;
Грамматическая сторона речи
Ученик научится: распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения; распознавать и употреблять в речи изученные существительные с неопределенным/определенным/нулевым артиклем, в единственном и во множественном числе; притяжательный падеж существительных; модальный глагол can. Личные местоимения; количественные (до 10) числительные; наиболее употребительные предлоги для выражения временных и пространственных отношений.
Ученик получит возможность научиться: узнавать сложносочиненные предложения с союзами and и but; распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы);
3. Социокультурная осведомленность
Ученик научится: называть страны изучаемого языка по-английски; узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни); соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые в стране изучаемого языка, в учебно-речевых ситуациях.