Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6
г. Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.»
Мастер-класс по теме
Внеурочная деятельность как один из аспектов повышения уровня мотивации обучающихся в изучении немецкого языка.
Подготовила: Иванова Ольга Викторовна учитель немецкого языка высшей квалификационной категории
Балашов 2015
…замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется ещё что-то замечательное,
кроме уроков, где имеются и успешно
применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне урока.
В.А.Сухомлинский
Внеклассная работа по немецкому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. При организации и проведении внеклассной работы я учитываю интересы обучающихся, их возрастные и психологические особенности.
В начальной школе дети обладают очень высоким уровнем мотивации в освоении нового для них предмета, свойственный этому возрасту интерес к познанию окружающего мира подталкивает их задавать, например, такие вопросы: «А где находится Германия?», «А какие праздники есть в этой стране?» и т. п. Ответить на все вопросы во временных рамках урока невозможно. Поэтому в условиях реализации ФГОС мне было предложено вести кружок немецкого языка в 3 классе.
Изучение иностранного языка в раннем возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребёнка, его память, внимание, мышление, восприятие, воображение. На младшем уровне заинтересовать их легко, задержать внимание труднее. Поэтому на занятиях в кружке предусмотрена частая смена видов деятельности.
Составляя рабочую программу кружковой деятельности, я сформулировала для себя следующие задачи:
углубление знаний по предмету;
развитие речевых навыков;
расширение лексического запаса;
получение дополнительной лингвострановедческой информации о Германии, носителях языка традициях и обычаях;
расширение мировоззрения обучающихся; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
применение знаний немецкого языка в других сферах образовательной деятельности.
Программа рассчитана на 1 год – 34 часа, разработана для детей 8 – 9 лет, то есть обучающихся 3 классов.
Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Сроки | Кол-во часов | Проекты |
1 | День урожая | Сентябрь - октябрь | 6 | Композиции из осенних материалов |
2 | Праздник Святого Мартина | Октябрь-ноябрь | 5 | Шествие на День Святого Мартина |
3 | День Святого Николая | Ноябрь-декабрь | 3 | Изготовление рождественского календаря |
4 | Рождество | декабрь | 4 | Рождественская мастерская |
5 | Карнавал | Январь-февраль | 6 | Изготовление масок, инсценирование сказки |
6 | Пасха | Март-апрель | 6 | Пасхальные открытки, ветки с раскрашенными яйцами |
7 | День матери | май | 4 | Открытки ко Дню матери |
8 | Итого | | 34 | |
Прогнозируемые результаты:
К концу обучения по данной программе обучающийся должен знать:
традиции и обычаи Праздника урожая, Дня Святого Мартина, Дня Святого Николая, Рождества, Карнавала, Пасхи, дня Матери в Германии, традиционную немецкую кухню, любимые песни немецких детей, народные немецкие песни.
Кружок был организован из обучающихся параллельных классов и включал 12 человек. Занятия посещали как сильные, так и слабые дети. Следует заметить, что ученики со средней успеваемостью, работали активно в кружке и стали серьезнее и с интересом относиться к предмету.
Кружок работал систематически (4 занятия в месяц), продолжительность занятий 45 минут.
Как я сказала ранее, формы работы планировались самые разнообразные, исходя из индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Это были занятия по изучению новой лексики и страноведческого материала. На кружковом занятии применялось проблемное изложение материала, система заданий и вопросов, направляющая школьников на решение той или иной проблемы. Такие задания развивают сообразительность и настойчивость, элементы нестандартного мышления, умения анализировать и обобщать, реферировать и моделировать языковой материал. Уверена, что общность интересов и духовных потребностей школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в классе.
Праздник урожая
На занятиях мы познакомились с проведением праздника урожая в Германии, традициями и обычаями. Запомнили как называются фрукты и овощи по-немецки, цвета. Мы рисовали, собирали пазлы, игали в игру «Угадай на вкус», провели конкурс рисунков по теме «Праздник урожая»
Праздник Святого Мартина
Я познакомила ребят с легендой о Святом Мартине, рассказала как сегодня празднуют этот праздник в Германии, показала ролик шествия в День Святого Мартина, мы изготовили фонарики и выучили песню “Ich gehe mit meiner Laterne”
День Святого Николая
В ходе занятий мы узнали что такое Адвент и рождественский календарь. Каждый ребенок выбрал для себя наиболее понравившуюся форму календаря, изготовил его и представил ребятам. По желанию детей мы изготовили рождественский венок и украсили им свою комнату. Разучили песню «Backe, backe, Kuchen!»
Рождество
История и традиции праздника
Презентация о Рождестве, изготовление рождественских дедов
Разучивание песни «Oh Tannenbaum!»
Изготовление ёлочек из бумаги, украшение ёлки
Знакомство с немецкой книгой «Backen für Weinachten» и традиционной выпечкой к Рождеству
Карнавал
Животные
Введение ЛЕ, раскраски, изготовление масок животных
История и традиции праздника
Презентация о празднике, игры в кругу и подвижные игры
Пасха
Праздник “Пасхи”, его традиции и обычаи, презентация о празднике, разучивание песни «Häschen in der Grube»
Просмотр мультфильмов о Пасхе, изготовление пасхальных овечек, зайцев
Игры в кругу,
В мастерской
Раскрашивание яиц и украшение ими весенних веточек
Весна, весенние цветы
Введение ЛЕ, раскраски, изготовление цветов из бумаги (оригами)
Разучивание песни о календаре
Изготовление часов-календаря
Конкурс рисунков, викторина о Пасхе
День Матери
День матери. История и традиции праздника.
Изготовление открыток для мам.
Разучивание стихов о маме, изготовление открыток и закладок для книг
В мастерской
Изготовление подарков для мам
Таким образом, кружковая работа является важным средством формирования социокультурной компетенции обучающихся, в русле которой они могут познакомиться с огромным разнообразием самой национальной культуры и реалий страны изучаемого языка, применить результаты своей познавательной деятельности на практике. Такой вид деятельности в полной мере помогает "раскрыть" талант каждого ребенка, учит работать в группе, воспитывает чувство коллективизма, толерантности, ответственности за себя и за группу.
В соответствии с современными требованиями кружковая работа по предмету должна быть оптимально полезной и максимально направленной на предмет.
В заключении хочется сказать, что учебная деятельность и внеурочная работа по предмету представляют одно неразрывное целое. Главная наша задача состоит в том, чтобы мы, учителя, смогли: научить быть, научить знать, научить делать и научить жить вместе
Правильно организованная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни.
Литература :
Л.З. Якушина «Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку» М: Высшая школа,1990
В.И. Шепелева. Принципы организации внеклассной работы
Якушина Л. 3. Связь урока и внеурочной работы по иностранному язык
Живенко Т.Г.. Занимательный немецкий. 2-11 классы. Внеклассные мероприятия. Волгоград. Издательство « Учитель», 2010 .
Лебедева Г.Н. Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения. – М.: Глобус, 2008.
Приложение
Herbst ist bunt: rot und orange, gelb und blau, grün und braun. Alle Farben sind wunderschön. Wiederholen die Farben!
Вставьте пропущенные слова в текст.
Im Herbst ist alles bunt
Die Apfel sind _________, __________ ,____________.
Die Birne sind ____________.
Die Gurken sind _____________.
Die Tomaten sind __________,_____________.
Die Kartoffeln sind _____________.
Die Blatter im Herbst sind _________.
Слова – помощники:
Grun- зеленый, gelb – желтый,bunt – пестрый, rot – красный, braun – коричневый.
На доске 2 вывески: распределите слова
Gemüse Obst
Der Apfel
Die Birne
Die Apfelsine
Die Banane
Die Kartoffeln
Die Tomate
Die Gurke
Игра «Попробуй»
Цель: в игровой форме продемонстрировать владение лексикой по теме, развивать языковую догадку учеников с опорой на зрительную наглядность и звучащий речевой образец.
Ratet, was ihr esst! ( На тарелке кусочки фруктов и овощей. С завязанными глазами дети по одному съедают кусочек и по-немецки называют, что съели: Das ist … )
Подвижная игра «Фрукт/овощ, займи место!».
Цель: тренировка навыков аудирования в игровой форме и смена вида деятельности, что соответствует требованиям стандарта, здоровьесберегающим технологиям в образовании.
Все ученики встают в круг, на головах у них «шапочки» с изображением фруктов и овощей, которые они получили на первой части праздника. Учитель встает в центр круга и поочерёдно дает команду каждому овощу и фрукту сменить своё место. А один из учителей также старается занять освободившееся место в круге. Например, «Apple! Apfel» Дети в «шапочке» «Яблоко» быстро меняются местами.
Игра «Комические блюда» (см. приложение «Комические блюда»)
Цель: закрепление умения составлять сложносоставные слова на изученном материале.
На доске делается список «странных блюд», например, «луковый компот», «помидорный мармелад», «ананасовый суп» и другие. Ученики должны переставить части слов и словосочетаний так, чтобы получились слова и словосочетания, которые действительно существуют.
Apfel suppe
Birne suppe
Apfelsinen salat
Bananensaft
Gemüsekompott
Obst suppe
Kartoffeln marmelade
Tomaten kompott
Gurken püree
4 этап: Рефлексия.
Творческое домашнее задание составить рецепты для кулинарной книги по следующим разделам: «Овощные супы», «Овощные салаты», «Фруктовые салаты».
Цель: дать возможность детям оценить прошедшее занятие и свою роль в нём.На выходе стоит коробка. Дети, уходя домой, должны положить в неё один из флажков: яблоко – «мне очень понравилось», банан – «кое-что понравилось, кое-что нет», помидор – «мне было неинтересно».