kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование структуры внимания младших школьников в контексте учебно-кружковой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье исследована структура внимания младших школьников в контексте учебно-кружковой деятельности. Внимание подготавливает к работе, обеспечивает скорость и качество выполнения любого задания, улучшает контроль за его исполнением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследование структуры внимания младших школьников в контексте учебно-кружковой деятельности»

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ВНИМАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ

УЧЕБНО-КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


RESEARCH OF STRUCTURE OF ATTENTION 
JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN CONTEXT 
EDUCATIONAL - SECTARION ACTIVITY


Яковлева Людмила Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Едейская СОШ имени З.П. Саввина

МО Намский улус РС(Я)


Аннотация: В данной статье исследована структура внимания младших школьников в контексте учебно-кружковой деятельности. Внимание подготавливает к работе, обеспечивает скорость и качество выполнения любого задания, улучшает контроль за его исполнением.

Ключевые слова: внимание, младший школьник, методы наблюдения, организованные занятия, структура, кружок


Annotation: In this article the structure of attention of junior schoolchildren is investigational in the context of educational-sectarian activity. Attention prepares to work, provides speed and quality of the any job processing, improves control after his execution.

Keywords: attention, junior schoolboy, methods of supervision, organized employments, structure, group


Направление статьи: Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Слово внимание относится к числу очень употребительных. Мы часто пользуемся им в разных жизненных ситуациях. По собственному опыту мы знаем, что внимание подготавливает к работе, обеспечивает скорость и качество выполнения любого задания, улучшает контроль за его исполнением. Знак или словесное предупреждение “Внимание!” предохраняет от опасностей, заставляя действовать осторожно и особенно тщательно. А когда бывает необходимо забыть что-то несущественное или неприятное, обычно звучит совет не обращать внимания на это. [12,с.3]

Но за этой естественностью и кажущейся простотой скрывается множество сложнейших вопросов, касающихся возникновения внимания, его вариантов и взаимоотношения с другими функциями организма, а также связи внимания с физиологическими, гормональными, психологическими характеристиками каждой отдельной личности. Поэтому, чтобы насильно влиять на внимание и пытаться им управлять, необходимо хотя бы элементарно представлять себе ответы на эти вопросы [12,с.3].

Обычно считают, что внимание становится проблемой для ребенка, когда он поступает в школу. Родители начинают замечать, что их живой, сообразительный ребенок, с которым раньше не было особых трудностей, вдруг начинает получать замечание учителей. Да и родители с недоумением выслушивают от педагогов нарекания в адрес своего ребенка, в результате чего нарушается комфортный климат в семье, портятся взаимоотношения с ребенком. Иногда это приводит к конфликтам с учителями. Родители, ссылаясь на свой непрофессионализм в области педагогики и свою занятость, требуют от учителей решение проблем, связанных с обучением ребенка. Учителя рассматривают проблемного ребенка как результат неправильного воспитания в семье. Лучше всего было бы решить эту проблему совместными усилиями, что именно каждая сторона может сделать для того, чтобы помочь ребенку стать личностью и реализовать свои возможности [12,с.3].

Родительская любовь, стимулирующая желанием помочь ребенку, и чувство ответственности за него, опыт, размышления и интуиция взрослыхлюдей, желающих найти ответы на сложные вопросы воспитания – все это мощная поддержка для ребенка. Нужно заметить, что проявление внимания у ребенка должно заботить его родителей уже с момента рождения малыша [12,с.4].

Тему доклада считаю актуальной. В связи с этим выбрала тему “Исследование структуры внимания младших школьников в контексте учебно-кружковой деятельности”. В данное время на этой проблеме удленено недостаточное внимание. Выбор темы исследования обусловлен особой остротой проблемы отношения детей младшего школьного возраста с родителями и учителями. Эту проблему изучали А.А. Люблинская, В.С. Мухина, В.А. Крутецкий, Р.С. Немов и другие.

Объект исследования – младший школьный возраст (7-10 лет).

Предмет исследования – особенности развития внимания.

Цель исследования заключается в особенности изучении развития внимания в младшем школьном возрасте и выявлении эффективности занятий по улучшению внимания на кружке “Тарбахчаан”.

В основу исследования положена гипотеза о том, что эффективность развития внимания у младших школьников достигается при условии:

  • Использование специально организованных занятий: методик, игр, упражнений, тренингов, игр с национальным компонентом по развитию внимания у детей младшего школьного возраста;

  • Создания благоприятных условий для деятельности у младших школьников по развитию и воспитанию внимания;

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

  • Изучение теоретических источников проблемы развития внимания у детей младшего школьного возраста;

  • Определение методики психолого-диагностического обследования;

  • Проведение анализа факторов, влияющего на развитие внимания;

  • Разработка кружковой программы “Тарбахчаан”.

Методологической основой исследования являются:

  • общетеоретические основы формирования личности (Б.Г. Ананьев, Д.И. Фельдштейн и др.); идеи П.С. Выготского, основы нравственного воспитания личности (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и др.), психологические теории внимания (Т. Рибо, А.А. Ухтомский, П.Л. Гальперин). В ходе исследования применены следующие методы: теоретическое изучение научной литературы, психолого-педагогическое наблюдение и изучение особенности развития внимания младших школьников; психолого–педагогический эксперимент, статистическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  • выявленя рациональные психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность по развитию внимания у младших школьников в процессе обучения и воспитания;

  • показано значение психолого-педагогических исследований, обеспечивающих эффективность по развитию внимания;

  • разработана программа кружковой работы “Тарбахчаан”.

Практическая значимость:

Материалы исследования могут быть исследованы в практической деятельности учителями и воспитателями, психологами, работа состоит в том, что реализована программа кружковой работы “Тарбахчаан”. Реализация разработанной нами программы кружковой работы “Тарбахчаан” показывает возможную динамику развития внимания у детей. Психолого- педагогические условия обеспечивают эффективность развития внимания у младших школьников.

На защите выносятся следующие основные положения доклада:

  • эффективным условием развития и воспитания внимания у младших школьников является личностно-ориентированный подход, реализуемый на основе разработанной программы “Тарбахчаан”;

  • развитие и воспитание внимания у младших школьников учитывает индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста, параметры и сферы их интересов, склонностей, потребностей;

  • создание эмоционально комфортных условий в школе для развития воспитания, внимания у младших школьников.

Структура доклада

Доклад состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Приложение содержит игры, план работы кружка “Тарбахчаан”.

Возможности развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания младших школьников в процессе обучения очень велики. Сам процесс обучения требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточивания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием высоких общественных мотивов учения, вместе с растущим сознанием ответственности за успех учебной деятельности. На этой основе у младшего школьника формируется умение организовать и регулировать своё внимание, сознательно управлять им. Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное внимание, и оно в период обучения ребенка в школе развивается.

В первой главе рассмотрела основные свойства и особенности внимания детей младшего школьного возраста. Было изучено нормативно-методические, научно-педагогические, психологические исследования отечественных психологов и педагогов. Эту проблему изучали А.А. Люблинская, В.С.Мухина, В.А. Крутецкий, Р.С. Немов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин и т.д.

Во второй главе проведена диагностика развития внимания, использованы методы наблюдения, анализа первоисточника, психолого-педагогический эксперимент, в том числе методики “Исправь ошибки”. “Счет”, отыскивание по таблице Шульте, методика диагностики переключения внимания, корректурная проба – автором которой является Л.Ф. Тихомирова. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одного - леность мысли, у другого – отсутствие серьезного отношения к учению, у третьих – повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.

Итак, исходя из актуальности темы, для выявления уровня внимания, была проведена исследования развития внимания учащихся 2-го класса Едейской СОШ им.З.П.Саввина Намского улуса. Полученные данные позволяют говорить об эффективном влиянии специально организованных работ, способствующих развитию внимания младшего школьника. Мы пришли к выводу, если использовать специально организованные занятия: методики, игры, упражнения, тренинги и игры с национальным компонентом, то это способствуют развитию внимания младшего школьного возраста.


Список литературы


  1. Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника. - М., 2007.

  2. Использование игр на уроках в начальной школе / Под ред.М.И. Тарасовой, - СПб, 2006.

  3. Мухина, B. C. Возрастная психология. - М., 2007

  4. Фридман ,Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. - М., 2004.















Сведение об участнике конференции


1

Фамилия, имя, отчество

Яковлева Людмила Юрьевна

2

Город, место учебы (вуз, кафедра и т.п.)

учитель начальных классов

МБОУ «Едейская СОШ имени З.П. Саввина

МО Намский улус РС(Я)


3

Телефон, E-mail

89679100161

4

Почтовый адрес

678391 Намский улус, с.Ымыяхтах, ул. Центральная 32/1

5

Участие в конференции

заочное

6

Направление работы конференции

Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения

7

Тема доклада/публикации

Исследование структуры внимания младших школьников в контексте учебно-кружковой деятельности



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Яковлева Людмила Юрьевна

Дата: 06.12.2018

Номер свидетельства: 489166


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства