Кружковая деятельность как средство развития навыков смыслового чтения
Исполнитель:
Фомичева Д.С.,
студентка 4А группы
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.,
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Камышлов, 2016
План
Актуальность развития навыков смыслового чтения.
Цели и задачи доклада.
Сущность процесса развития навыков смыслового чтения во внеурочной деятельности.
Исследования С.И. Абакумова, Н.Н. Светловской, В.А. Сидоренко, Т.И. Фисенко, посвященные развитию навыков смыслового чтения.
Возможности литературного кружка для развития навыков смыслового чтения.
«Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать, что они прочитали». Д. Карлин
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. В связи с этим, установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения, вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. [40. Стр. 75]
Исходя из этого можно заявить, что одним из компонентов универсальных учебных действий начального общего образования является метапредметный результат: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
Цель: раскрыть возможности литературного кружка для развития навыков смыслового чтения учащихся.
Задачи:
описать понятие смысловое чтение, основные признаки и особенности.
раскрыть особенности развития навыка смыслового чтения.
охарактеризовать понятие литературный кружок и его структуру;
описать особенности реализации литературного кружка во внеурочной деятельности.
ФГОС НОО ставит перед школами цель дать не только знания, но и научится добывать их и ими пользоваться. Но отработать навык добычи и правильного использования информации невозможно без чтения и понимания смысла прочитанного. Такой вывод можно сделать исходя из анализа требований ФГОС НОО к метапредметным результатам.
Проблемами в области развития навыков смыслового чтения занимались С.И. Абакумова, Н.Н. Светловской, В.А. Сидоренко, Т.И. Фисенко а также К.Д, Ушинский.
На основе анализа статей можно сказать, что современные дети не понимают смысл содержание текста, его идею и тему.
Что же такое смысловое чтение? Как считал А. Асмолов смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий. Говоря об особенностях смыслового чтения можно сказать, что смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
В образовательной системе существует большое количество методов и приемов развития навыка смыслового чтения такие как: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Рассечение вопроса», «Алфавит за круглым столом», «Соревнуемся с писателем», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами»,«Ассоциативный куст», «Чтение с остановками»,«Читаем и спрашиваем», «Чтение с пометками», «Дневник двойных записей»,«Сенкан», «Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна», «Читательская конференция», «Чтение в парах», «Чтение с элементами драматизации»
Подводя итог, можно сказать, что использование приемов и стратегий на занятиях литературного кружка будет способствовать развитию навыков смыслового чтения.
Исследования К.Д. Ушинского[18], Н.Н. Светловской, С.И. Абакумова , показывают, что правильно сформированный навык смыслового чтения не может у ребёнка развиться самостоятельно, это длительный и мнгофункциональный процесс обучения чтению
Анализ разных точек зрения авторов позволил выделить общее в алгоритме формирования навыков смыслового чтения, что станет основой для организации деятельности литературного кружка и разработки содержания занятий:
расчленение текста на группы, определение проблемного поля затрагиваемого автором;
проверка по опорным точкам схемы (ключевым словам) точности и полноты изложения учебного материала;
формулировка вопросов по тексту (и поиск в нем ответов на эти вопросы);
интерпретация текста;
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что такое смысловое чтение. Это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Для того чтобы учащихся развился навык смыслового чтения необходимо привить любовь к чтению и произведениям литературы т.к. в урочное время на уроках литературного чтения не всегда удается включить различные приемы и инновационные формы и методы. То во внеурочной деятельности организовать такое гораздо проще.
Как говорит Н. Е. Щукина если на уроке учитель стремится вызвать у школьников интерес к предмету, то на внеклассной (внеурочной) работе другая задача - углублять уже возникший интерес", расширять кругозор; на внеклассных занятиях учитель имеет возможность предложить учащимся сложные проблемы и вопросы, в процессе решения которых больше проявляется их активность, личностные особенности; для внеурочной деятельности характерны большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство школьников с разнообразным кругом новых для них произведений.
Большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение имеет внеурочная деятельность по литературному чтению. Эта работа не только углубляет и расширяет знание по детской литературе, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к чтению произведений.
Наиболее интересной и эффективной формой организации внеурочной деятельности учащихся, способствующей развитию метапредметных результатов обучения, с нашей точки зрения, является литературный кружок.
Что же такое литературный кружок? Литературный кружок – это творческое объединение литераторов на почве единства взглядов, направлений творчества и интересов.
В зависимости от поставленных задач при организации деятельности учащихся необходимо использовать не только разнообразные средства и формы работы (викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс – кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная) для развития навыков смыслового чтения обучающихся на занятиях кружка, но и различные методы(словесный; наглядный; практический; объяснительно-иллюстративный; групповой; индивидуальный), учитывать принципы организации работы кружка (доступности; наглядности).
Планируется разработать программу литературного кружка, направленную на развитие навыков смыслового чтения учащихся 2-го класса, УМК «Школа России». Литературный кружок будет обеспечивать совершенствование следующих умений: определять тему и главную мысль текста; составлять план текста; восстанавливать последовательность событий; отвечать на вопросы по содержанию текста; определять тип, стиль текста; объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст; устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний.
Список литературы:
Абдулова, Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника // Наука и современность. – 2013. № 25-1.
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М. : Просвещение, 2011.
Бачкова Е.А. Внеклассное мероприятие в соответствии с ФГОС //Педагог. 2019. №2.
Колесникова, И.В. Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 2.
Методические взгляды К. Д. Ушинского // Студент. Ру. : научный интернет журн. 18. 01. 2013. URL: https://studwood.ru/1072884/pedagogika/osnovnye_knigi_raboty (Дата обращения 10. 12.18.)
Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Министерства образования и науки от 12 мая 2011 г. № 03-296
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности М.: 2015.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. URL:https://www.menobr.ru/article/60104-qqe-16-m8-monitoring-sformirovannosti-navykov-smyslovogo-chteniya-v-shkole. (Дата обращения 12.01.19)
Щуркова Н.Е. Концепции воспитания. URL: https://studfiles.net/preview/2978428/. (Дата обращения 12.03.19).