-
Региональная научно-практическая конференция
«Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся
в современных условиях»
Направление: Организация духовно-нравственного воспитания в условиях
современной образовательной организации
( дополнительное образование- как условие духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся )
Организация кружковой деятельности «Чудо на ладони»
Автор:
Богданова Татьяна Михайловна,
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Новолавельская СОШ №3»
структурное подразделение
«Детский сад»
муниципального образования
«Пинежский муниципальный район»
п.Новолавела 2014
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе. Причина этого - серьезные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведшие к социальному расслоению, снижению качества жизни достаточно большой части населения, что и повлияло на учащение вспышек негативизма, агрессий, жестокости.
Негативные тенденции, характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающую личность ребенка, в результате чего у него формируется прагматичное и антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения. Из сказанного следует: формирование духовно-нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.
В психолого-педагогических исследованиях( Л.И.Божович, Р.С.Буре, Н.Ф.Виноградовой, Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Марковой, С.Н. Николаевой и др.) доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого является природа. Нравственные образцы отношения к природе должны быть представлены ребенку не только в виде готовых знаний о нормах и правилах поведения, но и через практические формы взаимодействия с природным окружением.
Живая природа- это удивительный, сложный, многогранный мир и особое место в нем отведено животным. При ознакомлении с животным миром в соответствии с систематизацией знаний Н.В.Виноградова выдвигает единство трех воспитательных задач:
- Формирование представлений о животных
- Развитие эмоционально-положительного отношения к ним
- Воспитание нравственного поведения в природе
-
Проведя мониторинговое исследование с детьми старшего дошкольного возраста по животному миру, выяснилось, что дети имеют не совсем четкое и правильное представление о животных, а в целом о мире насекомых. Программа С.Н. Николаевой по экологическому воспитанию не раскрывает обширного знакомства с насекомыми. В главе «Отношение» раскрывается самостоятельная деятельность детей. Дети самостоятельно должны наблюдать за разными насекомыми. Но чтобы дети самостоятельно наблюдали, рассматривали насекомых, надо их познакомить с внешним видом, средой обитания, метаморфозом, способами передвижения. Поэтому мы разработали свою план- программу. В нее входят 5 блоков. В каждом блоке выделены задачи и формы работы с детьми , родителями.
Ι Блок «Бабочки»
Задачи: Познакомить с внешним видом бабочки, разновидностями дневных и ночных бабочек. Углубить и расширить знания с доступным возрасту понятием «волшебное превращение»/метаморфоз/. Учить обращать на цветочную гамму, форму бабочек. Раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Воспитывать бережное отношение к бабочкам.
Формы работы с детьми.
1.Наблюдение за бабочками и их развитием./метаморфоз/
2.Чтение художественной литературы, беседы после прочтения:
Рассказы Ю.Дмитриева «Таинственные превращения»,
Н. Романова «Где ее дом»
Н.Сладкова «Крапивница и лимонница»
К.Ушинский «Капустная белянка»
3.Конкурсы рисунков и выставки творческих работ «Моя любимая Бабочка» «Волшебное превращение»/поделки из пластилина, бисера, природных, бросовых материалов, аппликации/
4.Просмотр видеофильмов, использование различных интерактивных средств обучения.
5.Драмматизация с участием детей(«Таинственное превращение», «Бабочки-красавицы»
6.Проведение праздника «День рождения бабочки»
7.Непосредственно-образовательная деятельность «Путешествие в энтомологию»
ΙΙ Блок «Жуки»
Задачи: Познакомить с внешним видом жуков, углубить и расширить знания о разновидности жуков/божьи коровки, жук-могильщик, колорадский жук, жук-носорог и др. Раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Воспитывать бережное отношение к жукам.
Фомы работы с детьми
1.Рассказы о жуках в картинках/презентации/
2.Чтение художественной литературы, беседы после чтения
Ю.Дмитриева «Стреляющий жук», Как божьи коровки помогли садовникам»
3. Конкурсы рисунков и выставки творческих работ «Мой любимый друг» «Жуки в красных платьях»/поделки из пластилина, бисера, природных, бросовых материалов, аппликации/
4.Циклические наблюдения за божьими коровками.
5.Применение системного оператора «Божья коровка»
ΙΙΙ. Блок «Бабочки и жуки»
Задачи: Формировать у детей на основе восприятия знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки и жука, находить сходство и различия во внешнем строении: у бабочки крылья большие и мягкие, у жука сверху жесткие и гладкие, но в отличии от бабочки жук ползает. Воспитывать познавательный интерес к насекомым и бережное отношение.
Формы работы с детьми:
1.Наблюдение за насекомыми на прогулке, экскурсиях.
2.Драмматизация по рассказам о жуках и бабочках.
3. Сказки собственного сочинения о бабочках и жуках, отношение к ним.
4. Игры- превращения «Если бы я превратилась в бабочку, жука»
5.Конкурсы рисунков и выставки творческих работ «Мое любимое насекомое» «Красная книга о насекомых»/поделки из пластилина, бисера, природных, бросовых материалов, аппликации/
ΙV Блок «Дружба цветов и насекомых»
Задачи: Дать знания о дружбе насекомых с цветами, о приносимой пользе друг другу. Рассказать о мимикрии насекомых, их защите. Воспитывать бережное отношение к цветам и насекомым.
Формы работы с детьми:
1.Наблюдение на прогулке за цветами.
2. Непосредственно-образовательная деятельность «Красивые цветы»
3. Конкурсы рисунков и выставки творческих работ «Цветы и бабочки» «Мы с вами дружим»/поделки из пластилина, бисера, природных, бросовых материалов, аппликации/
4.КВН «Зачем нужны цветам их гости»
V Блок «Летает, прыгает, ползает»
Задачи: Учить детей классифицировать насекомых по способу передвижения. Расширить представления о кузнечиках, муравьях и о муравейнике. Воспитывать бережное отношение к этим насекомым.
Формы работы с детьми:
1.Непосредственно-образовательная деятельность «Летает, ползает, прыгает»
2.Наблюдение на экскурсиях за муравьями и муравейником.
3. Конкурсы рисунков и выставки творческих работ «Мы летаем» «Мы ползаем» «Мы прыгаем»/поделки из пластилина, бисера, природных, бросовых материалов, аппликации/
Формы работы с семьей по всем блокам
1.Анкетирование родителей. Обработав полученные результаты, мы пришли к выводу, что у родителей есть желание узнать как можно больше о насекомых, что довести полученные знания до своих детей, уметь взаимодействовать с собственными детьми, слышать друг друга, понимать, выражать свои чувства.
2.Проведение родительского собрания «Ознакомление с животными Архангельской области»
3.Оформление стендов и папок-передвижек «Насекомые -наши друзья» «Полезные бабочки и жуки»
4.КВН «Я про бабочку свою, все, что знаю, не таю»
5.Презентация для родителей «Все о насекомых»
5. Проведение выставок, на которых представлены творческие работы детей, изготовленные совместно с родителями.
Проработав один год по такой программе, мы узнали, что дети стали добрее, наблюдательнее, проходя мимо цветов, они любовались ими и знали, какое именно насекомое прилетит на этот цветок.
Поэтому необходимо детям и взрослым показывать связь человека с природой, его зависимость от нее, раскрывать законы природы, ее гармонию и красоту, возможность ее самоорганизации и самовосстановления лишь при органическом вмешательстве человека, развивать трепетное отношение к уникальности и многообразию форм жизни на Земле. Такое направление работы предполагает обращение к духовно-нравственным традициям образования и воспитания и видится нам наиболее перспективным, поскольку нам надо воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, уважительным и ответственным.
Информационные ресурсы:
1. Лескина И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание- 2014.№3.-с.79-86
1.Николаева С.Н. Теоретические основы формирования обобщенных представлений о природе// Дошкольное воспитание- 1983.- №12.-с.49-52
2.Султанова .Н Духовно-нравственное воспитание дошкольников.// Дошкольное воспитание.- 2004.-№5.-с.7-14
3.Саморукова П. Систематизация знаний о природе //Дошкольное воспитание.-1973.-№4.-с.76-81