Просмотр содержимого документа
«Инструмент самооценки достижений обучаемого»
Инновационная технология обучения иностранных языков
«Языковой портфель»
Одним их новых, перспективных средств обучения иностранному языку в школе в последние годы становится технология “языкового портфеля”.
Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт/результат учебной деятельности обучаемого по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает обучаемому и преподавателю возможность по результату учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем учебной работы и спектр достижений в области изучения языка и иноязычной культуры, динамику овладения изучаемым предметом в различных аспектах, а также опыт учебной деятельности в данной области.
Впервые идея создания инструмента самооценки владения иностранным языком появилась в Швейцарии более 10 лет назад. В сегодняшней практике преподавания иностранных языков могут быть эффективно использованы различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности.
- языковой портфель как инструмент самооценки достижений обучаемого в процессе овладения иностранным языком и уровня владения иностранным языком
- языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка– данный вид языкового портфеля может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению , по аудированию, по говорению, по письму, языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности.
- многоцелевой языковой портфель, включающий различные цели в области овладения иностранным языком.
Цели и формыработы с языковым портфелем (указанными видами)в практике преподавания иностранного языка могут быть различными. По своей сути языковой портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации, различающейся по целям обучения, возрасту обучаемых, уровню овладения иностранным языком, условиями обучения, индивидуальными особенностями учащихся, а также используемым методам и средствам обучения. Возможны также комбинации указанных видов языкового портфеля в различных целях работы над изучаемым языком.
Эффективностьязыкового портфеля объясняется, прежде всего, аутентичным характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля и оценки, используемыми в языковой области.
Это обеспечивается представленными в языковом портфеле реальными учебными задачами и продуктами креативной учебной деятельности, четкими осознаваемыми обучаемыми критериями оценки, обобщением эффективного личного опыта изучения иностранного языка. Такая форма самооценки способствует актуализации у обучаемых мотивации, связанной с отражением реальных результатов учебной деятельности.
Одним из важных преимуществ языкового портфеля, по сравнению, в частности, со стандартизированными тестами, которые дают “разовую оценку”, является возможность для обучаемого самостоятельно определить свою динамику уровня владения языком, как бы “заглянуть в себя” и получить отражение своих способностей, умений, прогресса в изучении языка.
Технология “языковой портфель” реализует инновационный подход к учебному процессу и является важным фактором развития способностей самостоятельной работы. При преподавании иностранного языка в школе, технологию “языковой портфель” можно рассматривать как инновационную, общеучебную технологию, основанную на развитии способности к самооценке. Подчеркнем, что технология “языковой портфель”, кроме того, обеспечивает способность и готовность обучаемого к самостоятельному/автономному изучению языка на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования.
Языковой портфель можно рассмотреть, как важнейший инструмент формирования самостоятельности обучаемого. Суть этой технологии состоит в перенаправлении учебного процесса с учителя на учащегося, который полностью осознаёт ответственность за результаты собственной деятельности. В современном преподавании иностранных языков могут эффективно использоваться различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности: − языковой портфель как инструмент самооценки достижений обучаемого в процессе овладения иностранным языком и уровня владения иностранным языком − языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка − данный вид языкового портфеля может изменяться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению, по аудированию , по говорению , по письму, языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности − многоцелевой языковой портфель, включающий различные цели в области овладения иностранным языком.
По своей сути языковой портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации, различающейся по целям обучения, возрасту обучаемых, уровню владения иностранным языком, условиями обучения, индивидуальными особенностями учащихся. Возможны также комбинации указанных видов языкового портфеля в различных целях работы над изучаемым языком. Языковой портфель по иностранному языку помогает учащимся
Технология языковой портфель реализует инновационный подход к учебному процессу и является важным фактором развития способностей самостоятельной работы, а также помогает учителю осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС