Использование формативного оценивания на уроках истории
За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания. Одним из значимых элементов современного урока является формативное оценивание, или оценивание для обучения, что является «процессом поиска интерпритации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления , как лучше достигнуть необходимого уровня» (руководство для учителя стр.163)Система оценивания учащихся является эффективным инструментом не только измерения достижений учащихся, но и повышения качества образования. Поэтому под системой оценивания необходимо понимать не только ту шкалу, которая используется при выставлении отметок, но, прежде всего, сам механизм осуществления диагностико-развивающей деятельности учителя и ученика, как полноправных участников образовательного процесса. Оценивание – это также отражение процесса взаимодействия между государством и школой, учителем и учеником, школой и родителями. Только в том случае, когда система оценивания соответствует целям и задачам образовательного процесса, она становится эффективным механизмом повышения его качества.
Введение формативного оценивания на уроках истории дало возможность мне отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения, а так же, вносить коррективы в учебный процесс на ранних этапах. Например: в серии из 4уроков я применяла формативное оценивании. При формативном оценивании предполагалось провести самооценивание и взаимооценивание. При проведении самооценивания учащиеся отмечали свою работу в табличке, «моя роль в уроке , «как я работал на уроке» , «что я делал на уроке». Так же с целью проведения самооценки учащимся был предложены стикеры трех цветов: желтый, красный и зеленый. По завершению урока учащимся было предложено ответить на вопросы используя стикеры: зеленый- я все понял, желтый-есть вопросы(записать вопрос) красный- я не понял тему. Для проведения взаимооценивания, мною использовались такие методы, как «Карусель»,где спикеры переходили в другие группы, получая за правильное выполнение задания жёлтый стикер, за неправильное красный,«Черный конверт»,где учащиеся составляли вопросы по теме, используя таблицу «толстые и тонкие вопросы» и передавали в другую группу, каждая группа давала ответы на вопросы, затем ответы оценивались группой которая их составляла. Также совместно с учениками я вводила роль оценщика в группе, который оценивал работу всей членов группы.
Для оценщика была предложена таблица взаимооценки с критериями по которым оценщик должен оценить работу каждого ученика. Критерии оценивания были составлены совместно с учениками. Для проведения оценивания были определены этапы оценивания:1 этап- домашнее задание, 2этап-работа в группе, 3этап-умение задавать вопросы, умение отстаивать свое мнение, быть внимательным, каждый этап состоит из 3 основных критериев: знание материала, умение рассказать, умение отвечать на вопросы; какую работу выполнял в группе, активность, взаимовыручка; знание учебного материала, сложность вопроса, правильная постановка вопроса; знание материала, культура поведения, и взаимопонимание; внимательность при изучении материала, при выполнении задания, при ответе на вопрос.
Применяя в своей работе формативное оценивание, я пришла к выводу, что данное оценивание отличается от существующих методов оценки прежде всего тем, что оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное владение материалом учащимися на ранних этапах и помогает учителю организовать учебный процесс.
Важными компонентами формативного оценивания являются: 1.Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися. 2.Активное участие учащихся в процессе собственного учения. 3.Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания. 4.Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу. 5.Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.
Применяя формативное оценивание, я отслеживаю прогресс учащихся в овладении знаниями по предмету. С этой целью я использую различный формы работы: тесты, методы и приемы выявляющие те или иные способности учащихся.
Систематическое и целенаправленное использование различных методов и приемов формативного оценивания позволило мне получить качественный результат обучения, учащиеся 7 класса, после серии уроков написали контрольную работу (тест) по изученной теме с наименьшим количеством плохих оцененок.
В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные методы и приемы формативного оценивания с целью внести корректировки в деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучаемому предмету, так как это необходимо для улучшения качества образования.
Применение формативного оценивания становится одним из важнейших критериев моей системы работы . Использование методов формативного оценивания на уроках показало, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи, все это является реальной возможностью подготовить социально-адаптированною личность.
Просмотр содержимого документа
«Doc2»
Использование формативного оценивания на уроках истории
За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания. Одним из значимых элементов современного урока является формативное оценивание, или оценивание для обучения, что является «процессом поиска интерпритации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления , как лучше достигнуть необходимого уровня» (руководство для учителя стр.163)Система оценивания учащихся является эффективным инструментом не только измерения достижений учащихся, но и повышения качества образования. Поэтому под системой оценивания необходимо понимать не только ту шкалу, которая используется при выставлении отметок, но, прежде всего, сам механизм осуществления диагностико-развивающей деятельности учителя и ученика, как полноправных участников образовательного процесса. Оценивание – это также отражение процесса взаимодействия между государством и школой, учителем и учеником, школой и родителями. Только в том случае, когда система оценивания соответствует целям и задачам образовательного процесса, она становится эффективным механизмом повышения его качества.
Введение формативного оценивания на уроках истории дало возможность мне отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения, а так же, вносить коррективы в учебный процесс на ранних этапах. Например: в серии из 4уроков я применяла формативное оценивании. При формативном оценивании предполагалось провести самооценивание и взаимооценивание. При проведении самооценивания учащиеся отмечали свою работу в табличке, «моя роль в уроке , «как я работал на уроке» , «что я делал на уроке». Так же с целью проведения самооценки учащимся был предложены стикеры трех цветов: желтый, красный и зеленый. По завершению урока учащимся было предложено ответить на вопросы используя стикеры: зеленый- я все понял, желтый-есть вопросы(записать вопрос) красный- я не понял тему. Для проведения взаимооценивания, мною использовались такие методы, как «Карусель»,где спикеры переходили в другие группы, получая за правильное выполнение задания жёлтый стикер, за неправильное красный,«Черный конверт»,где учащиеся составляли вопросы по теме, используя таблицу «толстые и тонкие вопросы» и передавали в другую группу, каждая группа давала ответы на вопросы, затем ответы оценивались группой которая их составляла. Также совместно с учениками я вводила роль оценщика в группе, который оценивал работу всей членов группы.
Для оценщика была предложена таблица взаимооценки с критериями по которым оценщик должен оценить работу каждого ученика. Критерии оценивания были составлены совместно с учениками. Для проведения оценивания были определены этапы оценивания:1 этап- домашнее задание, 2этап-работа в группе, 3этап-умение задавать вопросы, умение отстаивать свое мнение, быть внимательным, каждый этап состоит из 3 основных критериев: знание материала, умение рассказать, умение отвечать на вопросы; какую работу выполнял в группе, активность, взаимовыручка; знание учебного материала, сложность вопроса, правильная постановка вопроса; знание материала, культура поведения, и взаимопонимание; внимательность при изучении материала, при выполнении задания, при ответе на вопрос.
Применяя в своей работе формативное оценивание, я пришла к выводу, что данное оценивание отличается от существующих методов оценки прежде всего тем, что оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное владение материалом учащимися на ранних этапах и помогает учителю организовать учебный процесс.
Важными компонентами формативного оценивания являются: 1.Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися. 2.Активное участие учащихся в процессе собственного учения. 3.Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания. 4.Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу. 5.Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.
Применяя формативное оценивание, я отслеживаю прогресс учащихся в овладении знаниями по предмету. С этой целью я использую различный формы работы: тесты, методы и приемы выявляющие те или иные способности учащихся.
Форма работы | Использования форм работы
| |
Мини-тест | Мини-тесты (небольшое количество заданий) призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала. На выполнение мини-теста отводится не более 5 мин. времени урока. Ученики выполняют мини- тест письменно на листочках, делают взаимопроверку и сдают учителю работу.
Учитель собирает листочки с ответами и проверяет результаты. По итогам проверки обсуждает вопросы, вызвавшие наибольшую сложность. (В случае возникновения проблемы по одному из вопросов у всего класса, учитель должен объяснить эту подтему.)
Учитель делает записи в тетради регистрации достижений (в поурочных планах) относительно результатов отдельных учеников. Например: Илья, Антон, Юля – затрудняются в определении дат и событий связанных с внутренней политикой Казахского ханства. |
Элективный (выборочный) тест | Учитель раздает каждому ученику карточки с буквами «A, Б, B, Г, Д», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Ученикам предоставляется 20 секунд на выбор ответа.
Например: Определите год образования Казахского ханства А) 1581-1588 |
- | Б) 1465-1466 В) 1475-1479 Г) 1432-1440 Д) 1565-1568 Затем учитель просит поднять карточки с буквами правильными ответами. Ученики поднимают одновременно карточки. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. При необходимости вызывает к доске одного из учащихся.
Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.
При необходимости учитель обращает внимание на ошибки, допущенные при выполнении данного задания .
|
Светофор | |
У каждого ученика имеются стикеры 3х цветов светофора. Учитель просит учащихся в конце урока наклеить стикеры сигнал обозначающие их понимание или непонимание материала.
По итогам полученных ответов учитель должен принять решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении обучения. |
Индекс карточки (для обобщения или для вопросов) | После прохождения раздела или темы учитель раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах: 1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.
|
| |
Трехминутное эссе | Вопрос на одну минуту (трехминутное эссе) – это целенаправленный вопрос, ответ на него может занять 2-3 мин Например: 7 класс Тема: Образование Казахского ханства
После прохождения темы для выяснения уровня понимания учащимися темы, учитель задает вопрос: Как вы думаете, что является для вас главным и что осталось непонятным по данной теме? Затем он просит написать ответ в течение одной минуты. После написания учитель выборочно может попросить учащихся эссе.
|
| |
| |
Речевые образцы (подсказки) | Учитель может давать учащимся речевые образцы (выражения подсказки), помогающие строить ответ. Например:7класс. Тема: Образование Казахского ханства Казахское ханство образовалось в______году. В образовании Казахского ханства принимали участие государства_________. Основатели Казахского ханства______ |
| |
Систематическое и целенаправленное использование данных методов и приемов формативного оценивания позволило мне получить качественный результат обучения, учащиеся 7 класса, после серии уроков написали контрольную работу (тест) по изученной теме с наименьшим количеством плохих оценок .
В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные методы и приемы формативного оценивания с целью внести корректировки в деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучаемому предмету, так как это необходимо для улучшения качества образования.
Применение формативного оценивания становится одним из важнейших критериев моей системы работы . Использование методов формативного оценивания на уроках показало, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи, все это является реальной возможностью подготовить социально-адаптированною личность.