(Можно поставить ударение, обозначить орфограммы, разделить на слоги, выделить корень)
СЛАЙД 3
У: - Что заметили, когда выделили корень?
(Слово «ёж» имеет только корень, а остальные слова еще и суффикс. Среди слов с суффиксами «щенок» лишнее, так как в нем –ок, а в остальных -ёнок)
СЛАЙД 4
У: - Итак, тема нашего урока «Знакомство с суффиксом». Хотя мы уже с первого класса знаем, где стоит суффикс, как его выделять, но что это такое, еще не учили.
У: - Что же такое суффикс?
(Дети дают свое определение суффикса. В моем классе оно прозвучало так:
- Суффикс – это кусочек слова, который стоит после корня)
У: - Вы правы, только говорят не «кусочек», а часть слова. Посмотрите на экран.
ФЛЕШ - АНИМАЦИЯ №2 . СКАЗКА О КОРНЕ И СУФФИКСЕ
У: - Что можете сказать?
3. Работа над образованием новых слов с помощью суффиксов.
СЛАЙД 6
У: - У нас на уроке в гостях уравнения, только в математике уравнения с буквой, а у нас с цифрами.
У: - Рассмотрите первое уравнение и скажите, что обозначает цифра 2?
(Она говорит о том, что с помощью двух букв из слова «сыр» надо получить слово «сырок»)
СЛАЙДЫ 7 – 11 Аналогичная работа. Образованные слова записывают в тетрадь и выделяют корень.
СЛАЙД 12
У: - Проверьте слова.
У: - На какие 2 группы можно разделить эти слова?
(Если бы я не уточнила количество групп, то вариантов несколько, но на 2 группы можно разделить только по родам: мужской и женский)
У: - Что есть у существительных женского рода, но нет у мужского?
(Окончание А. Это тема 2-го класса.)
У: - Выделите окончания у существительных женского рода.
- Выделите суффикс. Как можно уточнить наше правило?
(Суффикс стоит после корня перед окончанием)
У: - Для чего же служит суффикс?
(Мы с помощью него образовали новые слова, значит для образования новых слов он и служит)
УЧЕБНИК, стр. 37
У: - Сравните наш вывод с правилом в учебнике. Что можете сказать?
(Мы были правы, только у нас правило точнее, мы добавили, что суффикс стоит перед окончанием)
СЛАЙДЫ 13, 14 ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
Понятие об уменьшительно-ласкательных суффиксах.
СЛАЙД 15.
У: - Определите, какое задание предстоит нам выполнить.
(Выбрать из стихотворения слова, подходящие к схемам)
У: - Попробуйте выполнить это задание самостоятельно, потом проверим.
СЛАЙД 16. Проверка.
У: - Что можете сказать о словах? Когда говорят «штанишки», «братишка»?
(Когда хотят сказать ласково)
У: - Зачем нам говорить слова ласково?
- Вот начало одной известной сказки «Жили-были сестра Алена и Брат Иван.»
Что скажете? Нравится? А представьте, кем стал Иванушка, когда попил из козлиного копытца, если ласковых слов в русском языке не было бы.
- Как назвать суффиксы –ИШК, -УШК, -ОШК, -ОК, если они образуют ласковые слова?