Просмотр содержимого документа
«Знакомство с синонимами»
Макаренко Елена Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ СШ № 85 г.Ульяновск
Знакомство с синонимами
Урок русского языка во 2 классе
Раздел:слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Цель: учиться находить и подбирать к словам синонимы.
Ход урока: 1. Орг. момент.
2.Определение темы.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-моему вели.
- откуда эти строки? (из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»)
- (открыть доску): перед вами цветик-семицветик; но сегодня этот цветок не будет исполнять ваши желания, а будет давать вам задания, которые записаны на лепестках;
- выполнив все задания цветика-семицветика, вы должны понять, что же такое синонимы
- вспомните, как зовут главного героя сказки?
- (на доске):
Жила в одном городе Женя. Однажды послала мама Женю в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок. Взяла Женя баранки и отправилась домой.
- какие слова в этих предложениях часто повторяются?
- как можно изменить эти предложения, чтобы убрать повторяющиеся слова?
(Женя – девочка, дочка)
- (теория): Чтобы не повторять на письме или в рассказе одно и то же слово, мы заменяем его другим, близким по смыслу. Например, о добросовестном ученике можно сказать так: (какой?) добросовестный – прилежный, старательный, усердный, трудолюбивый, работящий.
Слова, близкие по смыслу, называются СИНОНИМЫ (карточку на доску).
- попробуйте определить тему урока
Слово СИНОНИМ произошло от греческого прилагательного «синонимос» - одноимённый. Слова-синонимы обозначают один и тот же предмет (Женя - девочка), один и тот же признак предмета (добросовестный – прилежный, старательный).
- цель урока: находить и подбирать к словам синонимы
3. Выполнение заданий цветика-семицветика.
1 лепесток (жёлтый) – «Найди синонимы»
(на парте карточка со стихотворением В. Берестова «Мороз»)
«Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!» -
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лёд сковал без шума…
- прочитайте стихотворения и найдите в них слова, близкие по смыслу;
- объясните значения этих слов:
( Бураны, вьюги и метели – ветер со снегом.
Шум, толкотня, канитель – суета.)
- как называются такие слова?
2 лепесток (красный) – «Найди пару» (работа в парах)
- прочитайте слова левого и правого столбиков и соедините линией пары слов, близкие по смыслу (синонимы)
неуклюжий алый
красный ужасный
вкусный скупой
страшный косолапый
жадный аппетитный
- проверка; как называются слова, близкие по смыслу?
- на какой вопрос отвечают все слова? Что обозначают?
- какой частью речи являются?
3 лепесток (синий) – «Подбери оттенки к цвету»
- на доске слова: салатовый, алый, золотой, румяный, лимонный, изумрудный
- выберите и запишите признаки, обозначающие оттенки, к цвету
(у каждого карточка): прочитайте, найдите слова, близкие по смыслу (синонимы), подчеркните их
Спеши не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга нет.
Переливать из пустого в порожнее.
- проверка; как понимаете последнюю поговорку?
6 лепесток (фиолетовый) – «Разгадай кроссворд»
- подбери слова, близкие по значению
п
е
м
ж
ч
о
с
а
а
р
д
м
р
л
о
у
е
к
ь
г
з
ш
у
л
с
и
н
о
н
и
м
ы
ы
й
ы
л
ы
с
н
й
р
й
у
й
т
ы
о
б
ы
й
й
о
й
й
1.Мокрый, влажный.
2. Знойный, жгучий, палящий.
3. Грустный, тоскливый.
4. Небесный, лазурный.
5. Холодный, ледяной, студёный.
6. Ароматный, пахучий.
7. Неглупый, разумный.
8. Мужественный, отважный, храбрый.
- какое получилось слово?
- что такое синонимы?
- как вы думаете, для чего человеку надо знать синонимы? (чем больше человек знает слов-синонимов, тем красивее его речь, тем точнее он выражает свою мысль)