Просмотр содержимого документа
«Синонимы и антонимы»
Дата: 14.11.17
Учитель: Жаканова М.Т.
Класс: 3 «б»
Тема урока: Синонимы и антонимы.
Цель: расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений.
Задачи:
дать представления о разнообразии слов с точки зрения их лексического значения; о синонимах и наличии в их значениях общего; об антонимах и наличии в их значениях пртивоположного;
развивать умения осознанно выбирать слова в речи, учитывая их значение;
повторить сведения о слове, его лексическом значении;
прививать чувство восхищения богатством русского языка, позволяющего делать речь точной, живой и образной.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.
Ход:
Орг. момент.
Актуализация знаний.
На доске буквы: г у р щ д ц
Уч: Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.
Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.
Эта буква обозначает гласный звук.
Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.
Д: Родственные словак имеют один корень и одно лексическое значение.
Уч: Что такое лексическое значение?
Д: Лексическое значение - это то, что обозначает слово.
У: Какие части речи имеют лексическое значение?
Д: Самостоятельные части речи.
Уч: А как вы понимаете лексическое значение слова друг.
Д: Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.
Д: Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.
Д: Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.
Уч: Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...
Уч: А какие пословицы вы знаете о дружбе?
Д: Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Держись друга старого, а дома нового.
Добрый друг лучше ста родственников.
Друг познается в беде.
Надежный друг дороже денег.
Физ. минутка. (Песня «Друг»)
3. Постановка проблемы урока.
Уч: Подберите к слову друг слова близкие по значению.
Д: Приятель, товарищ.
Уч: Что общего у этих слов?
Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
Д: Слова близкие по значению.
Уч: Такие слова называются синонимы.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.
Уч: Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (Слайд №1)
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
Д: Враг – друг.
Уч: Что общего у этих слов?
Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
Д: Слова, противоположные по значению.
Уч: Такие слова называются антонимы.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.
4. Определение темы урока.
Уч: Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Д: Синонимы и антонимы.
Уч: Давайте сделаем вывод.
Дети выводят правило: Синонимы- это слова близкие по смыслу, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.
Работа с учебником: с. 118 правило
Уч: А что же такое антонимы?
Д: Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.
Учебник с 122.
5. Работа над темой урока.
Уч: с118 №256 Определите, где написаны синонимы, где родственные слова.
Д: Лес, дубрава, роща, пуща – это синонимы, так как они близкие по смыслу и относятся к одной части речи. Это имена существительные.
Уч: Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать синоним. Запишите пары слов. (Слайд №2)
Алфавит Алый
Огонь Скакать
Прыгать Азбука
Бросать Пламя
Красный Кидать
Проверка.
Д: Алфавит- азбука, имя сущ.
Огонь- пламя, имя сущ.
Прыгать- скакать, глагол
Бросать- кидать, глагол
Красный- алый, прил.
Физкультминутка.
Зарядка для глаз: закройте глаза – откройте ( 2раза), посмотрите вверх – вниз ( 3раза), далеко - близко ( 3 раза)., налево - направо (3 раза)
Какие антонимы я вам называла?
Уч: А сейчас мы поиграем в игру «День-ночь».
Презентация.
Уч: А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.
Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.
Маленький мир лучше … …. драки
Горькая правда лучше … …лжи.
Лучше враг умный, чем друг … … .
Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.
( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)
Уч: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.
Итог урока.
Уч: Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы?
Д: Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.
Уч: Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.
Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.
Уч: Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.
Кого бы вам хотелось особенно отметить?
Домашнее задание: найти пословицы, в которых встречаются антонимы или синонимы
Цель урока: уметь каллиграфически правильно списывать текст с печатной основы.
Задачи урока: проверить умения учащихся списывать текст с печатной основы, соблюдая красную строку и границы предложения; писать в словах изученные орфограммы; проверить умения выполнять грамматические задания (синтаксический разбор предложения, склонение существительных); проверить навыки самостоятельной работы; воспитывать бережное отношение к природе.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока
- Как вы понимаете смысл предложений: «Береги и охраняй природу родного края! Это наша жизнь!»?
3. Знакомство с текстом упр. 110 стр. 248
Сидит Вова на скамеечке, булку жует Сидит Вова на скамеечке, булку жует разведку: можно ли чем поживиться. Попрыгал, поскакал, да ничего не нашел. Вспорхнул и улетел. Сидит с воробьями на заборе и о чем-то им рассказывает, чирикает. «О чем это они говорят? - подумал Вова. Наверное, меня осуждают, какой я жадный, крошек пожалел, не покормил воробья!»…
а) Чтение учителем.
б) Чтение сильным учащимся.
в) Придумай продолжение текста. Чем все могло закончиться?
г) определи число выделенных имен существительных. Обозначь их окончания
4. Списывание текста.
5. Знакомство с грамматическими заданиями.
1. В предложении подчеркни главные и второстепенные члены предложения и определи какой частью речи они выражены.
I – вариант. Сидит Вова на скамеечке, булку жует
II – вариант. Сидит Вова на скамеечке, булку жует разведку: можно ли чем поживиться.
2. Просклонять имена существительные. Выделить окончания.
I – вариант. Природа, дерево
II – вариант. Сосна, лекарство.
6. Самостоятельное выполнение грамматических заданий.
Сидит Вова на скамеечке, булку жует. А тут воробей прилетел на разведку: можно ли чем поживиться. Попрыгал, поскакал, да ничего не нашел. Вспорхнул и улетел. Сидит с воробьями на заборе и о чем-то им рассказывает, чирикает. «О чем это они говорят? - подумал Вова. Наверное, меня осуждают, какой я жадный, крошек пожалел, не покормил воробья!»…
а) Чтение учителем.
б) Чтение сильным учащимся.
в) Придумай продолжение текста. Чем все могло закончиться?
г) определи число выделенных имен существительных. Обозначь их окончания
4. Списывание текста.
5. Знакомство с грамматическими заданиями.
1. В предложении подчеркни главные и второстепенные члены предложения и определи какой частью речи они выражены.
I – вариант. Сидит Вова на скамеечке, булку жует
II – вариант. А тут воробей прилетел на разведку: можно ли чем поживиться.
2. Просклонять имена существительные. Выделить окончания.
I – вариант. Природа, дерево
II – вариант. Сосна, лекарство.
Предмет: Русский язык,
Класс: 3 «Б»
Дата: 17.11.2017 г.
Тема: Изменение имён существительных по числам.
Цели: -формировать знания об изменении имён существительных по числам;
- развивать умение различать имена существительные единственного и множественного числа среди других частей речи; совершенствовать орфографическую зоркость, общеучебные навыки;
-воспитывать культуру поведения на уроке; стремление к познанию, трудолюбию; внимательное отношение друг к другу.
- Какую часть речи мы записали? (имя существительное)
- Что такое имя существительное?
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Как называются существительные, которые отвечают на вопрос КТО? Приведите примеры.
- Как называются существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? Приведите примеры.
-Мы так много раз написали слово снег, что вызвали снегопад, который может нам помешать. Чтобы снег прекратился, мы должны подобрать однокоренные слова к слову снег и выделить корень:
Снегирь, снегурочка, снеговик, снегопад
- Назовите среди них одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
4.Изучение нового материала.
Сведения учителя о единственном и множественном числе имен существительных и обозначение их на письме.
Проблема: Подумайте, по какому принципу их можно распределить в два столбика?
В русском языке различают два числа. Единственное – от слова един, что в старославянском языке значило один, множественное – от слова множество – много.
Единственное число обозначается – ед.ч., множественное – мн.ч.
Чтение правила в учебнике на стр. 60
А сейчас внимательно
Мы правило прочтем,
И все, что мы узнали,
Теперь мы назовем.
- Что узнали из правила?
- Запишите по четыре имени существительных единственного и множественного числа.
5. Физкультминутка.
Дети читают стихотворение и маршируют.
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
-Если слово отвечает на вопрос КТО? поднимите руки вверх, если отвечает на вопрос ЧТО? – руки вперед, если встретятся другие слова – присесть.
Зима, деревья, люди, бежит, птица, белые, лес.
Проверка понимания.
Образование форм единственного и множественного числа (работа по карточкам).
Карточка №1.
Образуй формы множественного числа имен существительных.
Сосна, осина, дуб, ель, береза
Карточка №2.
Образуй форму единственного числа имен существительных.
Яблони, груши, сливы, деревья, травы
Закрепление. Работа по учебнику:
Стр. 59 упр. 167 устно
Стр. 61 упр. 171 письменно у доски с комментированием
Стр. 60 упр. 168 самостоятельно.
8. Итог урока. Блиц- опрос:
- Дай определение имени существительного.
- На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные?
- На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?
- Как изменяются имена существительные? (по числам)
9. Инструктаж домашнего задания: стр. 60 правило, упр. 169.
Дата: 20.11.17
Тема: Род имен существительных.
Цель: познакомить с понятием рода имен существительных.
Задачи:
повторить признаки имен существительных;
формировать умения определять род имен существительных путем
подстановки личного и притяжательного местоимения;
развитие орфографической зоркости на материале корнесловных
орфограмм;
развитие умения группировать слова по определенным признакам;
развитие умения употреблять слова в переносном значении;
воспитание любви к родному языку, краю.
Оборудование:
учебник “Русский язык. 3 класс” (авт. Т.Г.Рамзаева);
Карточки с опорными словами по теме “Имя существительное”;
плакат по определению рода имен существительных;
сигнальные карточки (у учащихся).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
Ножки на пол мы поставим.
Спинки все мы разогнем.
Локотки на стол поставим.
Домик к носу подведем.
Руку левую на стол,
Сверху правую кладем.
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
II. Повторение изученного материала.
1. Гимнастика для глаз.
Учитель
Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.
Дети: Рисунок.
У.
Найдите орфограмму в слове.
Д.
Безударная гласная в корне слова. Она непроверяемая, значит словарное слово.
У.
Какой частью речи является данное слово? Докажите.
Д.
Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что?и обозначает предмет. Оно нарицательное, неодушевлённое, в единственном числе.
У.
Придумайте предложение со словом рисунок.
Д.
Учитель взял на школьную выставку мой рисунок.
У.
Пропустите одну строчку для темы урока и запишите в тетрадь данное предложение. (Один на доске).
Докажите, что оно простое. (Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения).
У.
Итак, мы вспомнили написание словарного слова рисунок,дали характеристикуслову.Сегодня мы узнаем
еще одну “тайну” имени существительного.
Прочитаем стихотворение.
М . лыш мурлыкал, как к . тёнок, на п..рине мя..кой. А за . кном вторые сутки пурги не ут . хает вой.
У.
Объясните правописание слов с пропущенными буквами. (Сигнальные карточки, объяснение орфограммы)
Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму.
(Два ученика работают у доски)
У.
Какие имена существительные вы выписали? Проверим.
Д.
Мы выписали следующие имена существительные: малыш, котенок, перина, окно, сутки, пурга, вой.
У.
Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте.
Д.
Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные– в единственном.
(Данное слово подчеркиваем)
Лишнее слово вой, потому что только это слово состоит из одного слога.
II. Изучение нового материала.
1. Проблемная ситуация.
У.
Грамматическая сказка.
Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить эти имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг –существительных знаки различия, тот будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, море…)”.
У. Почему жена взяла именно эти слова? А муж?
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
А вот и секрет (плакат):
Женский род
запомню я
И скажу:“Она – моя”.
И запомнюрод мужской
И опять скажу”“Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
У.
Пользуясь секретом королевы, определите род имен существительных (записать над словами +один на доске)
У. Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.
(Учащиеся читают хором вывод в учебнике на с. 19)
IV. Закрепление.
Групповая работа.
1 группа : выбрать слова ж.р. (вода, берёза, ромашка, птичка) и изобразить.
2 группа: выбрать слова м.р.( колодец, конь, дом, дождь) и изобразить.
3 группа : выбрать слова с.р. (солнце, озеро , облако) и изобразить.
Работу оформить на альбомных листах.
(Проверка)
Индивидуальная работа.
Упр.404
А теперь вы самостоятельно распределите слова по родам, записав их в тетрадь.
V. Итог урока.
У.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
– Что было главным на уроке?
– Как определить род имени существительного?
– С помощью сигнальных карточек определить род имен существительных.
(Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода)