Цели: - организовать деятельность учащихся по усвоению понятий «синонимы», «антонимы».
- формировать умение подбирать и отличать близкие и противоположные по значению слова.
Оборудование: интерактивная доска Classic Solution, проектор, колонки, презентация, рабочие листы для учащихся.
Ход занятия: 1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята!
- Давайте попробуем сегодня на уроке для выражения своих мыслей и чувств использовать жестовые символы. Так мы увидим мнение каждого ученика и оценим высказывания друг друга. Если вы полностью согласны с мнением говорящего, то покажите такой жест – согнутые пальцы в кулак и поднятый вверх большой палец. Если же не согласны с его высказыванием, ваше мнение отлично от его, то, как вы думаете, какой будет жест? (опущенный вниз большой палец). Если же у вас есть дополнения, замечания к высказываниям говорящего, просто поднимите руку.
(В течение всего занятия дети оценивают друг друга жестами согласия - несогласия).
2. Вводная часть. – А теперь внимание на экран. (Слайд ). Притча о добре и зле:
Добро и зло с далеких пор
Ведут свой древний, давний спор,
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле.
- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении? (Добро и зло.) Подчеркнуть их с помощью электронного карандаша на интерактивной доске.
- Что вы о них узнали? (ведут спор, кто главнее и сильнее). Кто согласен с ответами - выразите жестом согласия. С чем ассоциируются у вас эти слова? Внимание на экран (Слайд с изображением воинов зла и добра из фильма «Властелин колец», главных героев Фродо и Сэма + муз.файл песни Энии «Может быть»):
- Кадры из какого фильма вы видите на экране? («Властелин колец»). Есть ли связь этого фильма с притчей? (Да). Вы слышите музыкальный отрывок из этого фильма. Это исполнительница Эния с песней «Может быть». На каком языке поет она песню? (На английском) Кто может перевести слова на русский?
- Перевод такой: «Может быть, во мраке ночи, вечерняя звезда блеснёт тебе и покажет путь к свету из мрака и тьмы. Главное выбрать правильную дорогу». Мы видим двух главных героев, которые помогают друг другу в борьбе со злом.
- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные) Почему? (Отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предметы). - А если бы вы были художниками, то какими цветами изобразили бы «добро» и «зло»? (Черный и белый).
- Какие эти цвета по отношению друг к другу? (Совершенно противоположные).
- Противоположные по своему значению слова в русском языке называются антонимами. (Слайд с определением понятия «антонимы» - слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением). - Обратите внимание на выделенное словосочетание – одной и той же части речи.
- А что значит лексическое значение»? Внимание на следующий слайд. (Слайд : Лингвистика – это наука о языке. Лексика – совокупность всех слов русского языка).
- Итак, что же такое антонимы? Если понятие усвоили, перейдём к заданиям. Внимание на следующий слайд. (Слайд 7 со словами:
жестокий радоваться
агрессия высоко
широкий миролюбие
грустить милосердный
- Какое задание можно выполнить с этими словами? (Подобрать пары антонимов ). Это задание индивидуальное.
- Все ли слова имеют пару? (Нет. Нет пары у слов широкий и высоко. Слова с помощью анимации исчезают со слайда).
- Выполним проверку. (Дети на ИД передвигают карточки, образуя пары-антонимы, оценивают друг друга жестом, исправляют ошибки, если имеются).
- Найдите среди этих слов сущ-ые и прилагательные. Докажите. (Правило о сущ. и прил.)
(Жестокий – милосердный, агрессия – миролюбие).
- А теперь вернёмся к словам, у которых не было пары. Задание № 1* - подобрать пару самостоятельно к словам высоко и широкий. Проверка. (Слайд – вписать в пустые карточки, используя электр. карандаш, антонимы низко, узкий ). Какие орфограммы в этих словах?
- Сегодня мы будем оценивать себя ещё и знаковыми символами. У вас на рабочем листе есть поле «Оцени себя» с символами: ! – отлично, восхитительно выполнил работу,
+ были затруднения, но справился
- много ошибок, не справился
? затрудняюсь в оценивании
- Оцените себя за Задание № 1 на полях.
- Внимание на следующий слайд.
ДОБРО ЗЛО
МИЛОСЕРДНЫЙ ЖЕСТОКИЙ
МИРОЛЮБИЕ АГРЕССИЯ
- Мы прекрасно справились с нахождением противоположностей. Заметили ли вы ещё какую-нибудь взаимосвязь?
(Да. Слова первого столбика очень схожи друг с другом по значению, а также правого).
- Но надо бы их преобразовать в одну часть речи. (ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ. МИРОЛЮБИВЫЙ – АГРЕССИВНЫЙ. На ИД выполнить преобразование)
- Такие слова в русском языке называются синонимами. ( Слайд с определением понятия из словаря.)
- Если бы вы были художниками, какими цветами изобразили бы синонимы? (цветами, схожими по тону из цветового спектра. Слайд 12).
- Итак, я надеюсь, тема нашего урока вам ясна? (Синонимы и антонимы). А нужно ли нам их знать? (Синонимы и антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной). Особенно они нужны людям творческих профессий. Кому? (Писателям, художникам, музыкантам, актерам…)
3. Постановка целей и задач. Знакомство со структурой любой деятельности.
- Раз и нам их знать необходимо, давайте поставим ЦЕЛИ нашего занятия:
- Я УЗНАЮ …..
- Я НАУЧУСЬ ….
- Когда цели поставлены, что же дальше делать? (Начать работать, выполнять деятельность для достижения целей). Поэтому наш следующий этап – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Выполнив деятельность, к чему нужно прийти? (РЕЗУЛЬТАТ). И при этом в течении всей деятельности что необходимо выполнять, что мы с вами и делаем весь урок? (ОЦЕНКА)
4. Закрепление первичное.
- Задание № 2. Вспомните и запишите противоположные и близкие по значению слова, сказанные мной в начале урока о погоде и моих чувствах. Задание парное. Проверка. Оценивание.
5. Физминутка.
Игра «Карлики – великаны, пол - потолок, вправо – влево, вверх – вниз». Путаница.
6. Закрепление.
- Где ярко прослеживается борьба добра со злом? (В сказках, баснях). Внимание на экран. Подбор синонимов, антонимов. Коллективная работа.
(На слайдах иллюстрации с изображением Аленушки и ведьмы из рус.нар.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - молодая – старая, красивая – страшная, светлая – тёмная; Ленивицы и Рукодельницы из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» - ленивая – трудолюбивая, худенькая – полненькая; Лисы и Вороны из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» - хитрая, лукавая, плутоватая – простая, простодушная; умная – глупая).
- А еще богаты синонимами и антонимами пословицы и поговорки. Задание № 3 – вставить в пословицы пропущенные слова, противоположные по смыслу. Задание групповое. Дети работают четверками. Оценивание.
- Ученье – свет, а не ученье - …….. .
- Мир строит, а война - …….. .
- Знай больше, говори - …….. .
- Ласточка день начинает, а соловей - ……. .
- Корень учения горек, а плод - ……. .
(Выставление итоговой отметки в правом верхнем углу рабочего листа.)
7. Итог урока. Возвращение к притче. (Слайд).
- Найдите в стихотворении еще синонимы и антонимы. (Древний, давний, далекий. Сильней, крепче. Наяву – во сне).
- У этого стих-я есть продолжение. На самом деле это притча – мудрость жизни.
(Слайд). Прочитайте:
«Сильнее Я», - Сказало Зло,- кто служит мне, тем повезло.
Я щедро отблагодарю, земные блага подарю,
Машины, деньги, мощь и власть. Пусть насладятся жизнью всласть!»
Добро сказало: «Может быть, но только я могу любить,
Хоть за душою ни гроша, для всех людей важна душа.
Я виллы, яхты не дарю, зато я душу сохраню,
Друзей, родных, детей и дом и много счастья в доме том».
Не знаю, что еще сказать… Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далеких пор не оставляют этот спор.
- Желаю и вам найти свою дорогу в жизни. Главное, выбрать правильный путь. Спасибо за урок! Хочу вам поставить отличную отметку за урок. (Слайд – смайлик с жестом «отлично!»).