Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Ход урока
Организационный момент
Повторение изученного материала
Прослушивание в грамзаписи сказки «Лиса и журавль»
Пересказ сказки «Лиса и журавль», знакомство с понятием «противоречие» (Слайды 2-5)
Анализ предложения «Так закончилась дружба лисы и журавля»
.
-Что вы можете сказать по схеме предложения?
- Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?
- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?
- А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса из кувшина?
- Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что любишь сам, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.
Актуализация опорных знаний
1.Повторение изученного материала.
- Что нам помогает общаться? (Речь.)
-Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)
- Из чего состоят предложения? ( Из слов.)
- Из чего состоят слова? (Из звуков.)
2.Работа по таблице «Звуки речи» ( Лента букв)
- Расскажите по опорной схеме о звуках речи.
- Чем отличаются согласные от гласных?
- Чем отличаются ударные гласные от безударных?
- При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв)
3. Повторение по ленте букв изученных букв.(Слайд 6)
Учить читать:
ао но на
оа ан он
- Представьте, что это имена инопланетян. Как их нужно написать? (с большой буквы)
4.Развитие памяти и наблюдательности - Продолжим урок упражнением на развитие памяти и наблюдательности. Посмотрите на экран и постарайтесь запомнить все, что увидите. (Учитель в течение 5-7 секунд показывает детям слайд) 5. Логические упражнения (понимание значения предлогов места) Учитель: Посмотрите на ряд иллюстраций. Как можно назвать одним словом эти предметы? (Животные)
Слайд 7. -Знаете ли вы, что слово «животное» заимствовано из старославянского языка (языка наших предков). Животное – от слова живот, что значит жизнь. На какие группы можно разделить этих животных? (Дикие и домашние. Дикие – заяц, волк, медведь; домашние – корова, собака.) - Кто нарисован перед волком? (Перед волком нарисован заяц.) - А после коровы? (После коровы медведь.) - Кто находится между зайцем и коровой? (Между зайцем и коровой находится волк.) Игра «Внимание!»
-Запомните расположение животных, закройте глаза. Слайд 8.
Что изменилось?(Медведь и собака поменялись местами. Нет зайца. Волк оказался первым.)
6. Звуковой анализ слов - Отгадайте загадку. За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
- Это лиса
Слайд 9.
- По каким признакам догадались, что речь идет о лисе? (Ответы детей)
-Произнесите слово, выделяя голосом второй звук. (Ли-и-иса)
-Назовите второй звук. [и]. - Какой это звук и почему? (Гласный, потому что он поется, тянется, и во рту нет преграды) - Какие еще гласные звуки вы уже знаете? ([о], [у], [и].)
7. Речевая разминка
1) Гимнастика для губ и языка «Жил – был язычок…»
Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.
2) Упражнение на дыхание (вдох-выдох с задержкой дыхания)