Просмотр содержимого документа
«Знакомство с буквой Я»
Тема урока: Знакомство с буквой Я, я
(Школа России)
Класс: 1 класс
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)
Тип урока: изучение нового материала.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в изучаемой теме
Цели:
Образовательные:
- формировать умение находить в словах букву Я;
- знать, какие звуки она обозначает;
- читать слова с этой буквой;
- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на
вопросы по содержанию;
- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного
внимания, вербального мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; учиться формулировать свои мысли в устной форме.
- Познавательные: находить ответы на вопросы учителя, делать выводы, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Прогнозируемые результаты:
• дети познакомятся с новыми гласными буквами Я и я, обозначающими два звука в начале слова и после гласного звука;
• с новым согласным звуком [й'], который входит в слог-слияние, обозначающийся буквами Я и я;
• научатся различать на слух слияние [й'а], находить его местоположение в слове;
• изображать данные звуки на звуковой схеме, уяснять, что одна гласная буква обозначает два звука (согласный и гласный);
• поработают над формированием навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного чтения.
Молодцы! А теперь выполним артикуляционную гимнастику.
- Оя-оя-оя – у елочки хвоя! – Ая–ая-ая – в небе птичек стая. (Учитель демонстрирует верное произношение, дети повторяют)
1. Актуализация знаний
— Назовите буквы гласных звуков (а, о, и, ы, у, е). С какими гласными звуками согласные читаются твёрдо? (а, о, у, ы). С какими гласными согласные читаются мягко? (и, е)
- Какая буква гласных звуков очень необычна? (е)
- Какие звуки может обозначать буква е? [й'э] – в начале слова или после гласного, а согласный перед ней становится мягким.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одной гласной буквой, а какой узнаете прочитав стихотворение. Слайд 1 (стихотворение на доске читает ученик)
Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Я не только буква «Я» -
БУКВА, СЛОГ и СЛОВО!
- Вы догадались, о какой букве пойдет речь? (ответы детей – буква «Я»)
2. Мотивация учебной деятельности
—Ребята, давайте вспомним что такое Родина? (Родина – это место рождения человека, его родная страна.)
- Молодцы! А малая родина? (малая Родина - это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные).
- Какие пословицы о Родине, о родной стороне вы уже знаете? (ответы детей) Послушайте меня внимательно и объясните смысл следующих пословиц: Родина – мать своего народа. Всякому мила своя сторона. Человек без Родины, что человек без песни.
- Давайте вспомним, как называется Республика в которой мы проживаем? (Бурятия). В 2023 году наша Республика отмечает 100 летний юбилей! А берет она свое начало в далеком1923 году.
- Назовите столицу республики Бурятия? (город Улан-Удэ) Слайд 2
- Молодцы! Улан-Удэ в переводе с бурятского языка означает «Красная Уда», а Уда - это название? (реки) Слайд 3.
- Река Уда берет свое начало на Витимском плоскогорье в 45 км. к востоку от Соснового озера системы Еравнинских озер, а впадает Уда в реку, которая носит название Селенга.
- Народ какой национальности составляет основное население Бурятии? (Буряты) Слайд 4.
3. Работа по теме урока
-Ребята, предлагаю проанализировать слово Бурятия.
-Поделите слово Бурятия на слоги, поставьте ударение. (4 слога, ударение падает на второй слог). Сколько гласных букв «Я» в слове? (2, во втором и четвертом слогах). Совершенно верно, а теперь произнесите слово Бурятия и скажите какие звуки мы слышим во втором и четвертом слогах? (Во втором слоге-слиянии ря, гласная буква я обозначает звук [а], а в четвертом слоге я гласная буква «Я» обозначает два звука [й'а].
- Буква «Я» обозначает один звук [а], если стоит после согласного, и два звука [й'а], если буква «Я» стоит в начале слова, или после гласной.
- А теперь предлагаю вспомнить название нашей Родины? (Россия)
- Проанализируем слово Россия. Поделите слово на слоги, поставьте ударение. (В слове Россия 3 слога, ударение падает на второй слог)
- Выделим последний слог я. Какие звуки слышим? ([й' а-а-а-а]) Произнесите первый звук лучше, яснее.
Какой это звук? (Это согласный звук [й']. Он произносится с препятствиями.)
Дети прикладывают к шее руку и слушают.
— Произнесите его ещё раз, что ещё можете сказать о нём? Какой он? (Он звонкий [й'] — состоит из голоса.)
А что мы слышим за ним? (Гласный звук [а].)
Значит, какой первый слог? (Слог - слияние [й'а].) (ученик у доски делает схему.)
- А теперь, ребята, откройте Азбуку на (с. 110). Что изображено на рисунке? (Карта нашей Родины – России). А какой город на ней обозначен? (Москва – столица России). (На доске висит карта России).
- Прочитайте текст «Россия — Родина моя». Почему слова Россия и Родина пишутся с заглавных букв? (Россия — это название Родины (страны в которой мы живем), а слово Родина очень значимое, и его принято писать с заглавной буквы.)
Физкультминутка.
Яблоня в моём саду Гнётся низко на ветру. Наклонилась вправо, влево. Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх качнула И вперёд их протянула. А как стихнет ветерок Моя яблонька заснёт.
- Как вы понимаете смысл пословицы «Россия – Родина моя»? Прочитайте этот текст ещё раз. «Россия – Родина моя» (родная любимая сторона).
- А как вы думаете, почему автор выбрал именно эту пословицу? (В словах Россия моя, есть гласная буква «Я»)
- А теперь, ребята, скажите, какое дерево растет на стр. 111 учебника. (Яблоня.)
- В какое время года оно вам особенно нравится? (Весной, летом, осенью.)
- Проведем слого-звуковой анализ этого слова. (Яб-ло-ня.)
- Какие из этих слогов являются слогами-слияниями? (Слоги ло и ня.) Как называется первый слог? (Обратный слог — яб.) Рассмотрите схему в красной рамочке.
- А какие плоды дает нам яблоня? (Яблоки.)
- Давайте произнесём это слово и проведём его слого-звуковой анализ. (В слове яблоки три слога, ударение падает на первый слог.
На доске появляются слоги из букв, и под ними выставляются звуковые схемы этих слогов. Дети участвуют в составлении слова яб-ло-ко и схемы [йаб]-[ла]-[ко].
Первый слог — яб.)
- Произнесите и послушайте внимательно первый слог.
Дети произносят хором звуки [й'а б].
— Что вы слышите? Какие звуки? (Звуки [й'], [а] и [б].)
Какой второй слог, третий? (Второй слог ло, третий ки.)
Рассмотрим звуковую схему.
— А теперь прочитайте текст на странице 111.(читают про себя, затем по цепочке). О чем говорится в тексте? (О саде, который посадили). Что будет расти в саду? (яблони и сливы). А теперь найдите в тексте слова с буквой «Я» и прочитайте их (моя, Земля, Россия, яблони).
- А теперь послушайте стихотворение Бориса Заходера «Буква Я»
Буква Я
Взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела,
И потела,
Написать она сумела
Только
«я-я-я-я-я»!
Всем известно: буква Я
В азбуке последняя.
— Наш алфавит начинается с какой буквы (А), а заканчивается? (буквой Я). Заглядывайте в алфавит и повторяйте последовательно все буквы.
4. Рефлексия учебной деятельности
- С какой буквой вы познакомились сегодня на уроке? (Я)
- С какой буквой, буква Я очень похожа? (с буквой Е) В чём заключается сходство? (Гласные буквы Я и Е обозначают два звука в начале слова и один звук после мягкого согласного).