Учитель: Ребята! Вы уже, наверное, обратили внимание, что сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
(дети приветствуют гостей и садятся на свои места)
II. Организационный момент
Учитель: Доброе утро!
Я смотрю на ваши лица – Хорошо, отрадно мне, Словно я в большой, дружной И приветливой семье.
– Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Вы начать урок готовы?
Дети: Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Учитель: Ребята, какое сегодня число? Что вы можете сказать о сегодняшнем дне?
Дети: Сегодня 17 октября. Число 17 – двузначное, для записи понадобилось две различные цифры – 1 и 7. Октябрь – второй осенний месяц, в году – 10.
III. Наблюдения и сообщение темы урока.
-В начале урока давайте с вами поведём гимнастику для губ и языка «Жил был язычок…»
Жил-был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покачался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.
Учит: Мне очень хочется, чтобы ваше хорошее настроение не пропало. Поэтому мы сейчас поиграем с вами в игру «Угадай букву» (артикуляционная гимнастика).
Я буду показывать губами звук (без голоса), а вы должны назвать букву, которая этот звук обозначает.
(дети называют буквы, а карточки с этими буквами прикрепляют к доске)
Учит: Какие правила мы должны соблюдать в этой игре?
Дети: Ответ не выкрикивать, а поднять руку. Отвечать громко и чётко.
Учит: Что объединяет эти буквы? Почему?
Дети: Все эти буквы – гласные. При произношении их – воздух не встречает препятствия.
Учит: На какие группы можно разделить группу ГЛАСНЫЕ? Расселите буквы.
Дети:Первая – гласные, указывающие на твёрдость впереди стоящего согласного. Это – А, О, У, Э.
Вторая – гласные, указывающие на мягкость впереди стоящего согласного. Это – Я, Ё, Ю, Е.
V. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: .
Сегодня мы с вами отправимся в страну Азбука. Кто живет в этой стране? Нас с вами пригласили на День рождения, а к кому узнайте. (чтение слов со звуком И) Кто пригласил нас? Какой буквой обозначается этот звук?
Ты с этой буквою знаком. Стоят два колышка рядком, А между ними поясок, Протянутый наискосок.
Дети: Это буква И (показ буквы).
Учитель: Правильно. Значит тема нашего урока какая?
Дети: Знакомство с буквой И. (видеоролик Уроки тетушки Совы)
На день рождения принято дарить подарки и первый подарок вы сделаете имениннице, если найдете все буквы И и раскрасите. Что получилось? Как вы думаете, что это за птица?
Учитель: Молодцы. А сейчас ваша любимая игра – «Доскажи словечко». Какие правила мы должны соблюдать в этой игре?
Дети: Надо дослушать до конца. Не выкрикивать, а поднять руку. Отвечать громко и чётко.
Учитель:
Как это скучно – Сто лет без движенья В воду глядеть На своё отраженье. Свесила ветки с обрыва Такая грустная … (ива)
В узкий глазок вдета тонкая нитка И поплыла за корабликом прытко. Шьёт, зашивает и колется колко. А называют кораблик … (иголка)
(на доске вывешиваются иллюстрации ИВА и ИГОЛКА)
Учит: Кто сможет напечатать на доске названия этих предметов?Звуковой анализ слов (работа со звуковыми карточками).
Физминутка-Сейчас поиграем в игру на внимание. Если вы слышите в слове звук [и], то хлопаете, если нет, то топаете.
1. Железная птичка Снесла яичко, Яичко из гнезда Не взять без труда. Тяжело яйцо, В яйце — кольцо, За кольцо возьмёшь — Яйцо унесёшь.(гиря)
2.Чьи на море корабли?
Из какой они страны?
Чтобы это знать могли
Капитаны, боцманы,
Эти разные квадраты
Прицепляют на канаты
И на мачтах поднимают.
Семь ветров их раздувают.
Ответ: Флаги
3. Длинноножка хвалится —
Я ли не красавица,
А сама-то — косточка
Да красненькая кофточка.
(Вишня)
Самостоятельная работа (закрепление (гиря, флаги, вишня)
Задание: первый ряд разбирает первое слово, второй ряд – второе, третий – третье. У доски работают представители каждого ряда.
Учит: именинница дает вам следующее задание. (Выполнение задания на классификацию). Надо разделить все картинки на группы. Если звук И вначале – первый столбик, если в середине – второй, если в конце – третий.
(работа с классом)
ФИЗМИНУТКА
Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два. Руки вниз вперед смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к себе прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Учит: наша именинница хочет проверить какие вы внимательные, я буду читать рассказ, а вы запоминайте все слова со звуком И
(работа в парах) Разгадывание кроссворда.
У нас есть традиция в день рождения именинник угощает всех конфетами и наша именинница хочет вас угостить. Как называются конфеты? Почему именно эти конфеты?
Итог урока.
-Какие новые знания вы получили на уроке?
-Какой звук обозначается буквой и?
-После какого согласного пишется буква и?
Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
Зелёный: Я справился.
Урок понравился.
Я доволен собой.
Желтый : Настроение хорошее.
Мне было трудно, но я справился.
Красный: Задания оказались слишком трудными.
Мне нужна помощь.
И
И
И
Индеец Изумрудный Глаз
В июле Игорек приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел играющую во дворе девочку.
- Тебя как зовут? – спросил Игорь.
- Ириной. А тебя?
- Индеец Изумрудный Глаз! – гордо сказал Игорь. – Хочешь быть индейкой?
- Надо говорить не индейкой, а индианкой.
- Нет, индейкой!
- Тогда ты будешь индюком!
Игорек подумал и сказал:
- Ну ладно. Ты прячься, а я тебя искать буду.
Идет Игорек, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошел к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:
- Ой-ей-ей-ей! – и бежать. А Иринка ему вслед:
- Эх ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз!