Просмотр содержимого документа
«Знакомство с буквой Ф (ф).»
Технологическая карта
Тема: Знакомство с буквой Ф,ф.
Предмет, класс: Литературное чтение, 1 класс Программа: «Начальная школа 21 века», УМК Н.Ф.Виноградовой Учебник, автор: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова «Букварь» Тип урока: Открытие новых знаний Учитель начальных классов:.Комарова Анастасия Александровна
Место работы: ОПФ МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка" в с. Большая Каменка
Тема: Знакомство с буквой Ф,ф. Цель: Изучение и первичное закрепление новых знаний Задачи: • предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами; • метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем. Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная. Методы обучения: • по источнику знаний: словесные, практические; • по уровню познавательной активности: проблемный; • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование для учителя: • презентация на мультимедиа - проекторе • учебник «Букварь»
Оборудование для учащихся: • фишки • учебник «Букварь» • карточки для групповой и самостоятельной работы
Ход урока.
1. Мотивация к деятельности.
- Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ль на месте? Всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? - Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! - Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.
2. Актуализация знаний
Работа по «ленте букв» - Для чего на уроке мы используем «ленту букв»? - Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки. - Определите, на какие группы делятся все звуки и буквы русского языка. - Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные. -На какие группы можно разделить гласные звуки? Назовите гласные, назовите признаки гласных.(Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные.) - На какие группы можно разделить согласные звуки, назовите признак классификации согласных. Назовите согласные буквы, назовите признаки согласных.(Классифицируют согласные, называют признаки классификации) - Назовите согласные буквы, с которыми уже знакомы.(Называют буквы)
3. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? - Знакомство с буквой «Ф,ф». - Почему вы так решили? - На прошлом уроке знакомились с буквой «В, в» «Ф,ф» – её пара. - Что значит парные согласные? - Способ произношения одинаковый, только звонкие произносятся с голосом, а глухие без голоса. - Какую учебную задачу поставим на уроке? - Познакомиться с новой буквой, классифицировать звуки, научиться читать слоги и слова с этой буквой. 4. Физкультминутка 5. Открытие новых знаний
а) Звукобуквенный анализ слов (работа в парах)
Загадки
Днём сидит, как слепой,
Только вечер — за разбой.
Ловит по лесу мышей,
Сероухих малышей. (Филин)
Перед работой его надевают,
И чаще, чем платье, стирают,
В нем дворники двор
Иногда подметают (фартук)
(С использованием фишек составляют звуковую модель слов. Интонационно выделяют звуки в словах. Моделируют звуковой состав слов. Проверяют своего партнёра.)
- А сейчас поиграем в игру «Живые звуки»( Идёт работа со словом "Филин". Выходят к доске дети, которых я назвала, и со стола учителя берут цветную фишку, согласно своего звука. Одновременно выполняется самопроверка взаимопроверка, оценка своей работы и работы одноклассников, которые у доски.) - Разделите слово "филин" на слоги. (хором произносят слово по слогам, "живые звуки " в данный момент делятся на 2 группы.) - Произнесите слово "филин" с выделением ударного звука.( хором произносят слово, ударный "живой звук" приседает.) (На этом игра заканчивается, дети садятся на свои места)
- Продолжаем работу со словом "фартук"(аналогично) -Что общего заметили в данных словах ? - Оба слова состоят из 2 слогов.(Сравнивают модели слов и доказывают, что оба слова состоят из двух слогов. Формулируют правило.)
б) Сравнение новых звуков слайд 3
- Из модели слова "филин" уберите слог – [лин] Из модели слова"фартук" уберите слог – [тук] Назовите оставшийся слог слова "филин". - "Фи". - Назовите оставшийся слог слова "фартук". -"фар" - Фишка какого цвета в начале каждого слога?( зелёная и синяя) Почему звуки разные?(Сравнивают звуки в слогах. Доказывают) - Зелёная фишка - мягкий согласный звук, т.к. за ним стоит [и], который командует читать мягко. Синяя фишка - твёрдый согласный звук, т.к. за ним идёт[ а], который командует читать твёрдо. - Докажите звонкий или глухой [ф]. ( закрывают ладонями уши и произносят) - Звук[ф] глухой. - Является ли он парой для звука [в]? - Да, т.к. способ их произношения одинаковый, только звук [в] произносится с голосом, а [ф]- без голоса.
- Какую учебную задачу вы выполнили? в) - Классификация звуков.
г) Знакомство с буквой Ф, ф. - На что похожа буква Ф? ( работа по слайду с образом буквы Ф)
-А теперь посмотрите на доску и назовите звуки, которые дружат с колокольчиком.
6. Электронная физкультминутка для глаз (слайд7)
7.Первичное закрепление. Работа с учебником.
а) Жужжащее чтение слогов. (Выборочное чтение по учебнику (стр.119)) чтение слогов, в которых буква ф обозначает твердый согласный звук [ф] – первая строка; чтение слогов,в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук [ф’] – вторая строка.( читают хором )
б) Чтение слов( стр.119) Жужжащее чтение (выборочное чтение) чтение слов, в которых один слог; чтение слов, в которых два слога; чтение слов, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук [ф’]; чтение слов, в которых буква ф обозначает твердый согласный звук [ф]; в) Чтение рассказа «Волк» (стр.121)Проверка осознанности чтения. ответьте на поставленные вопросы. - Кто герои? - Чему учит этот рассказ?
г) Групповая работа (Каждой группе предлагается подобрать к схеме слово. Слова и схемы написаны на карточках..)
Фронтальная проверка. (Группа детей, первая выполнившая работу, выходит к доске и показывает свой вариант, остальные выполняют само- и взаимопроверку, самооценку и взаимооценку.)
-Какую учебную задачу выполнили? -Читали слоги , слова и предложения с новой буквой. -Молодцы, ребята. Вы справились со всеми поставленными задачами.
8. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой .
- А теперь вас ждёт самостоятельная работа. На карточках напечатаны слоги и слова с новой буквой. Ваше задание: подчеркните зелёным карандашом букву ф, которая обозначает мягкий согласный звук [ф’]; подчеркните синим карандашом букву ф, которая обозначает твердый согласный звук [ф].
фа фе фо фи фиалка фара
(Выполняют работу самостоятельно.) -Сейчас вы сами проверите свою работу , для этого нужно сравнить её с образцом на экране. Нужно быть внимательными.(Вспоминают алгоритм самопроверки. Проверяют работу по образцу.) - Встаньте те дети, которые выполнили работу без ошибок.(Оценивают результат своей деятельности.)
9.Итог урока. Рефлексия. Слайд 16
Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? - Мы достигли её? Оцените свою работу на уроке: Если на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый смайлик; Если затруднялся при выполнении заданий -подмигивающий; Если было трудно работать – грустный. (Анализируют собственную деятельность на уроке. Поднимают смайлик)
- Кому было трудно? - Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? (Ставят цели на будущие уроки.) - Спасибо за урок.