Цели деятельности педагога:организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания, работу по ознакомлению с буквой Ф, ф;научить выполнять звуковой анализ слов «фартук», «филин», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; создать условия для овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанных текстов, формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ "Ф, ф"»
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ф, ф
Цели деятельности педагога:организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания, работу по ознакомлению с буквой Ф, ф;научить выполнять звуковой анализ слов «фартук», «филин», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; создать условия для овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанных текстов, формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Планируемые результаты образования:
Предметные:знают букву Ф, ф;умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать с окружающими, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, Личностные:высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи.
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
– Отгадайте загадку:
Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат.)
– Откройте учебник и «сфотографируйте» всё, что надо сделать сегодня на уроке.
Учащиеся под руководством учителя выделяют этапы урока.
– Как вы думаете, а что будет самым главным, чему мы должны научиться? (Познакомиться с новой буквой, дать характеристику звукам, которые она обозначает.)
II. Открытие нового знания.
1. Звукобуквенный анализ слов «фартук», «филин».
– Отгадайте загадку:
На кухне советуют этот предмет применять,
Чтоб одежду под ним не замарать.
Есть у каждой хозяйки одежда такая:
В нём готовит, моет, чистит, стирает.
(Фартук.)
– Рассмотрите схемы. Сколько звуков в слове «фартук»? (6.)
– Выполните звукобуквенный анализ слова «фартук».
– Выполните звукобуквенный анализ слова « филин».
– Сравните первые звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Какой буквой можно обозначить звуки [ф], [ф’]?
2. Знакомство с буквой.
Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
– На что похожа буква ф? Как бы вы её изобразили?
Федя ходит руки в боки,
Значит, выучил уроки.
Г. Виеру
Если б Фёдор иль Федул
Сразу две щеки надул,
Буквы Ф, сомнений нет,
Получился бы портрет.
Т. Синицина
– Замените первые фишки в схемах слов буквами. Прочитайте слова ещё раз.
– Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.
– Чем похожи эти слова? В чём их отличие? (5 звуков, первые звуки одинаковые, 2 слога; разные ударные слоги.)
3. Игра «Живые звуки».
Проводится игра со словом «филин».
– Убираем буквы в следующем порядке:
букву, которая обозначает твёрдый согласный;
букву, которой обозначен ударный гласный;
букву, которой обозначен безударный гласный;
букву, которой обозначен третий звук.
– Какой звук остался?
– Какой буквой он обозначается? Что вы про неё знаете?
– Отгадайте загадку. Кому мы должны сказать спасибо за букву ф?
Живёт в лесу, ухает, как разбойник. Люди его боятся, а он людей боится. Днём молчит, ночью кричит. (Филин.)
– Для записи каких слов потребуется заглавная буква Ф? Приведите примеры.
4. Чтение слогов, слов и стихотворения Г. Сапгира «Футбол».
– Прочитайте слоги по строчкам, по столбцам.
– Прочитайте слоги, в которых ф обозначает мягкий согласный звук.
– Прочитайте слоги, в которых ф обозначает твёрдый согласный звук.
Задание для читающих учеников: прочитать рассказ Я. Тайца «Волк», подготовиться к чтению по ролям.
– Почему волку стало стыдно?
– А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?
Учащиеся дают по желанию краткий ответ, не вдаваясь в подробности.
5. Лексическая работа.
– Прочитайте слова и подчеркните те, значения которых вам не понятны.
Фабрика, флаг, ферма, фрак, фазан, флот.
Осуществляется показ иллюстраций.
Флот – это крупное соединение военно-морских судов. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове. Он назывался «Орёл». Особое внимание флоту стал уделять Пётр Первый. В 1696 году, 20 октября, Боярская дума вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днём основания нашего флота.
III. Включение в систему знаний.
1. Игра «Флот помог».
– Прочитайте слова первых двух столбиков парами.
– Объясните, по какому принципу образованы пары. (Один – много.)
– Прочитайте третий столбик слов.
– Прочитайте слова, в которых один слог.
– Прочитайте слова, в которых два слога.
– Прочитайте слово, в котором три слога.
– Посчитайте, сколько слогов в слове «фамилия».
– Как пишутся фамилии?
– Прочитайте пары слов.
– Назовите буквы, которыми отличаются слова в парах.
– Прочитайте те слова, в которых буква ф обозначает твёрдый согласный звук.
– Прочитайте те слова, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук.
– Поднимите карточку-букву в или ф, если она есть в диктуемых словах.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Папа сына похвалил,
Он про букву Ф спросил.
– Как вы думаете, что рассказал про букву ф сын?
Игра«Кто больше?»: одна команда называет слова со звуком [ф], а другая – со звуком [ф’].
– Скоро прозвенит звонок на перемену. Вы будете отдыхать, играть. А слову «звонок» не до игр. Образуйте от данного слова такие слова, чтобы различались ударением. (Звони́т – зво́нко.)
– В чём разница? Какую особенность заметили в произношении слова звонит?