kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе

 

 

 

 

Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 4 классе

 

 

 

 

Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в предложениях с однородными членами. »








Урок русского языка в 4 классе





Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».























Тема урока: Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.

Цели: Закреплять умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов и с союзами. Развивать умение правильно строить и употреблять в речи предложения с однородными членами.

Задачи:

 закреплять правило написания имён собственных с большой буквы

 формировать представление об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слов;

 закреплять умение различать простые и сложные предложения, умение расставлять знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и сложных (союзных и бессоюзных);

 развивать фонематический слух детей, их готовность к звукобуквенному анализу звучащего слова;

 вырабатывать потребность в контроле и оценивании учебной деятельности товарищей и своей;

 формировать мотивы учебной деятельности;

 продолжать работу над каллиграфией для закрепления навыков правильного начертания и соединения всех букв;

Ход урока.

1.Организационный момент. (Наличие принадлежностей, готовность к уроку):

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Прошу вас правильно писать.

2.Минутка чистописания.

На доске записаны слова: пл…сал, б…рёза, б…седка, леб…дь, н…зина.

У. – Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает звонкий парный согласный, который есть в словах, где пропущена буква е. Отгадайте эту букву.

Д. – Это буква б.

Учитель пишет на доске, дети в тетради.

Бу бя

У. – Прочитайте предложение, записанное на доске.

Бублик баранку батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

У. –Какие ошибки допущены в предложении?

Д. –Не поставлены запятые между однородными членами предложения.

У. –Докажите, что это однородные члены предложения и между ними нужны запятые.

Д. –Слова бублик, баранку, батон отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову (испёк что?)

У. – Запишите предложение, расставьте запятые.

У. – А чем является это предложение?

Д. – Это скороговорка.

У. – Что такое скороговорка?

Д. – Это жанр устного народного творчества.

3.Решение кроссворда.

У. – Давайте попробуем вспомнить, какие ещё жанры существуют в литературе. А поможет нам в этом кроссворд.

(Решение кроссворда)

Кроссворд.

1.Вид устного народного творчества с фантастическим вымыслом. Бывают волшебные, о животных, бытовые. (Сказка)

2,3. Короткие высказывания устного народного творчества, которые мы часто используем в повседневной жизни. (Пословица, поговорка)

4.Что писал И.А.Крылов? (Басня)

5. Небольшое лирическое произведение, написанное в рифму. (Стихотворение)

6.Чем является произведение К.Паустовского «Заячьи лапы»? (Рассказ)

7.Небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. (Песня)


с

к

а

з

к

а



п

о

г

о

в

о

р

к

а




п

о

с

л

о

в

и

ц

а


б

а

с

н

я




с

т

и

х

о

т

в

о

р

е

н

и

е

р

а

с

с

к

а

з



п

е

с

н

я




У. – Какое слово у нас получилось по вертикали?

Д. – Запятая.

У. – Когда между однородными членами предложения надо ставить запятую, а когда нет?

(Ответы детей)

4.Постановка целей урока.

У. – Сегодня на уроке мы будем закреплять умение ставить запятые между однородными членами предложения. А помогать нам будут отрывки из сказок, пословицы, поговорки. А где можно найти все эти произведения?

Д. – В книгах. В библиотеке.

Постановка проблемы.

- Попробуйте выполнить замену союзов.

И

а но





Получилось? Как вы думаете, почему?

- Назовите значение союза – и.

- Назовите значение союзов – а, но.

Вывешивается таблица «Союзы» (проектно-исследовательская работа учащихся «Значение союзов в русском языке»)

Союзы

Соединяют

противопоставляют

И

А


Но






- Только ли между главными членами предложения их можно ставить?

Построение проекта выхода из затруднения.

Откройте учебники на стр. 230 проверьте свои выводы.

Как ставятся запятые при однородных членах предложения?

- Расскажите по схемам.


, , и


, , и , и , а (но)

Физминутка.

На доске стихотворение без расстановки знаков препинания.

- Прочитайте и подумайте, правильно ли записано стихотворение?

- Где необходимо поставить запятые?

- Где ставим запятую - хлопаем в ладоши.

Пришла рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

А.С. Пушкин

- О чем речь в отрывке? Сколько предложений?

Проверка. На доске появляется текст с расставленными знаками препинания.

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

А.С. Пушкин

Открывается новый текст.

- Прочитайте. Выполните действия.

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками,

Дружно топаем ногами,

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

- Продолжим разговор об однородных членах предложения и союзах между ними. Какие же значения союзов вы знаете, и какие союзы их выполняют?

- Соединяет союз И; противопоставляют союзы А, НО.

Постановка проблемы.

Самостоятельная работа учащихся по группам (4 варианта предложений)

- Я раздаю вам слова, составьте из них предложения, определите значение союза.

1 группа составляет предложение из слов: поет, да, орешки, песенки, белка, все, грызет.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…

2 группа: льют, монетку, да, в ход, из скорлупок, по свету, пускают.

Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету…

3группа: ярко, да, солнце, светит, греет, не, в феврале.

В феврале яркое солнце светит, да не греет.

4 группа: деревья, медленно, на севере, крепкими, вырастут, растут, да.

На севере деревья растут медленно, да вырастают крепкими.

- Какой союз вам встретился?

- Союз ДА.

- В каком значении он употреблен.

Каждая группа называет свой вариант ответа, не зная предложений других групп. Возникает ситуация противоречий в ответе. Проекта выхода из затруднения

- Давайте разберемся, кто же прав?

- Какое предложение записала 1 группа.

Предложение появляется на доске.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…

- В каком значении использован союз? Можно ли его заменить на другой союз? На какой?

- Запись в таблицу на доске.

союзы

Соединяют

Противопоставляют

И

А


НО







- Какое предложение записала 2 группа.

Предложение появляется на доске.

Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету…

- В каком значении использован союз? Можно ли его заменить на другой союз? На какой?

-Ответы совпадают, может быть, ошиблись остальные? Проверим.

- Какое предложение записала 3 группа.

Предложение появляется на доске.

В феврале яркое солнце светит, да не греет.

- Можно ли здесь вставить союз И? А какой правильнее поставить?

- Союз а или но.

- Какое же значение здесь у союза ДА?

- Сразу посмотрим еще на одно предложение 4 группы.

На севере деревья растут медленно, да вырастают крепкими.

- Сделайте вывод самостоятельно. Реализация построенного проекта.

- Союз ДА может соединять или противопоставлять. Это зависит от смысла предложения.

- Правильно ли записаны 3 и 4 предложения на доске?

- Необходимо поставить запятые.

- Где же должен быть записан в таблице этот союз?

- Как будет выглядеть схемы с этим союзом. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся берут листы бумаги на столе и в парах составляют схемы.


да(и) , да (но)

Показывают фронтально учителю.

Посмотрите на таблицу и сделайте выводы: когда ставятся в предложении запятые.

5. Словарно-орфографическая работа.

У. – Слово библиотека – это новое словарное слово, написание которого мы сегодня должны запомнить.

(Дети записывают слово в тетрадях, запоминают орфограммы)

У. – Составьте устно предложение со словом библиотека, чтобы в нём были однородные члены.

(Ответы детей)

6. Работа по теме урока.

1. Работа с карточками.

У. – Первое задание нам сегодня задаёт героиня известной нам сказки. Кто она?

(Учитель вывешивает на доске картинку Царевны-Лебедь из «Сказки о царе Салтане…»)

У. – Царевна-Лебедь приготовила нам карточки с заданием.

(Трое учеников работают у доски, остальные за партой самостоятельно)

Карточки для работы у доски.

1.Списать предложение, вставить пропущенные буквы. Поставить запятые(если они есть).Подчеркнуть главные члены предложения.


Вет…р по морю гуляет и к…раблик подг…няет.


2.Списать предложение, вставить пропущенные буквы. Поставить запятые(если они есть).Подчеркнуть главные члены предложения.


П…вариха побл…днела обмерла и окр…вела.


3.Списать предложение, вставить пропущенные буквы. Поставить запятые(если они есть).Подчеркнуть главные члены предложения.


Слуги сватья и с…стра с криком ловят к…мара.

Карточка для самостоятельной работы.

Поставить пропущенные запятые. Подчеркнуть главные члены предложения.

Тут он в точку уменьшился

Комаром оборотился

Полетел и запищал

Судно на море догнал.

Море вздуется бурливо

Закипит поднимет вой

Хлынет на берег пустой.

2.Игра-эстафета «Соедини предложение и схему».

(Каждый ряд получает карточку, на которой даны предложения и схемы к ним, но они перепутаны. Ученики по очереди соединяют предложение и соответствующую ему схему и передают листок следующему ученику. Какой ряд выполнит задание быстрее.)

Игра-эстафета «Соедини предложение и схему».

1.Любит кошка мышку,…в воду лезть не хочет. О, но О и О


2.Надо,надо умываться по утрам…вечерам. О, а О


3.Держи голову в холоде,…ноги в тепле. О и О


4.Мальчик был очень слабый,…смелый …настойчивый. О, а О


5.Не красна изба углами,…красна пирогами. О, но О


6.Ночью ветер злится…стучит в окно. О, но О


7.В гостях хорошо,…дома лучше. О и О


8.Зимой солнце светит,…не греет. О, а О


9.Мы хотели пойти на речку,…раздумали. О, а О

У. – Кому попалось предложение, которое является пословицей или поговоркой? Назовите его.

3. Составление предложений с однородными членами (самостоятельная работа).

У. – Сейчас вы сами станете писателями и будете сочинять рассказ. Используя данные слова, составьте предложения с однородными членами и составьте из них рассказ.

Гуляли, лиса, гуси, куры, утки, закудахтали, подкралась, убежала, зашипели, схватила, закрякали, птицы.

(Слова можно написать на доске, напечатать на карточках, вынести на доску через проектор).

4.Замени слово.

У. – А какими членами предложения могут быть однородные члены?

Д. – Главными и второстепенными.

У. – Сейчас мы это проверим, выполнив следующее задание. Выделенные слова в предложениях заменить однородными членами и разобрать предложения по членам предложения.

Ребята посадили в саду фруктовые деревья.

Во дворе росли цветы.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

8.Домашнее задание.

У. – А дома вам придётся поработать с книгой. Найти басни И.А.Крылова и выписать из них несколько предложений с однородными членами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Автор: Вотчал Светлана Николаевна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Знаки препинания при однородных членах предложения"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_znaki_prepinaniia_pri_odnorodnykh_chle"
    ["file_id"] => string(6) "493493"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546361937"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока "Однородные члены предложения. Знаки препинания с однородными членами.""
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-znaki-priepinaniia-s-odnorodnymi-chlienami"
    ["file_id"] => string(6) "249381"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446892761"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Знаки препинания при однородных членах предложения."
    ["seo_title"] => string(60) "znaki-priepinaniia-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108928"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403942674"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Тема урока. Соединительные союзы И,  ДА. Знаки препинания при однородных членах предложения. "
    ["seo_title"] => string(102) "tiema-uroka-soiedinitiel-nyie-soiuzy-i-da-znaki-priepinaniia-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "145990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419055892"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Контрольная работа по русскому языку на тему: "Знаки препинания при однородных членах предложения""
    ["seo_title"] => string(80) "kontrolnaia_rabota_po_russkomu_iazyku_na_temu_znaki_prepinaniia_pri_odnorodnykh_"
    ["file_id"] => string(6) "493488"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1546359964"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства