kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Значение слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка  по теме "Значение слов" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Значение слов"»



Урок русского языка

3 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Тема: Значение слов

Цели урока:
образовательные

- дать общее представление о понятии «лексическое значение» слова, - показать важность лексического значения слова для понимания смысла высказывания,

- доказать значимость синонимов, антонимов, омонимов в речи, - обогатить словарный и лексический запас детей;

- сформировать у учащихся потребность обращаться к словарям русского языка;

- закрепить орфографические навыки правописания изученных правил.

 развивающие

- развивать когнитивные процессы: память, внимание, образное мышление, навыки устной и письменной речи;

- развивать учебную самостоятельность, самооценку;

воспитательные:

- создать условия для проявления творческих способностей учащихся, самостоятельности и активности на уроке,

- воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно, умение взаимодействовать (коммуникативные УУД); трудолюбие, аккуратность, уважение к родному языку.


Оборудование, наглядность:

Учебник Каленчук М.Л., Чураковой Н.А., Байковой Т.А. Русский язык, 3 класс (1-4) 2 и 3 части; карточки со словами: область знаний, умений; цель, исследование, самостоятельная работа, результат; знаки на рефлексию.


Планируемые результаты:

Умение выбирать слова с учётом их коммуникативной целесообразности; знание понятий синонимов, антонимов, омонимов, умение работать с толковым словарём.









ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с гостями и скажем наш девиз! Я желаю вам успехов. Пусть вам помогут смекалка, сообразительность, знания, которые вы уже приобрели и ваш личный опыт. Улыбнитесь! Мы начинаем урок русского языка.

Моделирование урока.

Сегодня урок-исследование. Давайте смоделируем наш урок.

Область знаний (незнаний) - цель ––исследование – самостоятельная работа - результат.

3. Минутка чистописания.

- Для хорошего результата важен правильный настрой, в том числе и на красивое письмо. На минутке чистописания пропишем пословицы.

Упустишь минуту - потеряешь час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

- Как вы понимаете смысл первой пословицы? Есть ли в ней слова похожие по смыслу? К какой части речи они относятся? Как называются слова, различные по написанию, но близкие по значению?

- О чём вторая пословица? Какие «особенные» слова в этой пословице? К какой части речи они относятся? Как называются слова с противоположным значением, написанием и произношением? (Красиво записываем одну из пословиц, соблюдая наклон и правильные соединения букв.)

Вывод: Мы вспомнили, что уже знали о синонимах и антонимах.

4. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.

- Что мы записали? Из чего состоят предложения? Что такое слово? Для чего нужны слова?

- Слово имеет звуко-буквенную форму и содержание. Содержание слова – это его лексическое значение. Всегда ли нам понятны слова? Где мы можем узнать или уточнить лексическое значение слов? (В толковом словаре). В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова 57 000 слов. А известный собиратель русских слов Владимир Иванович Даль объяснил в своём словаре значение 200 000 слов. Его словарём, созданном ещё в 19 веке, мы пользуемся до сих пор. Вот и нам сегодня пригодится этот словарь. Как вы думаете для чего? Значит, какая сегодня тема?

- А теперь прочитаем тему в учебнике на стр. 38. «Значение слов. Повторение старого и открытие нового». Правильно мы определили тему? Что же мы будем исследовать? Что мы хотим узнать? Какого результата хотим достичь? (Учащиеся формулируют цель урока)

5. Открытие нового знания. Работа с учебником и толковым словарём.

- Стр. 38, упр.36.

Наивный, доверчивый – к какой части речи относятся слова?

Наивный – доверчивый, неопытный. (синонимы)

Опрятный –– аккуратный, чистый. (синонимы)

Наивный – недоверчивый.(антонимы)

Опрятный – неаккуратный. (антонимы)

- Упр. 37.

Город-град - «крупный населённый пункт». Град – устаревшее слово.

Град – град (омонимы). Омонимы – одинаковы в звучании и написании, но различны по лексическому значению.

- Упр.38.

Свежий – испорченный, грязный. (антонимы)

Ток-ток, экипаж-экипаж, язык – язык. (омонимы)

СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ ОМОНИМЫ

- Это древние слова, пришли к нам из греческого языка. Сравните их состав. В греческом языке они состоят из двух корней. Какую общую часть обнаружили? («Оним» - имя, название). Как переводятся другие корни? («Син» – единый; «ант» – противоположный; «ом» – одинаковый). Эти корни легко соединяются с другими словами.

СИМ + ФОНИЯ СИМ+ПАТИЯ СИМ+ МЕТРИЯ АНТИ+ ПАТИЯ

6. Динамическая пауза.

7. Первичное закрепление. Работа в группах.

1 группа. ПОДБЕРИТЕ АНТОНИМЫ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ

ЧИСТЫЙ - ___________________________

ДНЕВНОЙ - __________________________

МЯГКИЙ - ___________________________

ЗРЯЧИЙ - ____________________________

ЧЁРСТВЫЙ - __________________________

2 группа. ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ

ИСПУГ - ___________________

ЕДА - ______________________

МАЛЕНЬКИЙ - ____________________

ШАЛИТЬ - ________________________

БЛИЗКО - __________________________

РАДОСТЬ -________________________

3 группа. ПОДБЕРИТЕ АНТОНИМЫ

ГОРЯЧИЙ - _____________________

КРИВОЙ - ______________________

СЫТЫЙ - _______________________

ОСТРЫЙ - ______________________

СВЕТЛЫЙ - _____________________

4 группа. Ученики третьего класса изучали синонимы и заменили некоторые слова в стихотворных строках А.Пушкина. Вот что у них получилось.

Ураган мглою небо покрывает,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она закричит,

То заплачет, как малыш.

Восстановите авторский текст.

5 группа. Прочитайте пары словосочетаний. Как называются выделенные слова? К одной или разным частям речи относятся эти слова?

ВЫСОКИЕ ЕЛИ - ЕЛИ КАШУ

НОВАЯ ПИЛАПИЛА ЧАЙ

КРЕПКИЙ ЖГУТ – ЖГУТ СОЛОМУ

ДУЛО РУЖЬЯ – ИЗ ОКНА СИЛЬНО ДУЛО

6 группа. ПОДБЕРИТЕ АНТОНИМЫ

ДЛИННЫЙ - __________________________

ЗДОРОВЫЙ - _________________________

НОВЫЙ - _____________________________

ТРУСЛИВЫЙ - ___________________

ТОЛСТЫЙ - _____________________

ЗИМНИЙ - _____________________

Проверка. Коллективное обсуждение.

8. Самостоятельная работа

-Т. Стр.22, упр. 22.

9. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Какую тему мы изучали сегодня? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Достигли мы результата? Что нового для себя вы узнали на уроке? Какую роль в русском языке выполняют синонимы, антонимы, омонимы и для чего нам нужно их знать? Как вы считаете, должен ли человек пополнять свой словарный запас? С какой целью? Покажите соответствующим знаком, как вы поняли новый материал?

10. Домашнее задание

Учебник, стр.41, упр.39. Тетрадь, стр. 23. упр.23.

11. Оценочный компонент

- Сегодня отлично поработали...

- Я благодарю вас, ребята, за хорошую работу на уроке. Большое всем спасибо!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Значение слов"

Автор: Архипова Юлия Равильевна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по русскому языку "Прямое и переносное значение слова""
    ["seo_title"] => string(58) "urokporusskomuiazykupriamoieipierienosnoieznachieniieslova"
    ["file_id"] => string(6) "264963"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449818148"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему: "Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова". "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lieksichieskoie-znachieniie-slova-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "161432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422212839"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "224206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598069"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Тема презентации: Прямое и переносное значение слова "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-priezientatsii-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "149405"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420183438"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Разговор о значении слова.( Что в слове главное?) "
    ["seo_title"] => string(52) "razghovor-o-znachienii-slova-chto-v-slovie-ghlavnoie"
    ["file_id"] => string(6) "167114"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423051396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства