- совершенствовать умение работать в парах, группах;
ХОД УРОКА.
1. Орг.момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Чистописание.
- Открываем тетрадочки по чистописанию. Отступаем 1 строку и готовимся к заданию:
Списать правильно и красиво в тетрадь, вставляя безударные гласные:
п пенал т тетрадь р ручка
3. Работа по теме.
3.1 Актуализация знаний.
Учитель: - О чем мы говорили на прошлых уроках?
- А какая бывает речь?
(Дети - Речь бывает устная и письменная. Элементы, составляющие устную речь – звуки, письменную речь – буквы.)
- Устная и письменная речь также имеет части. Давайте их вспомним.
( Ответы детей: речь состоит из слов, предложений, текстов.)
- Для чего в речи слова, предложения? Для чего создаем текст?
Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.
( Дети работают в парах. У каждой пары на парте карточка с текстом, в который нужно вставить слова, дополнить предложения.)
Если в речи нужно назвать что-то, мы используем ______________________________
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить _____________________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем _______________________________.
Проверка работы осуществляется с помощью СЛАЙДА
- Как вы думаете, что важнее в речи – предложение, слово, текст?( Ответы детей)
-Предлагаю вам посмотреть инсценировку по этому вопросу.
( инсценировку показывают заранее подготовленные дети по тексту упражнения № 283 с.100 учебник « К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)
- И мы спорить не будем. Тем более, что есть и другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Давайте поразмышляем о словах. А как вы понимаете слово – « поразмышляем»? ( Ответы детей: размышлять – значит думать, мыслить).
- Размышлять начнем с того, что выясним, что же в слове главное? Перед серьезной работой – отдых.
- Физминутка.
3.2 Работа над новой темой.
-Прочитайте предложение.
Глокая куздря штеко бурланула бокрая.
-О чем это предложение? А почему же ничего не понятно?
- Давайте обратимся за помощью к учебнику.( Упр. №275)
(обсуждение и комментированная запись полученного, понятного предложения в тетрадь.)
- Почему стало понятно предложение? ( Слова понятны, ясно, что они обозначают).
- Работа в парах.
На партах лежат листы со стихотворением А. Кушнира про иностранца Билла, который только начал изучать русский язык. Подготовьтесь к выразительному чтению:
Мы на Неве любовались моржами,
Как они плавали стиснуты льдами.
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
« Вы говорить, что это моржиха?
Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»
Жаль – я сказал,- что москвички в финале
У ленинградцев очки отобрали.
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
« Дайте, - сказал,- до Нью- Йорка добраться.
Вышлю очки дорогим ленинградцам».
- Прочитать вслух первую часть стихотворения.
- Почему слова Билла всех удивили? Что он не понял?
( Он не понял значение слова МОРЖИХА. Он подумал, что это животное. А это человек, который увлекается плаванием в ледяной воде.)
(На доске и в тетрадях появляется запись слова « моржи» с выделением орфограмм.)
-Прочитать вслух вторую часть стихотворения.
- Значение какого слова здесь не понял Билл? ( Билл не понял значение слова « очки». Он подумал, что это предмет для улучшения зрения, а в стихотворении говориться о счете в игре).
На доске и в тетради запись слова « очки» с выделением орфограммы безударной гласной.
- Физминутка.
- В русском языке есть слова у которых много значений. Их называют – многозначные слова или ОМОНИМЫ.
- Сравните. Что изображено на картинках?( Рука человека и предмет для записи).
- Каким словом можно назвать и то и другое? ( Ручка)
- Какое еще значение есть у этого же слова? ( Ручка у двери)
Запись слова на доске и в тетради с выделением орфограмм.
- Какие еще слова в русском языке имеют несколько значений?
( Дети называют и записывают в тетрадь многозначные слова с выделением орфограмм:
лук, язык, дворники, хвост). В помощь детям картинки
- Что нужно для того, чтобы правильно определить точно значение многозначного слова?
( Слова – помощники).
Да, понять значение слов-омонимов можно только в сочетании с другими словами.
- Самостоятельно составьте и запишите два предложения со словом « завод», чтобы оно означало разные предметы.(У часов кончился завод. Завод выпускает машины.)
Почему разные предложения?( Предложения разные, потому что слова имеют разное значение.)
- Работа в группах. Группы по 4 человека. У каждой группы карточка со словами – омографами
- Прочитайте слова. Подумайте, можете ли вы доказать, что парами записаны разные слова? Догадайтесь, с помощью какого условного значка можно это доказать?
- Как доказать, что парами записаны разные слова?
- От чего зависит значение слов? ( от места ударения в слове)
- Вам понятно значение всех слов? Выпишите в тетрадь слова с таким значением:
Лодки у древних индейцев;Ткань;Часть яиц;Цветок;Те, кто умеет стрелять;Вид посуды; запор на дверях;
то, из чего пекут хлеб. – И отметьте орфограммы.
- Мы еще раз убедились в том, что в слове главное – это его значение.
- В русском языке есть еще группа интересных слов – близнецов. Учебник, стр.5 №276.
( Текст упр вынесен на доску)
« Первой ко мне на день рождения пришла роза. У дверей лежит шарик и громко лает.»
- Почему вам смешно? Давайте исправим ошибки, сделаем предложения не смешными и запишем их.
- Почему слова « Роза» и « Шарик» мы написали с большой буквы?
- Значит , что же в слове главное? ( В слове главное – значение. Иногда от значения слова зависит его написание).
- Вывод урока.
- Какую тайну языка мы сегодня узнали? Что же в слове главное?
Д/з № 280
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- совершенствовать умение работать в парах, группах;
- воспитывать любовь к русскому языку.
ХОД УРОКА.
1. Мобилизующее начало.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Чистописание.
- Открываем тетрадочки по чистописанию. Отступаем 1 строку и готовимся к заданию:
Списать правильно и красиво в тетрадь, вставляя безударные гласные:
п пенал т тетрадь р ручка
Сиди правильно при письме.
3. Работа по теме.
3.1 Актуализация знаний.
- О чем мы говорили на прошлых уроках?
( о тексте, предложениях)
- Да, текст, предложение, речь. А какая бывает речь?
( Речь бывает устная и письменная. Элементы, составляющие устную речь – звуки, письменную речь – буквы.)
- Устная и письменная речь также имеет части. Давайте их вспомним.
( Ответы детей: речь состоит из слов, предложений, текстов.)
Для обобщения и закрепления схема
- Для чего в речи слова, предложения? Для чего создаем текст?
Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.
( Дети работают в парах. У каждой пары на парте карточка с текстом, в который нужно вставить слова, дополнить предложения.)
Если в речи нужно назвать что-то, мы используем ______________________________
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить _____________________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем _______________________________.
Проверка работы осуществляется с помощью СЛАЙДА
- Как вы думаете, что важнее в речи – предложение, слово, текст?( Ответы детей)
-Предлагаю вам посмотреть инсценировку по этому вопросу.
( инсценировку показывают заранее подготовленные дети по тексту упражнения № 283 с.100 учебник « К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)
« Однажды текст, предложение и слово поспорили, кто из них главнее для человека.
Текст сказал: « Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль».
Предложение возразило: « Но ты состоишь из предложений – значит, я главнее».
« Я не буду с вами спорить, – сказало слово.- Выяснять, кто из нас человеку нужнее, - только время тратить. Пусть ребята решают, кто из нас нужнее человеку.»
- И мы спорить не будем. Тем более, что есть и другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Давайте поразмышляем о словах. А как вы понимаете слово –
- Размышлять начнем с того, что выясним, что же в слове главное? Перед серьезной работой – отдых.
- Физминутка.
3.2 Работа над новой темой.
-Прочитайте предложение.
Глокая куздря штеко бурланула бокрая.
-О чем это предложение? А почему же ничего не понятно?
- Давайте обратимся за помощью к учебнику.
Может там найдем ответ. Упр. №275
(обсуждение и комментированная запись полученного, понятного предложения в тетрадь.)
- Почему стало понятно предложение? ( Слова понятны, ясно, что они обозначают).
- Работа в парах.
На партах лежат листы со стихотворением А. Кушнира про иностранца Билла, который только начал изучать русский язык. Подготовьтесь к выразительному чтению:
Мы на Неве любовались моржами,
Как они плавали стиснуты льдами.
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
« Вы говорить, что это моржиха?
Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»
Жаль – я сказал,- что москвички в финале
У ленинградцев очки отобрали.
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
« Дайте, - сказал,- до Нью- Йорка добраться.
Вышлю очки дорогим ленинградцам».
- Прочитать вслух первую часть стихотворения.
- Почему слова Билла всех удивили? Что он не понял?
( Он не понял значение слова МОРЖИХА. Он подумал, что это животное. А это человек, который увлекается плаванием в ледяной воде.)
(На доске и в тетрадях появляется запись слова « моржи» с выделением орфограмм.)
-Прочитать вслух вторую часть стихотворения.
- Значение какого слова здесь не понял Билл? ( Билл не понял значение слова « очки». Он подумал, что это предмет для улучшения зрения, а в стихотворении говориться о счете в игре).
На доске и в тетради запись слова « очки» с выделением орфограммы безударной гласной.
- Физминутка.
- В русском языке есть слова у которых много значений. Их называют – многозначные слова или ОМОНИМЫ.
- Сравните. Что изображено на картинках?
( Рука человека и предмет для записи).
- Каким словом можно назвать и то и другое? ( Ручка)
- Какое еще значение есть у этого же слова? ( Ручка у двери)
Запись слова на доске и в тетради с выделением орфограмм.
- Какие еще слова в русском языке имеют несколько значений?
( Дети называют и записывают в тетрадь многозначные слова с выделением орфограмм:
лук, язык, дворники, хвост). В помощь детям картинки
- Что нужно для того, чтобы правильно определить точно значение многозначного слова?
( Слова – помощники).
Да, понять значение слов-омонимов можно только в сочетании с другими словами.
- Самостоятельно составьте и запишите два предложения со словом « завод», чтобы оно означало разные предметы.
У часов кончился завод. Завод выпускает машины.
Почему разные предложения?
( Предложения разные, потому что слова имеют разное значение.)
- Работа в группах.
( Группы по 4 человека. У каждой группы карточка со словами – омографами)
Белки- белки
Кружки – кружки
Замок – замок
Стрелки – стрелки
Атлас – атлас
Пироги - пироги
Мука- мука
Ирис - ирис
- Прочитайте слова. Подумайте, можете ли вы доказать, что парами записаны разные слова? Догадайтесь, с помощью какого условного значка можно это доказать?
- Как доказать, что парами записаны разные слова?
- От чего зависит значение слов? ( от места ударения в слове)
- Вам понятно значение всех слов? Выпишите в тетрадь слова с таким значением:
Лодки у древних индейцев;
Ткань;
Часть яиц;
Цветок;
Те, кто умеет стрелять;
Вид посуды;
запор на дверях;
то, из чего пекут хлеб. – И отметьте орфограммы.
- Мы еще раз убедились в том, что в слове главное – это его значение.
- В русском языке есть еще группа интересных слов – близнецов. Учебник, стр.5 №276.
( Текст упр вынесен на доску)
« Первой ко мне на день рождения пришла роза. У дверей лежит шарик и громко лает.»
- Почему вам смешно? Давайте исправим ошибки, сделаем предложения не смешными и запишем их.
- Почему слова « Роза» и « Шарик» мы написали с большой буквы?
- Значит , что же в слове главное? ( В слове главное – значение. Иногда от значения слова зависит его написание).
- Вывод урока.
- Какую тайну языка мы сегодня узнали? Что же в слове главное?