kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разговор о значении слова.( Что в слове главное?)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку.

2 класс « В», СОШ № 56 УМК «Гармония"  Учитель Тимофеева М.Г.

Тема : Разговор о значении слова.( Что в слове главное?)

УУД:

- на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове – его значение;

- учить сознательно воспринимать звуковой и зрительный образ слова;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать познавательную активность, логическое мышление;

- совершенствовать умение работать в парах, группах;

ХОД УРОКА.

1. Орг.момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре.

Смело, четко говорим

   И тихонечко сидим.

2. Чистописание.

- Открываем тетрадочки по чистописанию. Отступаем 1 строку и готовимся к заданию:

Списать правильно и красиво в тетрадь, вставляя безударные гласные:

п  пенал т  тетрадь р ручка

3. Работа по теме.

3.1 Актуализация знаний.

Учитель: - О чем мы говорили на прошлых уроках?

-  А какая бывает речь?

(Дети - Речь бывает устная и письменная. Элементы, составляющие устную речь – звуки, письменную речь – буквы.)

- Устная и письменная речь также имеет части. Давайте их вспомним.

( Ответы детей: речь состоит из слов, предложений, текстов.)

- Для чего  в речи слова, предложения? Для чего создаем текст?

Ответьте на эти вопросы, поработав  в парах.

( Дети работают в парах. У каждой пары на парте карточка с текстом, в который нужно вставить слова, дополнить предложения.)

Если в речи нужно назвать что-то, мы используем ______________________________

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить _____________________________.

Если мы хотим раскрыть эту  мысль, мы создаем _______________________________.

Проверка работы осуществляется с помощью СЛАЙДА

- Как вы думаете, что важнее в речи – предложение, слово, текст?( Ответы детей)

-Предлагаю вам посмотреть инсценировку по этому вопросу.

 ( инсценировку показывают заранее подготовленные дети по тексту упражнения № 283 с.100 учебник « К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)

- И мы спорить не будем. Тем более, что есть и другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Давайте поразмышляем о словах. А как вы понимаете слово – « поразмышляем»? ( Ответы детей: размышлять – значит думать, мыслить).

- Размышлять начнем с того, что выясним, что же в слове главное? Перед серьезной работой – отдых.

- Физминутка.

3.2 Работа над новой темой.

-Прочитайте предложение.

Глокая куздря штеко бурланула бокрая.

-О чем это предложение? А почему же ничего не понятно?

- Давайте обратимся за помощью к учебнику.( Упр. №275)

(обсуждение и комментированная запись полученного, понятного предложения в тетрадь.)

- Почему стало понятно предложение? ( Слова понятны, ясно, что они обозначают).

- Работа в парах.

На партах лежат листы со стихотворением А. Кушнира про иностранца Билла, который только начал изучать русский язык. Подготовьтесь к выразительному чтению:

Мы на Неве любовались моржами,

Как они плавали стиснуты льдами.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

« Вы говорить, что это моржиха?

Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»

Жаль – я сказал,- что москвички в финале

 У ленинградцев очки отобрали.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

« Дайте, - сказал,- до Нью- Йорка добраться.

Вышлю очки дорогим ленинградцам».

- Прочитать вслух первую часть стихотворения.

- Почему слова Билла всех удивили? Что он не понял?

( Он не понял значение слова МОРЖИХА. Он подумал, что это животное. А это человек, который увлекается плаванием в ледяной воде.)

(На доске и в тетрадях появляется запись слова « моржи» с выделением орфограмм.)

-Прочитать вслух вторую часть стихотворения.

- Значение какого слова здесь не понял Билл? ( Билл не понял значение слова « очки». Он подумал, что это предмет для улучшения зрения, а в стихотворении говориться о счете в игре).

На доске и в тетради запись слова « очки» с выделением орфограммы безударной гласной.

  - Физминутка.

- В русском языке есть слова у которых много значений. Их называют – многозначные слова или ОМОНИМЫ.

- Сравните. Что изображено на картинках?( Рука человека и предмет для записи).

- Каким словом можно назвать и то и другое? ( Ручка)

- Какое еще значение есть у этого же слова? ( Ручка у двери)

Запись слова на доске и в тетради с выделением орфограмм.

- Какие еще слова в русском языке имеют несколько значений?

( Дети называют и записывают в тетрадь многозначные слова с выделением орфограмм:

лук, язык, дворники, хвост). В помощь детям картинки

- Что нужно для того, чтобы правильно определить точно значение многозначного слова?

 ( Слова – помощники).

Да, понять значение слов-омонимов можно только в сочетании с другими словами.

- Самостоятельно составьте и запишите два предложения со словом      « завод», чтобы оно означало разные предметы.(У часов кончился завод. Завод выпускает машины.)

Почему разные предложения?( Предложения разные, потому что слова имеют разное значение.)

- Работа в группах. Группы по 4 человека. У каждой группы карточка со словами – омографами

Белки- белки; Кружки – кружки; Замок – замок; Стрелки – стрелки; Атлас – атлас; Пироги - пироги; Мука- мука

; Ирис - ирис

- Прочитайте слова. Подумайте, можете ли вы доказать, что парами записаны разные слова? Догадайтесь, с помощью какого условного значка можно это доказать?

- Как доказать, что парами записаны разные слова?

- От чего зависит значение слов? ( от места ударения в слове)

- Вам понятно значение всех слов? Выпишите в тетрадь слова с таким значением:

Лодки у древних индейцев;Ткань;Часть яиц;Цветок;Те, кто умеет стрелять;Вид посуды; запор на дверях;

то, из чего пекут хлеб. – И отметьте орфограммы.

- Мы еще раз убедились в том, что в слове главное – это его значение.

- В русском языке есть еще группа интересных слов – близнецов. Учебник, стр.5 №276.

( Текст упр вынесен на доску)

« Первой ко мне на день рождения пришла роза. У дверей лежит шарик и громко лает.»

- Почему вам смешно? Давайте исправим ошибки, сделаем предложения не смешными и запишем их.

- Почему слова « Роза» и « Шарик» мы написали с большой буквы?

- Значит , что же в слове главное? ( В слове главное – значение. Иногда от значения слова зависит  его написание).

- Вывод урока.

- Какую тайну языка мы сегодня узнали? Что же в слове главное?

Д/з № 280

Просмотр содержимого документа
«Разговор о значении слова.( Что в слове главное?) »

Конспект урока по русскому языку.

2 класс « В», СОШ № 56

УМК «Гармония»

Учитель Тимофеева М.Г.

Тема : Разговор о значении слова.( Что в слове главное?)

Цели:

- на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове – его значение;

- учить сознательно воспринимать звуковой и зрительный образ слова;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать познавательную активность, логическое мышление;

- совершенствовать умение работать в парах, группах;

- воспитывать любовь к русскому языку.

ХОД УРОКА.

1. Мобилизующее начало.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре.

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Чистописание.

- Открываем тетрадочки по чистописанию. Отступаем 1 строку и готовимся к заданию:

Списать правильно и красиво в тетрадь, вставляя безударные гласные:

п пенал т тетрадь р ручка

Сиди правильно при письме.

3. Работа по теме.

3.1 Актуализация знаний.

- О чем мы говорили на прошлых уроках?

( о тексте, предложениях)

- Да, текст, предложение, речь. А какая бывает речь?

( Речь бывает устная и письменная. Элементы, составляющие устную речь – звуки, письменную речь – буквы.)

- Устная и письменная речь также имеет части. Давайте их вспомним.

( Ответы детей: речь состоит из слов, предложений, текстов.)

Для обобщения и закрепления схема

- Для чего в речи слова, предложения? Для чего создаем текст?

Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.

( Дети работают в парах. У каждой пары на парте карточка с текстом, в который нужно вставить слова, дополнить предложения.)

Если в речи нужно назвать что-то, мы используем ______________________________

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить _____________________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем _______________________________.

Проверка работы осуществляется с помощью СЛАЙДА

- Как вы думаете, что важнее в речи – предложение, слово, текст?( Ответы детей)

-Предлагаю вам посмотреть инсценировку по этому вопросу.

( инсценировку показывают заранее подготовленные дети по тексту упражнения № 283 с.100 учебник « К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)

« Однажды текст, предложение и слово поспорили, кто из них главнее для человека.

Текст сказал: « Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль».

Предложение возразило: « Но ты состоишь из предложений – значит, я главнее».

« Я не буду с вами спорить, – сказало слово.- Выяснять, кто из нас человеку нужнее, - только время тратить. Пусть ребята решают, кто из нас нужнее человеку.»

- И мы спорить не будем. Тем более, что есть и другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Давайте поразмышляем о словах. А как вы понимаете слово –

« поразмышляем»? ( Ответы детей: размышлять – значит думать, мыслить).

- Размышлять начнем с того, что выясним, что же в слове главное? Перед серьезной работой – отдых.

- Физминутка.

3.2 Работа над новой темой.

-Прочитайте предложение.

Глокая куздря штеко бурланула бокрая.

-О чем это предложение? А почему же ничего не понятно?

- Давайте обратимся за помощью к учебнику.

Может там найдем ответ. Упр. №275

(обсуждение и комментированная запись полученного, понятного предложения в тетрадь.)

- Почему стало понятно предложение? ( Слова понятны, ясно, что они обозначают).

- Работа в парах.

На партах лежат листы со стихотворением А. Кушнира про иностранца Билла, который только начал изучать русский язык. Подготовьтесь к выразительному чтению:

Мы на Неве любовались моржами,

Как они плавали стиснуты льдами.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

« Вы говорить, что это моржиха?

Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»

Жаль – я сказал,- что москвички в финале

У ленинградцев очки отобрали.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

« Дайте, - сказал,- до Нью- Йорка добраться.

Вышлю очки дорогим ленинградцам».

- Прочитать вслух первую часть стихотворения.

- Почему слова Билла всех удивили? Что он не понял?

( Он не понял значение слова МОРЖИХА. Он подумал, что это животное. А это человек, который увлекается плаванием в ледяной воде.)

(На доске и в тетрадях появляется запись слова « моржи» с выделением орфограмм.)

-Прочитать вслух вторую часть стихотворения.

- Значение какого слова здесь не понял Билл? ( Билл не понял значение слова « очки». Он подумал, что это предмет для улучшения зрения, а в стихотворении говориться о счете в игре).

На доске и в тетради запись слова « очки» с выделением орфограммы безударной гласной.

- Физминутка.

- В русском языке есть слова у которых много значений. Их называют – многозначные слова или ОМОНИМЫ.

- Сравните. Что изображено на картинках?

( Рука человека и предмет для записи).

- Каким словом можно назвать и то и другое? ( Ручка)

- Какое еще значение есть у этого же слова? ( Ручка у двери)

Запись слова на доске и в тетради с выделением орфограмм.

- Какие еще слова в русском языке имеют несколько значений?

( Дети называют и записывают в тетрадь многозначные слова с выделением орфограмм:

лук, язык, дворники, хвост). В помощь детям картинки

- Что нужно для того, чтобы правильно определить точно значение многозначного слова?

( Слова – помощники).

Да, понять значение слов-омонимов можно только в сочетании с другими словами.

- Самостоятельно составьте и запишите два предложения со словом « завод», чтобы оно означало разные предметы.

У часов кончился завод. Завод выпускает машины.

Почему разные предложения?

( Предложения разные, потому что слова имеют разное значение.)

- Работа в группах.

( Группы по 4 человека. У каждой группы карточка со словами – омографами)


Белки- белки

Кружки – кружки

Замок – замок


Стрелки – стрелки

Атлас – атлас

Пироги - пироги

Мука- мука


Ирис - ирис




- Прочитайте слова. Подумайте, можете ли вы доказать, что парами записаны разные слова? Догадайтесь, с помощью какого условного значка можно это доказать?

- Как доказать, что парами записаны разные слова?

- От чего зависит значение слов? ( от места ударения в слове)

- Вам понятно значение всех слов? Выпишите в тетрадь слова с таким значением:

Лодки у древних индейцев;

Ткань;

Часть яиц;

Цветок;

Те, кто умеет стрелять;

Вид посуды;

запор на дверях;

то, из чего пекут хлеб. – И отметьте орфограммы.

- Мы еще раз убедились в том, что в слове главное – это его значение.

- В русском языке есть еще группа интересных слов – близнецов. Учебник, стр.5 №276.

( Текст упр вынесен на доску)

« Первой ко мне на день рождения пришла роза. У дверей лежит шарик и громко лает.»

- Почему вам смешно? Давайте исправим ошибки, сделаем предложения не смешными и запишем их.

- Почему слова « Роза» и « Шарик» мы написали с большой буквы?

- Значит , что же в слове главное? ( В слове главное – значение. Иногда от значения слова зависит его написание).

- Вывод урока.

- Какую тайну языка мы сегодня узнали? Что же в слове главное?

Д/з № 280


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разговор о значении слова.( Что в слове главное?)

Автор: Тимофеева Марина Григорьевна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Значения слов конь и лошадь "
    ["seo_title"] => string(29) "znachieniia-slov-kon-i-loshad"
    ["file_id"] => string(6) "193398"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427634909"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "конспект урока риторики по теме "ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ   Употребляй слова правильно!" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-ritoriki-po-tiemie-pravil-naia-riech-upotriebliai-slova-pravil-no"
    ["file_id"] => string(6) "124996"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414862486"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Что такое приставка?"
    ["seo_title"] => string(21) "chto-takoie-pristavka"
    ["file_id"] => string(6) "259623"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448803112"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) ""Порядочность. Портрет одного слова" "
    ["seo_title"] => string(36) "poriadochnost-portriet-odnogho-slova"
    ["file_id"] => string(6) "104399"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402688709"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по литературе "Д.И. Фонвизин. Главные персонажи комедии "Недоросль". "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-d-i-fonvizin-glavnyie-piersonazhi-komiedii-niedorosl"
    ["file_id"] => string(6) "134120"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416670027"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства