3. Как называются пластинки, которые помогают крови сворачиваться?
4. Препарат, которым нужно смазать кожу вокруг ранки.
5. Белые кровяные клетки.
6. Защита человека от заболевания.
II. Целеполагание
1. С о о б щ е н и е темы и задач урока.
– Сегодня мы продолжим изучение кровеносной системы. Узнаем, какие органы входят в состав кровеносной системы, узнаем о значении сердца и других органов.
Реализация проекта
1) Беседа.
– Посмотрите на иллюстрацию на с. 37 и ответьте на в о п р о с ы:
– По какому пути кровь добирается до каждого органа, до каждой клеточки?
– Что заставляет кровь двигаться? (Выслушиваются мнения учащихся.)
2) Работа с учебником.
– Приложите руку к левой стороне груди.
– Что вы чувствуете? (Как бьется наше сердце.)
– Что такое сердце? Прочитайте об этом на с. 36–38 (до вопроса).
– Что собой представляет сердце? (Особая мышца.)
– Каковы размеры сердца? Сожмите кулак. Вот таких примерно размеров ваше сердце.
– Какую работу выполняет сердце? (Гонит кровь по сосудам.)
– Приложите пальцы на запястье на артерию, что чувствуете? Что это? Это ритм сердца – пульс.
– Каким должен быть пульс?
3) Работа в рабочей тетради.
– Проведём эксперимент. Посчитайте пульс в спокойном состоянии, запомните результат.
– А теперь сделайте 10 приседаний. Померяйте ещё раз пульс. Сравните с предыдущим результатом. Что можете сказать? Объясните, почему получили такой результат.
4) Наблюдения.
Посмотрите на запястье. Что вы видите? (Голубые линии кровеносных сосудов.)
– Как называются эти сосуды? (Вены и артерии.)
– Как видим, сосуды расположены не по всей поверхности. Почему же тогда отовсюду, где рана, течёт кровь? (Есть ещё более мелкие сосуды – капилляры, которые пронизывают все наше тело, капилляры очень тоненькие, тоньше волоса. Капилляры – от латинского слова «волосной».)
5) Самостоятельная работа (работа в парах).
– Прочитайте текст на с. 38. Составьте сообщение о том, как движется кровь по кровеносному кругу.
6) Рефлексия.
Выслушиваются подготовленные сообщения. Демонстрируется движение крови по таблице «Кровеносная система».
7) Работа с иллюстрацией на с. 37.
– Почему кровь не смешивается в сердце? (Сердце разделено продольной перегородкой на не сообщающиеся между собой половины – правую и левую. В правой течёт венозная кровь, а в левой – артериальная. В верхних частях обеих половин расположены предсердия, в нижних – правый и левый желудочки. Таким образом, как и у других млекопитающих, сердце человека разделено на четыре камеры.)
8) Чтение текста на с. 39.
От углекислого газа кровь очищается в лёгких. А где же она очищается от вредных отходов и ядов, попавших в организм? Ответ на этот вопрос получите, прочитав текст на с. 39.
9) Рефлексия.
– Какой орган выполняет работу по очистке крови?
– Покажите, где у вас находится печень. А теперь представьте, что с ней происходило у модниц XIX века, которые затягивали тело в корсеты, желая иметь «осиную» талию?
– Что ещё вырабатывает печень? (Желчь.)
– Какую роль играют почки?
– Найдите на рисунке с. 40 органы, о которых узнали.
– Что можно узнать о здоровье человека по анализу крови?
– Какая кровь называется венозной?
– Какая кровь называется артериальной?
– Какие сосуды называются артериями?
– Какие сосуды называются венами?
– Вернитесь к рисунку на с. 33. Требуют ли ваши предварительные выводы о значении крови дополнений и исправлений? (Выслушиваются мнения, рассуждения.)
III. Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и.
– Какие важные сведения для себя вы получили на уроке?
– Где могут пригодиться вам эти сведения?
Домашнее задание.
С. 32–41; подготовить сообщение о Мечникове И. И.; выполнить задания в рабочей тетради.