kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по биологии "Строение и функциии органов дыхания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение и функции органов дыхания.

Цель: раскрыть значение биологического окисления; показать роль органов дыхания для постоянства газового состава; разъяснить связь дыхательной и кровеносной систем; рассмотреть строение и функции дыхательных путей; обосновать почему нужно дышать через нос.

Оборудование: таблица «Органы дыхания», муляжи органов дыхания.

Ход урока:

*

  1. Орг. Момент.
  2. Опрос домашнего задания:

А) фронтальный опрос-5-10 минут

  1. Значение крови?
  2. Что участвует в защите организма?
  3. Количество крови у человека?
  4. Из каких слоёв состоит сердце?
  5. Сколько кругов кровообращения существует?
  6. 11уть и значения малого круга кровообращения?
  7. Что относится к форменным элементам крови?
  8. Значение тромбоцитов?
  9. Количество групп крови?
  10. Какая группа крови является универсальным донором?
  11. Что это означает?
  12. Скольки камерное сердце человека?
  13. Что такое артериальная кровь?
  14. Виды кровеносных сосудов?
  15. Чем отличается артерия от вен?
  16. Что происходи т, когда человек употребляет алкоголь и никотин?

Б) Работа с дифференцированным тестом.

Вариант №1

  1. Внутренняя среда организма:

А) Кровь; Б) Гемолимфа; В) межклеточная жидкость; Г) Плазма крови; Д) кровь, лимфа, межклеточная жидкость.

  1. Гемоглобин входит в состав:

А) Лейкоцитов; Б) тромбоцитов; В) Эритроцитов.

  1. Большой круг кровообращения заканчивается в:

А) В левом предсердии; Б) левом желудочке; В) Легких; Г) Правом предсердии; Д) правом желудочке.

  1. Вирус СПИДа поражает:

А) Т-лимфоциты; Б) Антигены; В) В-лимфоциты; Г) Все виды лимфоцитов; Д) эритроциты.

  1. В защите организма от заразных заболеваний важную роль играют:

А) Лейкоциты; Б) тромбоциты; В) Эритроциты.

Вариант №2

1. Причина малокровия:

А) мало кровяных пластинок; Б) недостаток крови; В) Мало лейкоцитов; Г) В составе эритроцитов мало гемоглобина.

2 . В состав крови входят:

А) плазма и форменные элементы крови; Б) вода; В) Красные кровяные клетки; Г) Плазма крови.

3. К третьей группе крови можно переливать:

А) первую; Б) вторую; В) третью; Г) Четвертую.

4. Самый крупный кровеносный сосуд:

А) вена; Б) аорта; В) Капилляр; Г) Нижняя полая вена.

5. Кровь состоит из ткани:

А) мышечная; Б) эпителиальная; В) Соединительная; Г) Нервная.

Вариант №3

  1. Эритроциты образуются:

А) красный костный мозг; Б) печень; В) Селезенка; Г) В лимфатических узлах.

  1. Влияние алкоголя на сердце выражается:

А) замедляет работу сердца; Б) ускоряет работу сердца; В) Не оказывает влияния; Г) Перерождается сердечная мышца, частично заменяется соединительной тканью.

  1. Человек, дающий кровь: А) реципиент; Б) Донор.
  2. Кровь богатая кислородом: А) артериальная; Б) смешанная; В) Венозная.
  3. Количество кругов кровообращения: А) 1; Б) 2; В) З; Г) 4.

Вариант №4

  1. Наибольшее давление крови наблюдается в:

А) сонной артерии; Б) капиллярах; В) Аорте; Г) Верхней полой вене.

  1. Явление фагоцитоза был открыт: 

А)  Э. Дженнер; Б)  Л. Пастер; В) И.И. Сеченов; Г) И. И. Мечников.

  1. Если из раны вытекает ярко-алая кровь, сильной струей, то это:

А) венозное кровотечение; Б) артериальное кровотечение; В) Капиллярное кровотечение.

  1. Группа крови, к которой подходят все группы:

?!

А) первой; Б) второй; В) третьей; Г) Четвертой.

  1. Третий слой сердца:

А) Эпикард; Б) Миокард; В) Эндокард.

3) Новая тема:

А) Значение дыхании:

  1. Снабжение крови кислородом;
  2. Участие в обмене веществ и высвобождение энергии.

Б) Строение органов дыхания:

Носовая полость - при помощи костно-хрящевой перегородки делятся на две половины, каждая из которых делится носовыми раковинами на нижние, средние и верхние носовые ходы. Внутренняя полость выстлана слизистой оболочкой и капиллярами. Как вы думаете, для чего нужны слизь и капилляры?

  1. Увлажнение воздуха;
  2. Задерживание пыли;
  3. Уничтожение бактерий;
  4. Согревание воздуха.

Поэтому всегда надо дышать через нос. Так, что же происходит в носовой полости? После из носовой полости воздух через носоглотку, глотку воздух поступает в гортань.

Гортань - состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Расположена на уровне 4-6 шейных позвонков. Самый крупный  - щитовидный, который состоит из 2-х четырехугольных пластинок, соединенных впереди под углом, который у мужчин образует кадык. Над входом в гортань располагается хрящевая пластинка - надгортанник, который закрывает вход в гортань во время приема пищи. Ещё одна функция - голосовой аппарат - образует голосовой звуки. Голосовой аппарат состоит из складок слизистой оболочки - голосовых связок, между которыми находится голосовая щель. При выдыхании воздуха, через сомкнутые голосовые связки происходит их вибрация, сопровождающая возникновение звука. Окончательное формирование звука, речи происходит при помощи языка, мягкого нёба и губ. У мужчин и женщин голос разный, всё из-за длины гортани: у мужчин - 44 мм, голосовые связки длиннее, поэтому голос низкий, грубый; у женщин - 35 мм соответственно голос выше. В переходном возрасте «ломается голос», потому что быстро растёт гортань, а нервная регуляция мышц и связок перестраивается не сразу. Гигиена: нельзя петь, громко разговаривать, беречь от простуды. При раздражении ресничек гортани возникает рефлекс кашля.

Трахеи - начинается с 7 шейного позвонка, представляет собой трубку длиной 10-13 см, образованная из хрящевых полуколец, задняя часть мягкая. Почему? (задняя часть прикреплена к пищеводу и чтобы пища проходила без препятствий). В нижней части 'трахея делится на два бронха.

Бронхи - начинаются с 5 грудного позвонка, делятся на левое и правое бронхи, входят соответственно в левое и правое легкое. В легких они ветвятся на бронхи первого, второго и так далее порядков, образуя бронхиальное дерево. Самые конечные называются бронхиолами, которые заканчиваются альвеолами - легочные пузырьки, имеющие форму полушария, диаметром 0,2-0,3 мм, стенки состоят из однослойного эпителия и покрыты сетью капилляров. Как вы думаете, что там происходи т? (газообмен).

Легкие - расположены в грудной полости, снаружи покрыты плеврой, которая имеет два листка: один покрывает легкое, а другая выстилает грудную полость, между этими листками находится плевральная жидкость. Для чего она нужна? (уменьшает трение легких о стенки грудной клетки). Масса - 1200 гр. Правое легкое состоит из трех долей, левое из - двух. Почему? (с левой стороны расположено сердце). В каждое легкое проходит главные бронхи и легочные артерии, а выходят две легочные вены.

В) Газообмен в легких и тканях,

Происходит за счет диффузии, т.е. газы из области, где его много переходят туда  где его мало.

  1. Закрепление нового материала:
  2. Функции дыхательной системы?
  3. Какие органы входят в дыхательную систему?
  4. Значение носовой полости?
  5. Особенности строения гортани?
  6. ' Какое строение имеет трахея?
  7. Строение легких?
  8. Итог урока. Домашнее задание параграф 37- 38.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии "Строение и функциии органов дыхания"»

Строение и функции органов дыхания.


Цель: раскрыть значение биологического окисления; показать роль органов дыхания для постоянства газового состава; разъяснить связь дыхательной и кровеносной систем; рассмотреть строение и функции дыхательных путей; обосновать почему нужно дышать через нос.

Оборудование: таблица «Органы дыхания», муляжи органов дыхания.

Ход урока:

*

  1. Орг. Момент.

  2. Опрос домашнего задания:

А) фронтальный опрос-5-10 минут

  1. Значение крови?

  2. Что участвует в защите организма?

  3. Количество крови у человека?

  4. Из каких слоёв состоит сердце?

  5. Сколько кругов кровообращения существует?

  6. 11уть и значения малого круга кровообращения?

  7. Что относится к форменным элементам крови?

  8. Значение тромбоцитов?

  9. Количество групп крови?

  10. Какая группа крови является универсальным донором?

  11. Что это означает?

  12. Скольки камерное сердце человека?

  13. Что такое артериальная кровь?

  14. Виды кровеносных сосудов?

  15. Чем отличается артерия от вен?

  16. Что происходи т, когда человек употребляет алкоголь и никотин?


Б) Работа с дифференцированным тестом.


Вариант №1

  1. Внутренняя среда организма:

А) Кровь; Б) Гемолимфа; В) межклеточная жидкость; Г) Плазма крови; Д) кровь, лимфа, межклеточная жидкость.

  1. Гемоглобин входит в состав:

А) Лейкоцитов; Б) тромбоцитов; В) Эритроцитов.

  1. Большой круг кровообращения заканчивается в:

А) В левом предсердии; Б) левом желудочке; В) Легких; Г) Правом предсердии; Д) правом желудочке.

  1. Вирус СПИДа поражает:

А) Т-лимфоциты; Б) Антигены; В) В-лимфоциты; Г) Все виды лимфоцитов; Д) эритроциты.

  1. В защите организма от заразных заболеваний важную роль играют:

А) Лейкоциты; Б) тромбоциты; В) Эритроциты.


Вариант №2

1. Причина малокровия:

А) мало кровяных пластинок; Б) недостаток крови; В) Мало лейкоцитов; Г) В составе эритроцитов мало гемоглобина.

2 . В состав крови входят:

А) плазма и форменные элементы крови; Б) вода; В) Красные кровяные клетки; Г) Плазма крови.

3. К третьей группе крови можно переливать:

А) первую; Б) вторую; В) третью; Г) Четвертую.

4. Самый крупный кровеносный сосуд:

А) вена; Б) аорта; В) Капилляр; Г) Нижняя полая вена.

5. Кровь состоит из ткани:

А) мышечная; Б) эпителиальная; В) Соединительная; Г) Нервная.


Вариант №3

  1. Эритроциты образуются:

А) красный костный мозг; Б) печень; В) Селезенка; Г) В лимфатических узлах.

  1. Влияние алкоголя на сердце выражается:

А) замедляет работу сердца; Б) ускоряет работу сердца; В) Не оказывает влияния; Г) Перерождается сердечная мышца, частично заменяется соединительной тканью.

  1. Человек, дающий кровь: А) реципиент; Б) Донор.

  2. Кровь богатая кислородом: А) артериальная; Б) смешанная; В) Венозная.

  3. Количество кругов кровообращения: А) 1; Б) 2; В) З; Г) 4.


Вариант №4

  1. Наибольшее давление крови наблюдается в:

А) сонной артерии; Б) капиллярах; В) Аорте; Г) Верхней полой вене.

  1. Явление фагоцитоза был открыт:

А) Э. Дженнер; Б) Л. Пастер; В) И.И. Сеченов; Г) И. И. Мечников.

  1. Если из раны вытекает ярко-алая кровь, сильной струей, то это:

А) венозное кровотечение; Б) артериальное кровотечение; В) Капиллярное кровотечение.

  1. Группа крови, к которой подходят все группы:

?!

А) первой; Б) второй; В) третьей; Г) Четвертой.

  1. Третий слой сердца:

А) Эпикард; Б) Миокард; В) Эндокард.


3) Новая тема:

А) Значение дыхании:

  1. Снабжение крови кислородом;

  2. Участие в обмене веществ и высвобождение энергии.

Б) Строение органов дыхания:

Носовая полость - при помощи костно-хрящевой перегородки делятся на две половины, каждая из которых делится носовыми раковинами на нижние, средние и верхние носовые ходы. Внутренняя полость выстлана слизистой оболочкой и капиллярами. Как вы думаете, для чего нужны слизь и капилляры?

  1. Увлажнение воздуха;

  2. Задерживание пыли;

  3. Уничтожение бактерий;

  4. Согревание воздуха.

Поэтому всегда надо дышать через нос. Так, что же происходит в носовой полости? После из носовой полости воздух через носоглотку, глотку воздух поступает в гортань.

Гортань - состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Расположена на уровне 4-6 шейных позвонков. Самый крупный - щитовидный, который состоит из 2-х четырехугольных пластинок, соединенных впереди под углом, который у мужчин образует кадык. Над входом в гортань располагается хрящевая пластинка - надгортанник, который закрывает вход в гортань во время приема пищи. Ещё одна функция - голосовой аппарат - образует голосовой звуки. Голосовой аппарат состоит из складок слизистой оболочки - голосовых связок, между которыми находится голосовая щель. При выдыхании воздуха, через сомкнутые голосовые связки происходит их вибрация, сопровождающая возникновение звука. Окончательное формирование звука, речи происходит при помощи языка, мягкого нёба и губ. У мужчин и женщин голос разный, всё из-за длины гортани: у мужчин - 44 мм, голосовые связки длиннее, поэтому голос низкий, грубый; у женщин - 35 мм соответственно голос выше. В переходном возрасте «ломается голос», потому что быстро растёт гортань, а нервная регуляция мышц и связок перестраивается не сразу. Гигиена: нельзя петь, громко разговаривать, беречь от простуды. При раздражении ресничек гортани возникает рефлекс кашля.

Трахеи - начинается с 7 шейного позвонка, представляет собой трубку длиной 10-13 см, образованная из хрящевых полуколец, задняя часть мягкая. Почему? (задняя часть прикреплена к пищеводу и чтобы пища проходила без препятствий). В нижней части 'трахея делится на два бронха.

Бронхи - начинаются с 5 грудного позвонка, делятся на левое и правое бронхи, входят соответственно в левое и правое легкое. В легких они ветвятся на бронхи первого, второго и так далее порядков, образуя бронхиальное дерево. Самые конечные называются бронхиолами, которые заканчиваются альвеолами - легочные пузырьки, имеющие форму полушария, диаметром 0,2-0,3 мм, стенки состоят из однослойного эпителия и покрыты сетью капилляров. Как вы думаете, что там происходи т? (газообмен).

Легкие - расположены в грудной полости, снаружи покрыты плеврой, которая имеет два листка: один покрывает легкое, а другая выстилает грудную полость, между этими листками находится плевральная жидкость. Для чего она нужна? (уменьшает трение легких о стенки грудной клетки). Масса - 1200 гр. Правое легкое состоит из трех долей, левое из - двух. Почему? (с левой стороны расположено сердце). В каждое легкое проходит главные бронхи и легочные артерии, а выходят две легочные вены.

В) Газообмен в легких и тканях,

Происходит за счет диффузии, т.е. газы из области, где его много переходят туда где его мало.

  1. Закрепление нового материала:

  2. Функции дыхательной системы?

  3. Какие органы входят в дыхательную систему?

  4. Значение носовой полости?

  5. Особенности строения гортани?

  6. ' Какое строение имеет трахея?

  7. Строение легких?

  8. Итог урока. Домашнее задание параграф 37- 38.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по биологии "Строение и функциии органов дыхания"

Автор: Искарина Жанат Искаковна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260500

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по биологии на тему: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания», 8 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_znachieniie_dykhaniia_stroieniie_i_funktsi"
    ["file_id"] => string(6) "417229"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495317477"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "урок по биологии "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания" "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-po-biologhii-znachieniie-dykhaniia-stroieniie-i-funktsii-orghanov-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "205335"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429863930"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок биологии "Строение цветка" "
    ["seo_title"] => string(34) "urok-biologhii-stroieniie-tsvietka"
    ["file_id"] => string(6) "151910"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420784863"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока биологии 8 класс Значения дыхания.Органы дыхания "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-biologhii-8-klass-znachieniia-dykhaniia-orghany-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "240237"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444979519"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Презентация к уроку биологии "Органы дыхания""
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia_k_uroku_biologhii_orghany_dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "369830"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1481745320"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства