kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии на тему: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания», 8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

  Образовательные:

1. Дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни.

2. Изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями, раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ, выяснить механизмы голосообразования.

Развивающие:

1. Развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, анализировать и делать соответствующие выводы.

2. Развивать логическое мышление школьников и активизировать их познавательную деятельность через тестовые задания, биологические задачи.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

СЛАЙД № 1.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  1. Основная часть.

А) Вступительная беседа учителя:

Форма работы сегодня – урок – практикум. За 45 минут мы   раскроем  значение дыхания, узнаем, как устроена и как работает дыхательная система человека. Кроме того, мы  познакомимся с механизмом образования голоса и узнаем, почему голоса разных людей отличаются друг от друга.

Значение дыхания.  Строение и функции органов дыхания.

-  Ребята, мы закончили изучение главы «Кровь и кровообращение».

- А с какими системами органов тесно взаимосвязана эта система?

- В   органах дыхания происходит газообмен. Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?   

Человек, появившись на свет, сразу выдает себя криком, а если кричит, значит,  дышит, значит живет. Жизнь и дыхание неотделимы.   Поговорка «Это нам нужно как воздух!» выражает особую потребность организма в воздухе.  Действительно, одно из чудес природы -  возможность дышать. 
Дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

                                                ВИДЕО « Пять тайн дыхания»

Какие же тайны хранит  в себе дыхание? Об этом мы и узнаем сегодня, ведь так много в жизни и состоянии человека связано с дыханием – и состав крови, и движение, и чувство, и ум! Дыхание – начало общения, речи, мелодии. 

СЛАЙД № 2.

- Что называется дыханием и какова его роль? 

СЛАЙД № 3.

Органические вещества + кислород - Окисление –

Углекислый газ + вода + энергия

Значит, дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.    

ОПЫТ:

Убедиться в том, что в результате окисления образуется вода, нам поможет следующий опыт: возьмите зеркало, вдохните небольшую порцию воздуха в себя и задержите дыхание на 2-3 секунды, а затем выдохните воздух на зеркальце.  Что вы наблюдаете? (зеркало стало влажным).

 Еще когда мы можем наблюдать испарение воды?  (Зимой на улице изо рта идет пар – это капли воды).

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. 

Б) Новый материал:

  1. Для газообмена между организмом и окружающей средой есть целая система органов. И прежде чем познакомиться  со строением и функциями  органов дыхания человека, давайте вспомним органы дыхания других живых организмов. Проследим эволюционные изменения от рыб до млекопитающих. Это материал 6 – 7 классов.

СЛАЙД № 4.

Карточки для команд. Минута на размышление и совещание.

РЫБЫ.

Имеется жаберный аппарат.

ЗЕМНОВОДНЫЕ, ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.

Легкие развиты еще плохо, так как имеют малое число альвеол.

ПТИЦЫ.

Легкие малорастяжимы. Бронхи сообщаются с воздушными мешками, находящимися под кожей. Во время полета птицы за счет сжатия воздушных мешков крыльями происходит автоматическая вентиляция легких и воздушных мешков.

Таким образом, животные дышат легкими, кожей, жабрами. Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Слон делает всего 10 вдохов и выходов в минуту, а мышь – 200.

  1. Человек – представитель класса млекопитающих, рассмотрим строение и значение  органов дыхания человека.

СЛАЙД № 5.

К органам дыхания  относится носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи – это воздухоносные пути, а также легкие, в которых происходит обмен газов.

И мы отправляемся  в экскурсию  по воздухоносным путям.

Первая остановка – и первая тайна дыхания - носовая полость.

СЛАЙД № 6.

-  А зачем человеку нос? Украшение лица. 

А если серьёзно? Для чего появился  нос у человека разумного? 

- Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом?

 Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, с помощью кровеносных сосудов обогревается,  очищается от пыли и увлажняется.

С  органом дыхания носом связано большое количество пословиц и поговорок, крылатых фраз.

Например: (+ объяснить смысл)

  • Хоть в груди бушует огонь, дым через нос не выпускай. 
  • Лучше иметь длинный нос, чем длинный язык. 
  1. Продолжим экскурсию по воздухоносным путям и сделаем следующую остановку. Вторая тайна дыхания.

СЛАЙД  № 7.

-  Куда же поступает воздух дальше?

Попробуйте нащупать щитовидный хрящ  и сделать глотательное движение. Что происходит с щитовидным хрящом?

Что вы  чувствуете? 

- Что происходит с дыханием во время глотания.  Почему? (Оно останавливается). 

- Объясните смысл пословицы : Когда я ем – я глух и нем.

Гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой со множеством рецепторов, которые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи или вредные газовые примеси – возникает кашель (усиленный выдох, благодаря которому гортань очищается).

  1. - Что еще есть в гортани?  Ведь часто  гортань называют «самым прекрасным музыкальным инструментом»? Это третья тайна дыхания.

Чтобы ответить на этот вопрос, ознакомьтесь со следующей  информацией.

Приложение

СЛАЙД № 8.

  1. Какие  образования гортани участвуют в формировании звуков. (голосовые связки, голосовая щель)
  1. При каком положении голосовых связок образуются звуки? (образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках, звук выходящего воздуха заставляет связки вибрировать – возникает звук)
  1. От чего зависят индивидуальные особенности голоса? 
  1. Что участвует в формировании членораздельной речи? (язык, зубы, губы)

СЛАЙД № 9.

- Можно ли по голосу определить настроение человека? Каким бывает голос?

(звонкий и радостный;  сдавленный и глухой; нежный и гневный; ласковый и насмешливый; вкрадчивый и грозный).

Вывод. Гортань обеспечивает прохождение воздуха, образование звуков речи.

  1. Из гортани воздух попадает в трахею и это четвертая тайна дыхания.

СЛАЙД № 10.

 Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.

 В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое, ветвятся  подобно дереву и образуют бронхиолы.

Вывод: трахея обеспечивает прохождение воздуха в бронхи и выводит пылевые  частицы и микроорганизмы из легких.

Запись в тетрадь

  1. И пятая тайна нашего дыхания – легкие.

СЛАЙД № 11.

Легкие – упругие губчатые парные органы, расположенные в грудной полости. Снаружи они покрыты оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков. Наружный листок плевры  выстилает  внутреннюю полость  грудной клетки, а внутренний покрывает  всё легкое.

Каждое легкое разделяется глубокими бороздами на доли: правое - на три (верхнюю, среднюю и нижнюю), левое – на две (верхнюю и нижнюю).

Через легкие за 1 минуту проходит  около 100  литров воздуха.

Демонстрация легкого

СЛАЙД № 12.

Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, заполненными воздухом, в которых происходит газообмен. 

В обоих легких содержится до 700 миллионов альвеол. Общая их поверхность 120 кв.м. Их общая поверхность заняла бы 1/ 3 площади теннисного корта. Это у человека. Например, площадь альвеол у кошки — 7 кв. м, а у лошади — 500 м2.

Чтобы доказать что в легких содержится воздух, проведем наблюдение.

( сосуд с водой, теннисный шарик, кусочек легкого. Не тонут в воде. Вывод: в легких содержится воздух.)

Вывод: Легкие состоят из легочных пузырьков – альвеол, в которых происходит газообмен.

СЛАЙД № 13.  Работа  с сигнальными карточками.

А теперь обратите внимание на слайд. Даны 4 утверждения. Только одно из них верное. Найдите его. А теперь давайте исправим неточности в остальных высказываниях.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Следующее задание вы будете выполнять  в группах.  Карточки с тремя заданиями, внимательно прочитайте, посовещайтесь и выполните за время звучания мелодии.

Мелодия, выполнение задания.

Обменяйтесь карточками по часовой стрелке и проверьте ответы по слайду:

СЛАЙД № 14.

СЛАЙД № 15.    

Итак, мы с вами раскрыли основные тайны дыхания,  познакомившись со значением дыхания,  с органами дыхания:  носовая полость, носоглотка, гортань и голосовые связки, трахея и бронхи, легкие.

Можно сделать выводы:

ИТОГ.

Сейчас я предлагаю каждому из вас измерить свою Жизненную Емкость Легких.

У каждого на столе лежит шарик, возьмите его в руки, сделайте один глубокий вдох и максимально выдохните воздух в шарик, зафиксируйте шарик, чтобы он не сдулся. Давайте посмотрим, у кого получился наибольший объем шарика.

( выбрать победителя в каждой команде, а потом среди команд)

- Как Вы думаете от чего зависит ЖЕЛ? (зависит от пола, возраста, роста, от степени тренированности человека). 
СЛАЙД  № 16.

Наше тело действует как обычная свеча: для того, чтобы свеча горела, необходимо зажечь ее, а горение возможно только при наличии кислорода.

Этот урок я хочу завершить словами:

Нам в этом мире многое дано, 
Расти, искать и ошибаться, 
Но, главное дано дышать. 
А значит, жить  и не сдаваться! 

Спасибо за урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания», 8 класс.»

Урок по биологии на тему:

« Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» 
8 класс.


Задачи урока:


Образовательные:

1. Дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни.

2. Изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями, раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ, выяснить механизмы голосообразования.


Развивающие:

1. Развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, анализировать и делать соответствующие выводы.

2. Развивать логическое мышление школьников и активизировать их познавательную деятельность через тестовые задания, биологические задачи.


Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.


Оборудование: зеркальца, сигнальные карточки, измерительная лента, воздушные шарики, теннисные шарики, сосуд с водой, легкие млекопитающих, часы, видео презентации, слайдовая презентация, карточки с заданиями . 


Ход урока:


  1. Организационный момент.


СЛАЙД № 1.


Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.


  1. Основная часть.


А) Вступительная беседа учителя:


Форма работы сегодня – урок – практикум. За 45 минут мы раскроем значение дыхания, узнаем, как устроена и как работает дыхательная система человека. Кроме того, мы познакомимся с механизмом образования голоса и узнаем, почему голоса разных людей отличаются друг от друга.


Итак, откройте тетради и запишите тему урока: Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.


- Ребята, мы закончили изучение главы «Кровь и кровообращение».

- А с какими системами органов тесно взаимосвязана эта система?

(С органами пищеварения, дыхания, выделения).

- В органах дыхания происходит газообмен. Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?


Человек, появившись на свет, сразу выдает себя криком, а если кричит, значит, дышит, значит живет. Жизнь и дыхание неотделимы. Поговорка «Это нам нужно как воздух!» выражает особую потребность организма в воздухе. Действительно, одно из чудес природы - возможность дышать. 

Дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.


Дышат люди, дышат звери. 
Дышат все, кто хочет жить. 
Кто под солнцем иль луною, 
Может жизнью дорожить. 


ВИДЕО « Пять тайн дыхания»


Какие же тайны хранит в себе дыхание? Об этом мы и узнаем сегодня, ведь так много в жизни и состоянии человека связано с дыханием – и состав крови, и движение, и чувство, и ум! Дыхание – начало общения, речи, мелодии. 


Еще древнеримский ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух главным условием для жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется не менее 2 кубических метров воздуха на 1 час. Люди не раз гибли, находясь в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшихся в трюме во время шторма, хотя судно осталось абсолютно невредимым.


СЛАЙД № 2.


- Что называется дыханием и какова его роль? Организм получает кислород, для того, чтобы его использовать в процессах обмена веществ в клетках. Эта реакция присоединения кислорода называется реакцией окисления. Кислород в живом организме взаимодействует с органическими веществами: белками, жирами, углеводами с высвобождением необходимой для организма энергии. Значение дыхания не только в обеспечении организма кислородом и использовании его в окислительно – восстановительных реакциях, но и в образовании и удалении из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.


Коротко процесс дыхания можно записать так


СЛАЙД № 3.


Органические вещества + кислород - Окисление –

Углекислый газ + вода + энергия


Значит, дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.  


Запишем определение в тетрадь.


ОПЫТ:

Убедиться в том, что в результате окисления образуется вода, нам поможет следующий опыт: возьмите зеркало, вдохните небольшую порцию воздуха в себя и задержите дыхание на 2-3 секунды, а затем выдохните воздух на зеркальце. Что вы наблюдаете? (зеркало стало влажным).

Еще когда мы можем наблюдать испарение воды? (Зимой на улице изо рта идет пар – это капли воды).


Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.


Б) Новый материал:


  1. Для газообмена между организмом и окружающей средой есть целая система органов. И прежде чем познакомиться со строением и функциями органов дыхания человека, давайте вспомним органы дыхания других живых организмов. Проследим эволюционные изменения от рыб до млекопитающих. Это материал 6 – 7 классов.


СЛАЙД № 4.


Карточки для команд. Минута на размышление и совещание.


РЫБЫ.


Имеется жаберный аппарат.

Жаберные щели развиваются у всех позвоночных, у наземных они существуют лишь в эмбриональном периоде. Многие рыбы дополнительно к жаберному дыханию имеют кишечное дыхание. При заглатывании воздуха кровеносные сосуды кишки всасывают кислород. К добавочным органам относится и плавательный пузырь, который сообщается с пищеводом. Таким образом, плавательный пузырь первоначально из дополнительного органа дыхания у водных животных превратился в основной орган дыхания у наземных. В простом пузыре возникают многочисленные перегородки и полости для увеличения поверхности, которая и контактирует с воздухом.


ЗЕМНОВОДНЫЕ, ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.


Легкие развиты еще плохо, так как имеют малое число альвеол. У земноводных кроме лёгких, кожа выполняет функцию добавочного органа дыхания. У пресмыкающихся только легочное дыхание, но возможности слабее, чем у класса птиц и млекопитающих.


ПТИЦЫ.

Легкие малорастяжимы. Бронхи сообщаются с воздушными мешками, находящимися под кожей. Во время полета птицы за счет сжатия воздушных мешков крыльями происходит автоматическая вентиляция легких и воздушных мешков.


Таким образом, животные дышат легкими, кожей, жабрами. Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Слон делает всего 10 вдохов и выходов в минуту, а мышь – 200.


  1. Человек – представитель класса млекопитающих, рассмотрим строение и значение органов дыхания человека.


СЛАЙД № 5.


К органам дыхания относится носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи – это воздухоносные пути, а также легкие, в которых происходит обмен газов.


И мы отправляемся в экскурсию по воздухоносным путям.

Первая остановка – и первая тайна дыхания - носовая полость.


СЛАЙД № 6.


- А зачем человеку нос? Украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно. «Без носа человек- чёрт знает что - птица не птица, гражданин не гражданин,- просто возьми да и вышвырни в окошко!..»-так писал о носе Николай Васильевич Гоголь.


А если серьёзно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков - человекообразных обезьян- его не было.


Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости. 
Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. В слизи находятся лимфоциты, фагоциты, антител, а так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов, обонятельных рецепторов. Значение слизи подтверждается опытом: Кролику ввели в носовую полость трубочку, воздух не соприкасался со слизью. Через несколько суток кролик погиб из-за обильного проникновения бактерий в легкие. Другой кролик, который дышал нормально, остался здоровым благодаря действию защитных сил носовой полости.


В дыхательных путях воздух подвергается основательной обработке. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг. 

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.


- Как Вы бы предложили дышать человеку - носом или ртом? ( ротовое дыхание вызывает деформацию грудной клетки, ухудшение слуха, нарушение нормального положения носовой перегородки и формы нижней челюсти)


- Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом?


 Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, с помощью кровеносных сосудов обогревается, очищается от пыли и увлажняется.


Запись в тетрадь.


С органом дыхания носом связано большое количество пословиц и поговорок, крылатых фраз.


Например: (+ объяснить смысл)

  • Хоть в груди бушует огонь, дым через нос не выпускай. 

  • Лучше иметь длинный нос, чем длинный язык. 


Каждой команде по одному фразеологизму, крылатому выражению: «зарубить на носу», «остаться с носом», «водить за нос».


  1. Продолжим экскурсию по воздухоносным путям и сделаем следующую остановку. Вторая тайна дыхания.


СЛАЙД № 7.


- Куда же поступает воздух дальше? Из носовой полости согретый, увлажненный, очищенный воздух поступает в гортань. Гортань расположена между носоглоткой и трахеей. Она имеет вид воронки, расположена в передней части шеи, ее стенки образованы несколькими хрящами. Самый крупный из них - щитовидный хрящ, он защищает гортань спереди. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык, так же его называют адамово яблоко.


Попробуйте нащупать щитовидный хрящ и сделать глотательное движение. Что происходит с щитовидным хрящом?

Что вы чувствуете? (хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место, при этом воздухоносные пути в момент глотания пищи или слюны защищаются надгортанником, расположенным над гортанью. Это происходит потому что проход через верхние дыхательные пути и ротовую полость соединяются и чтобы пища не попала в трахею, надгортанник закрывает проход с помощью мышц).


- Что происходит с дыханием во время глотания. Почему? (Оно останавливается). 


- Объясните смысл пословицы : Когда я ем – я глух и нем.


Гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой со множеством рецепторов, которые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи или вредные газовые примеси – возникает кашель (усиленный выдох, благодаря которому гортань очищается).


* В Великобритании за 15 лет с 1970 по 1984 год погибло 9 детей в возрасте до 11 лет. У всех у них причиной смерти явился колпачок от шариковой ручки, внезапно соскользнувший в гортань.



  1. - Что еще есть в гортани? Ведь часто гортань называют «самым прекрасным музыкальным инструментом»? Это третья тайна дыхания.


Чтобы ответить на этот вопрос, ознакомьтесь со следующей информацией.


Приложение


В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок .Нижняя пара участвует в голосообразовании. Связки прикрепляются к хрящам, при движении хрящей связки могут сближаться и натягиваться. При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном дыхании они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче. Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками.


СЛАЙД № 8.


  1. Какие образования гортани участвуют в формировании звуков. (голосовые связки, голосовая щель)


  1. При каком положении голосовых связок образуются звуки? (образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках, звук выходящего воздуха заставляет связки вибрировать – возникает звук)


  1. От чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин? Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых? (У людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие)



  1. Что участвует в формировании членораздельной речи? (язык, зубы, губы)



СЛАЙД № 9.


  • Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

  • Голосовые связки могут сделать от 80 до 10000 колебаний в секунду.

  • Оказывается, что за 30 секунд женщина произносит 80 слов, а мужчина – 50; за 60 секунд: женщина – 116, мужчина – 112. Разница заметнее на отрезке времени в 120 секунд: мужчины – 152 слова, женщины – 214. (объясняется это тем, что женщина больше времени проводит с детьми и чаще вынуждена отвечать на вопросы своих чад)

  • Голосовые связки нужно беречь. Нельзя громко кричать, связки напрягаются, трутся друг о друга, можно сорвать голос. . Вредно и курение, спиртные напитки и горячее питье, частые простудные заболевания.

  • В формировании голоса принимают участие язык, зубы, губы, челюсти. Доказать их участие в формировании голоса легко: давайте вместе произнесем написанное

(НА КАРТОЧКАХ) : ЭЛ, ЭМ, ЭН.


Теперь понятно, почему у человека при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту меняется голос.


- Можно ли по голосу определить настроение человека? Каким бывает голос?

(звонкий и радостный; сдавленный и глухой; нежный и гневный; ласковый и насмешливый; вкрадчивый и грозный).


Задание командам: произнести с разной интонацией ( Карточки. Фраза: У НАС СЕГОДНЯ ОТКРЫТЫЙ УРОК. Интонации: радостно; нежно; гневно; насмешливо; вкрадчиво; грозно )


Вывод. Гортань обеспечивает прохождение воздуха, образование звуков речи.


Запись в тетрадь


  1. Из гортани воздух попадает в трахею и это четвертая тайна дыхания.


СЛАЙД № 10.


Трахея в переводе с греческого буквально означает «шероховатое дыхательное горло» или «большая артерия». Трахея – широкая трубка длиной около 15 см, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Она покрыта мерцательным эпителием, выделяющим слизь. Маленькие реснички, быстро – быстро, пятьсот – шестьсот раз в минуту, трепещут, наклоняясь в одну сторону, против движения воздуха, и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры пыль, слизь , микроорганизмы в глотку, где они проглатываются. Так в сутки наружу выносится примерно 20 – 30 грамм пыли. Без этих мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли!


Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.


В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое, ветвятся подобно дереву и образуют бронхиолы.


Вывод: трахея обеспечивает прохождение воздуха в бронхи и выводит пылевые частицы и микроорганизмы из легких.


Запись в тетрадь


  1. И пятая тайна нашего дыхания – легкие.


СЛАЙД № 11.


Легкие – упругие губчатые парные органы, расположенные в грудной полости. Снаружи они покрыты оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков. Наружный листок плевры выстилает внутреннюю полость грудной клетки, а внутренний покрывает всё легкое.


Между листками находится плевральная полость с небольшим количеством плевральной жидкости, снижающей трение легких о стенки грудной полости при дыхании.


Каждое легкое разделяется глубокими бороздами на доли: правое - на три (верхнюю, среднюю и нижнюю), левое – на две (верхнюю и нижнюю).


Наружную выпуклую поверхность легких окружают ребра, а на внутренней, вогнутой, обращенной к сердцу поверхности находятся ворота легких. Через них входят главные бронхи, легочные артерии, нервы, а выходят вены и лимфатические сосуды.


Через легкие за 1 минуту проходит около 100 литров воздуха.


Демонстрация легкого


СЛАЙД № 12.


Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, заполненными воздухом, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое.


В обоих легких содержится до 700 миллионов альвеол. Общая их поверхность 120 кв.м. Их общая поверхность заняла бы 1/ 3 площади теннисного корта. Это у человека. Например, площадь альвеол у кошки — 7 кв. м, а у лошади — 500 м2.


Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия, снаружи альвеолы оплетены густой сетью кровеносных капилляров. Через эти тонкие стенки и капилляры за 0.8 секунды происходит обмен кислорода и углекислого газа.



Внутренняя поверхность альвеол выстлана тонкой пленкой, которая поддерживает объем пузырьков, не дает им смыкаться. Она также защищает альвеолы от микроорганизмов, после чего или переваривается или выводится наружу в виде мокроты.


Чтобы доказать что в легких содержится воздух, проведем наблюдение.


( сосуд с водой, теннисный шарик, кусочек легкого. Не тонут в воде. Вывод: в легких содержится воздух.)



Вывод: Легкие состоят из легочных пузырьков – альвеол, в которых происходит газообмен.

Запись в тетрадь


СЛАЙД № 13. Работа с сигнальными карточками.


А теперь обратите внимание на слайд. Даны 4 утверждения. Только одно из них верное. Найдите его. А теперь давайте исправим неточности в остальных высказываниях.



ЗАКРЕПЛЕНИЕ:


Следующее задание вы будете выполнять в группах. Карточки с тремя заданиями, внимательно прочитайте, посовещайтесь и выполните за время звучания мелодии.


Мелодия, выполнение задания.


Обменяйтесь карточками по часовой стрелке и проверьте ответы по слайду:


СЛАЙД № 14.


СЛАЙД № 15. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК



Итак, мы с вами раскрыли основные тайны дыхания, познакомившись со значением дыхания, с органами дыхания: носовая полость, носоглотка, гортань и голосовые связки, трахея и бронхи, легкие.


Можно сделать выводы:


  1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа и образования энергии. 

  2. Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей (носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи) и лёгких.
    3. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется. 
    3. Гортань является не только органом проведения воздуха, она участвует в голосообразовании.
    4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких. 


ИТОГ.


Запишите домашнее задание: § 39 – 40, до стр 143.


Как происходит газообмен в легких, что такое внешнее и внутреннее дыхание, как происходят дыхательные движения – это мы узнаем на следующем уроке.

Мы будем говорить о болезнях и гигиене органов дыхания, о Жизненной Емкости Легких ( это максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха).


С каждым вдохом в легкие входит чуть более 0.5 литров воздуха и это происходит около 20 тысяч раз в день. Установлено, что в легких в состоянии покоя находится до 8 – 9 литров воздуха! Как вы думаете, при выдохе он выходит весь?


Сейчас я предлагаю каждому из вас измерить свою Жизненную Емкость Легких.

У каждого на столе лежит шарик, возьмите его в руки, сделайте один глубокий вдох и максимально выдохните воздух в шарик, зафиксируйте шарик, чтобы он не сдулся. Давайте посмотрим, у кого получился наибольший объем шарика.


( выбрать победителя в каждой команде, а потом среди команд)


- Как Вы думаете от чего зависит ЖЕЛ? (зависит от пола, возраста, роста, от степени тренированности человека). 

СЛАЙД № 16.


Наше тело действует как обычная свеча: для того, чтобы свеча горела, необходимо зажечь ее, а горение возможно только при наличии кислорода.


Этот урок я хочу завершить словами:


Нам в этом мире многое дано, 
Расти, искать и ошибаться, 
Но, главное дано дышать. 
А значит, жить и не сдаваться! 


Спасибо за урок. До новых встреч.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Иванова Ольга Фёдоровна

Дата: 21.05.2017

Номер свидетельства: 417229

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Разработка урока по биологии "Значение дыхания. Строение и функции органов  дыхательной системы".  8 класс."
    ["seo_title"] => string(113) "razrabotka-uroka-po-biologhii-znachieniie-dykhaniia-stroieniie-i-funktsii-orghanov-dykhatiel-noi-sistiemy-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "286421"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454338422"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Внутренняя среда организма. Кровь "
    ["seo_title"] => string(36) "vnutrienniaia-srieda-orghanizma-krov"
    ["file_id"] => string(6) "244862"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446024333"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект и презентация урока "Значение коры полушарий большого мозгa" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-znachieniie-kory-polusharii-bol-shogho-mozgha"
    ["file_id"] => string(6) "119437"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413429549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства