Учитель Задкова Марина Владимировна
Тип урока: комбинированный, объяснение нового материала
Цель: (Слайд 3) раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся в связи со средой обитания.
Планируемые результаты образования:
Предметные: Обобщить основные черты строения Земноводных, Пресмыкающихся как итов влияния воздействия окружающей среды.
Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план её решения; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные: формирование когнетивных способностей и навыков когнитивной сферы.
Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения с элементами ее обоснования; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить собственную.
Личностные: расширить познавательные интересы; проявить ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности; приобрести опыт простого наблюдения с целью его применения при оперативных действиях; обнаружить терпение и настойчивость в преодолении трудностей; формировать адекватную позитивную самооценку.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока.
I (Слайд 1-3) Организационный момент.
Сообщение темы, цели, задач урока.
I I. (Слайд 4) Мотивация (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности:
Ответьте на вопросы:
- Представители Амфибий.
- Образ жизни Амфибий.
- Основные признаки Амфибий.
- Развитие Амфибий.
- Внешнее строение Амфибий.
- Внутреннее строение Амфибий.
III. Изучение нового материала:
В настоящее время на Земле обитают представители всего четырех отрядов класса Пресмыкающиеся: клювоголовые, черепахи, крокодилы, чешуйчатые. Эти отряды объединяют около 8 тысяч видов, которые распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. Все представители этого класса, как и земноводные, являются холоднокровными, температура их тела зависит от температуры окружающего пространства. Поэтому они не встречаются в тех местностях, где температура постоянно ниже нуля градусов. Большинство рептилий ведут наземный образ жизни, но некоторые перешли к существованию в пресных водоемах и даже морях. Это вторичноводные животные – черепахи, морские змеи, крокодилы. Многие из пресмыкающихся – хищники, питающиеся мелкими животными, но встречаются всеядные и растительноядные виды.
Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся называется герпетология.
Как вы думаете, как называют специалиста, изучающего рептилий? (Герпетолог)
(Слайд 5) Среда обитания.
Наземная, но некоторые виды вторично перешли к жизни в воде (крокодилы, водные черепахи), однако размножение почти у всех рептилий происходит на суше.
(Слайд № 6- 8) Внешний вид.
- На какие отделы тела разделено тело ящерицы и чем отличается её скелет от скелета лягушки?
-Сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками (препятствует потерям поды), У ящериц встречается регенерация (отбрасывание хвоста с последующим восстановлением).
(Слайд № 9-12) Опорно-двигательная система.
Череп состоит из большего числа костей, чем у земноводных. Несколько шейных позвонков (у ящерицы-8) обеспечивают большую подвижность головы. Появляется грудная клетка (ребра + грудина + грудной отдел позвоночника), выполняющая две функции: защиту органов и процесс дыхания.
Ноги располагаются по бокам туловища. Общий план строения конечностей и их поясов как у земноводных (исключение змеи и безногие ящерицы).
Мышцы Более развиты, чем у земноводных. Имеются отличия межреберные мышцы, обеспечивают дыхательные движения.
(Слайд № 13-14)
- Есть ли отличия в пищеварительной системе у пресмыкающихся?
Пищеварительная система. Как у земноводных. В пищеварительной системе выражены желудок и слепая кишка. Имеются печень с желчным пузырём и поджелудочная железа
(Слайд № 15)
- Как проходит процесс дыхания у пресмыкающихся в отличии от земноводных?
Дыхательная система. Дыхание только легкими без участия кожи. Легкие имеют ячеистое строение, поверхность их больше, чем у земноводных. Появляются воздухоносные пути трахея и бронхи. В ротовой полости появляется костная перегородки (твёрдое небо), позволяющее дышать во время приема пищи. Механизм дыхания всасывающего типа (связан с расширением грудной клетки и созданием в ней отрицательного давления).
(Слайд № 16-17)
- В чём усложнение кровеносной системы класса пресмыкающихся?
Кровеносная система Два круга кровообращения, трех- камерное сердце с неполной перегородкой, частично разделяющей кровь на артериальную и венозную. От разных частей желудочка отходят три сосуда:
- лёгочная артерия с венозной кровью (на газообмен к легким);
- правая дуга аорты с артериальной кровью (к голове и передним конечностям);
- левая дуга аорты со смешанной кровью (к остальным частям тела).
(Слайд № 18)
- Что возникло в выделительной системе у пресмыкающихся и как называется конечный продукт обмена веществ.
Выделительная система. У пресмыкающихся возникают тазовые почки (где происходит образование мочи в два этапа: фильтрация и обратное всасывание воды и полезных веществ в кровь), это позволяет экономить воду. Продукт выделения — мочевая кислота.
(Слайд № 19-20)
- Как усложнилась нервная система?
Нервная система и органы чувств. План строения нервной системы и последовательность отделок головного мозга такие же, как у рыб и амфибий. Передний мозг больше по размеру, чем у земноводных, на его поверхности появляется зачаток коры больших полушарий (основа условных рефлексов). Промежуточный мозг у многих рептилии образует теменной орган, который может различать световые раздражения («третий глаз»). Развиты кожистые веки и мигательная перепонка, увлажняющая глаз. Аккомодация глаза происходит за счет изменения кривизны хрусталика (быстрее и точнее, чем у земноводных). Орган слуха: среднее (- внутреннее ухо. Язык орган осязания и вкуса. Обоняние развито лучше, чем у земноводных.
(Слайд № 21-22)
- В чём сходство и различия половой системы и процесса размножения у пресмыкающихся?
Половая система, размножение и развитие. Раздельнополые животные, оплодотворение внутреннее. Семенная жидкость вводится в клоаку самки. У самцов имеются парные семенники, у самок — парные яичники. Размножаются откладыванием яиц.
(Слайд 23)
Происхождение.
Современные пресмыкающиеся представляют остатки когда-то более многочисленного и разнообразного класса, господствующего в мезозойскую эру. К нашему времени из 17 отрядов осталось всего 4. Поменяв водоем на сушу, древние пресмыкающиеся приобрели три важных признака: сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками, способность к отложению яиц на суше в прочной оболочке, исключительно легочное дыхание. Около 200 млн. лет назад древние пресмыкающиеся (динозавры) господствовали на суше. В основном, это были крупные наземные животные, их длина достигала 30-40 метров, а масса - 50 тонн. Вымершие пресмыкающиеся – это представители 13 отрядов данного класса, которые не выжили при изменении климатических условий на нашей планете. От древних в триасовом периоде появились первые птицы.
(Слайд 24)
Значение.
1. сокращают численность вредителей сельского хозяйства;
2. змеиный яд используют в медицине;
3. используются в пищу (черепахи, змеи);
4. кожа и панцири используются для изготовления обуви, сумок, оправ и т.д.;
5. наносят вред человеку и животным (укусы)
(Слайд 25)
Систематика класса Пресмыкающиеся.
Отряд 1 – Клювоголовые
Отряд 2 – Черепахи
Отряд 3 – Крокодилы
Отряд 4 – Чешуйчатые
подотряд Змеи
подотряд Ящерицы
подотряд Хамелеоны
(Слайд № 26)
Клювоголовые.
(Слайд № 27)
Черепахи
(Слайд № 28)
Крокодилы.
(Слайд № 29-30)
Чешуйчатые.
- А теперь давайте поиграем и немного отдохнем
I V. (Слайд № 31-37) Рефлексия учебной деятельности.
Отвечаем на вопросы, выбирая правильные ответы.
(Слайд 38-40)
V. (Слайд № 41) Домашнее задание
Параграфы 40-41,
VI. (Слайд 42-43) Организованный конец урока.
- Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.