kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель  Задкова Марина Владимировна

Тип урока: комбинированный, объяснение нового материала

Цель: (Слайд 3) раскрыть особенности внешнего и внутреннего  строения пресмыкающихся в связи со средой обитания.

Планируемые результаты образования:

Предметные: Обобщить основные черты строения Земноводных, Пресмыкающихся как итов влияния воздействия окружающей среды.

Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план её решения; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: формирование когнетивных способностей и навыков когнитивной сферы.

Коммуникативные:  уметь высказывать свою точку зрения с элементами ее обоснования; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить собственную.

Личностные: расширить познавательные интересы; проявить ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности; приобрести опыт простого наблюдения с целью его применения при оперативных действиях; обнаружить терпение и настойчивость в преодолении трудностей; формировать адекватную позитивную самооценку.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока.

I (Слайд 1-3) Организационный момент.

Сообщение темы, цели, задач урока.

  1.                                                                                                                                                                                                                                                                   

I I. (Слайд 4) Мотивация (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности:

Ответьте на вопросы:

  •  Представители Амфибий.
  • Образ жизни Амфибий.
  • Основные признаки Амфибий.
  • Развитие Амфибий.
  • Внешнее строение Амфибий.
  • Внутреннее строение Амфибий.

III. Изучение нового материала:

В настоящее время на Земле обитают представители всего четырех отрядов класса Пресмыкающиеся: клювоголовые, черепахи, крокодилы, чешуйчатые. Эти отряды объединяют около 8 тысяч видов, которые распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. Все представители этого класса, как и земноводные, являются холоднокровными, температура их тела зависит от температуры окружающего пространства. Поэтому они не встречаются в тех местностях, где температура постоянно ниже нуля градусов. Большинство рептилий ведут наземный образ жизни, но некоторые перешли к существованию в пресных водоемах и даже морях. Это вторичноводные животные – черепахи, морские змеи, крокодилы. Многие из пресмыкающихся – хищники, питающиеся мелкими животными, но встречаются всеядные и растительноядные виды.

 Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся называется герпетология.

 Как вы думаете, как называют специалиста, изучающего рептилий? (Герпетолог)

(Слайд 5)  Среда обитания.

Наземная, но некоторые виды вторично перешли к жизни в воде (крокодилы, водные черепахи), однако размножение почти у всех рептилий происходит на суше.

 

(Слайд № 6- 8) Внешний вид.

- На какие отделы тела разделено тело ящерицы и чем отличается её скелет от скелета лягушки?

-Сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками (препятствует потерям поды), У ящериц встречается регенера­ция (отбрасывание хвоста с последующим восстановлением).

(Слайд № 9-12) Опорно-двигательная система.

Череп состоит из большего числа костей, чем у земноводных. Несколько шейных позвон­ков (у ящерицы-8) обеспечивают большую подвижность го­ловы. Появляется грудная клетка (ребра + грудина + грудной отдел позвоночника), выполняющая две функции: защиту ор­ганов и процесс дыхания.

Ноги располагаются по бокам туловища. Общий план стро­ения конечностей и их поясов как у земноводных (исключе­ние змеи и безногие ящерицы).

Мышцы Более развиты, чем у земноводных. Имеются от­личия межреберные мышцы, обеспечивают дыхательные движения.

 

(Слайд № 13-14)

- Есть ли отличия в пищеварительной системе у пресмыкающихся?

 Пищеварительная система. Как у земноводных. В пищеварительной системе выражены желудок и слепая кишка. Имеются печень с желчным пузырём и поджелудочная железа

(Слайд  № 15)

- Как проходит процесс дыхания у пресмыкающихся в отличии от земноводных?

Дыхательная система. Дыхание только легкими без учас­тия кожи. Легкие имеют ячеистое строение, поверхность их больше, чем у земноводных. Появляются воздухоносные пути трахея и бронхи. В ротовой полости появляется кост­ная перегородки (твёрдое небо), позволяющее дышать во вре­мя приема пищи. Механизм дыхания всасывающего типа (связан с расширением грудной клетки и созданием в ней от­рицательного давления).

(Слайд № 16-17)

- В чём усложнение кровеносной системы класса пресмыкающихся?

Кровеносная система Два круга кровообращения, трех- камерное сердце с неполной перегородкой, частично разделя­ющей кровь на артериальную и венозную. От разных частей желудочка отходят три сосуда:

  • лёгочная артерия с венозной кровью (на газообмен к легким);
  • правая дуга аорты с артериальной кровью (к голове и передним конечностям);
  • левая дуга аорты со смешанной кровью (к остальным частям тела).

(Слайд № 18)

- Что возникло в выделительной системе у пресмыкающихся и как называется конечный продукт обмена веществ.

Выделительная система. У пресмыкающихся возникают тазовые почки (где происходит образование мочи в два этапа: фильтрация и обратное всасывание воды и полезных веществ в кровь), это позволяет экономить воду. Продукт выделения — мочевая кислота.

(Слайд № 19-20)

- Как усложнилась нервная система?

Нервная система и органы чувств. План строения нервной системы и последовательность отделок головного мозга такие же, как у рыб и амфибий. Передний мозг больше по размеру, чем у земноводных, на его поверхности появляется зачаток коры больших полушарий (основа условных рефлексов). Про­межуточный мозг у многих рептилии образует теменной ор­ган, который может различать световые раздражения («тре­тий глаз»). Развиты кожистые веки и мигательная перепонка, увлажняющая глаз. Аккомодация глаза происходит за счет изменения кривизны хрусталика (быстрее и точнее, чем у зем­новодных). Орган слуха: среднее (- внутреннее ухо. Язык орган осязания и вкуса. Обоняние развито лучше, чем у земноводных.

(Слайд № 21-22)

 - В чём сходство и различия половой системы и процесса размножения у пресмыкающихся?

Половая система, размножение и развитие. Раздельнопо­лые животные, оплодотворение внутреннее. Семенная жид­кость вводится в клоаку самки. У самцов имеются парные се­менники, у самок — парные яичники. Размножаются откладыванием яиц.

(Слайд 23)

Происхождение.

Современные пресмыкающиеся представляют остатки когда-то более многочисленного и разнообразного класса, господствующего в мезозойскую эру. К нашему времени из 17 отрядов осталось всего 4. Поменяв водоем на сушу, древние пресмыкающиеся приобрели три важных признака: сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками, способность к отложению яиц на суше в прочной оболочке, исключительно легочное дыхание. Около 200 млн. лет назад древние пресмыкающиеся (динозавры) господствовали на суше. В основном, это были крупные наземные животные, их длина достигала 30-40 метров, а масса - 50 тонн. Вымершие пресмыкающиеся – это представители 13 отрядов данного класса, которые не выжили при изменении климатических условий на нашей планете. От древних в триасовом периоде появились первые птицы.

(Слайд 24)

Значение.

1. сокращают численность вредителей сельского хозяйства;

2. змеиный яд используют в медицине;

3. используются в пищу (черепахи, змеи);

4. кожа и панцири используются для изготовления обуви, сумок, оправ и т.д.;

5. наносят вред человеку и животным (укусы)

(Слайд 25)

Систематика класса Пресмыкающиеся.

Отряд 1 – Клювоголовые

Отряд 2 – Черепахи

Отряд 3 – Крокодилы

Отряд 4 – Чешуйчатые

подотряд Змеи

подотряд Ящерицы

подотряд Хамелеоны

 (Слайд  № 26)

Клювоголовые.

(Слайд № 27)

Черепахи

(Слайд № 28)

Крокодилы.

(Слайд  № 29-30)

Чешуйчатые.

- А теперь давайте поиграем и немного отдохнем

I V.  (Слайд  № 31-37) Рефлексия учебной деятельности.

Отвечаем на вопросы, выбирая правильные ответы.

(Слайд 38-40)

 V. (Слайд № 41)  Домашнее задание

         Параграфы 40-41,

VI.  (Слайд 42-43) Организованный конец урока.

- Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения. »

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии) Биология, 7 класс  Разработчик: Задкова Марина Владимировна, учитель биологии Тула – 2014

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)

Биология, 7 класс

Разработчик:

Задкова

Марина Владимировна,

учитель биологии

Тула – 2014

Цель: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся в связи со средой обитания. Задачи: знать основные черты класса пресмыкающихся; уметь называть особенности внешнего и внутреннего строения и пресмыкающихся, строить логические рассуждения, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, расширить познавательные интересы.

Цель: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся в связи со средой обитания.

Задачи: знать основные черты класса пресмыкающихся; уметь называть особенности внешнего и внутреннего строения и пресмыкающихся, строить логические рассуждения, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, расширить познавательные интересы.

Представители Амфибий. Образ жизни Амфибий. Основные признаки Амфибий. Развитие Амфибий. Внешнее строение Амфибий. Внутреннее строение Амфибий.
  • Представители Амфибий.
  • Образ жизни Амфибий.
  • Основные признаки Амфибий.
  • Развитие Амфибий.
  • Внешнее строение Амфибий.
  • Внутреннее строение Амфибий.
1. большинство на суше (ящерицы, хамелеоны, гекконы, вараны, сцинки, змеи и черепахи ), 2. вторичноводные (крокодилы, водные змеи и черепахи).

1. большинство на суше (ящерицы, хамелеоны, гекконы, вараны, сцинки, змеи и черепахи ),

2. вторичноводные (крокодилы, водные змеи и черепахи).

голова, шея, туловище, хвост, 2 пары конечностей с когтями

голова,

шея,

туловище,

хвост,

2 пары конечностей с когтями

сухая, без желёз, покрыта роговыми чешуями или щитками

сухая, без желёз, покрыта роговыми чешуями или щитками

Осевой скелет – позвоночник. Скелет головы – череп. Скелет конечностей.
  • Осевой скелет – позвоночник.
  • Скелет головы – череп.
  • Скелет конечностей.
отделы шейный (8 позвонков) хвостовой грудной крестцовый (2 позвонка) рёбра соединяются с грудиной, образуют грудную клетку   поясничный рёбра  свободные

отделы

шейный

(8 позвонков)

хвостовой

грудной

крестцовый

(2 позвонка)

рёбра соединяются с грудиной, образуют грудную клетку

поясничный

рёбра свободные

грудной  отдел крестцовый  отдел поясничный  отдел грудная клетка шейный  отдел хвостовой  отдел

грудной отдел

крестцовый отдел

поясничный отдел

грудная клетка

шейный отдел

хвостовой отдел

змея черепаха

змея

черепаха

глотка пищевод рот желудок кишечник печень поджелудочная железа клоака

глотка

пищевод

рот

желудок

кишечник

печень

поджелудочная железа

клоака

большинство плотоядные;  растительноядные (сухопутные черепахи)
  • большинство плотоядные;
  • растительноядные (сухопутные черепахи)
лёгочное, рёберное трахея бронхи ноздри лёгкие (с ячейками) Есть трахея и бронхи

лёгочное, рёберное

трахея

бронхи

ноздри

лёгкие

(с ячейками)

Есть трахея и бронхи

венозная кровь артериальная кровь левое предсердие правое предсердие внутренние органы лёгкие желудочек больше кислорода больше углекислого газа смешанная кровь

венозная кровь

артериальная кровь

левое предсердие

правое предсердие

внутренние органы

лёгкие

желудочек

больше кислорода

больше углекислого газа

смешанная кровь

как у земноводных, но выводят меньше воды

как у земноводных, но выводят меньше воды

как у земноводных, но все отделы мозга развиты лучше, на переднем мозге хорошо развит слой нервных клеток - кора передний мозг (с корой) средний мозг мозжечок промежуточный мозг продолговатый мозг

как у земноводных, но все отделы мозга развиты лучше, на переднем мозге хорошо развит слой нервных клеток - кора

передний мозг (с корой)

средний мозг

мозжечок

промежуточный мозг

продолговатый мозг

как у земноводных, но развиты лучше

как у земноводных, но развиты лучше

Оплодотворение внутреннее:  самка откладывает яйца, богатые питательными веществами и покрытые роговой оболочкой

Оплодотворение внутреннее:

самка откладывает яйца, богатые питательными веществами и покрытые

роговой оболочкой

прямое

прямое

от древних земноводных

от древних земноводных

1. сокращают численность вредителей сельского хозяйства; 2. змеиный яд используют в медицине; 3. используются в пищу (черепахи, змеи); 4. кожа и панцири используются для изготовления обуви, сумок, оправ и т.д.; 5. наносят вред человеку и животным (укусы) уж гадюки

1. сокращают численность вредителей сельского хозяйства;

2. змеиный яд используют в медицине;

3. используются в пищу (черепахи, змеи);

4. кожа и панцири используются для изготовления обуви, сумок, оправ и т.д.;

5. наносят вред человеку и животным (укусы)

уж

гадюки

класс Пресмыкающиеся отряд Клювоголовые отряд Чешуйчатые отряд Черепахи отряд  Крокодилы

класс Пресмыкающиеся

отряд

Клювоголовые

отряд

Чешуйчатые

отряд

Черепахи

отряд

Крокодилы

Зеленая черепаха Угольная черепаха

Зеленая черепаха

Угольная черепаха

Б. Индийский гангский гавиал А. А. Нильский крокодил Б.

Б. Индийский

гангский гавиал

А.

А. Нильский

крокодил

Б.

В. А. А. Ночная ящерица Б. Малый поясохвост В. Ящерица-бегун Б.

В.

А.

А. Ночная ящерица

Б. Малый поясохвост

В. Ящерица-бегун

Б.

Обыкновенный желтопузик  Ломкая веретеница Ошейниковая дельма Червеобразная ящерица

Обыкновенный желтопузик

Ломкая веретеница

Ошейниковая дельма

Червеобразная ящерица

Дождевой червь Гаттерия Жаба Ага Осетр
  • Дождевой червь
  • Гаттерия
  • Жаба Ага
  • Осетр
Их тело покрыто слизью, что облегчает продвижение в почве.
  • Их тело покрыто слизью, что облегчает продвижение в почве.
Гатте́рия, или туата́ра (лат.  Sphenodon punctatus ) — вид пресмыкающихся, единственный современный представитель древнего отряда клювоголовых .
  • Гатте́рия, или туата́ра (лат.  Sphenodon punctatus ) — вид пресмыкающихся, единственный современный представитель древнего отряда клювоголовых .
Один из самых известных представителей амфибий Южной и Центральной Америки — легендарная жаба ага. Знаменита она своей ядовитостью. Кожа влажная, содержит яд.
  • Один из самых известных представителей амфибий Южной и Центральной Америки — легендарная жаба ага. Знаменита она своей ядовитостью. Кожа влажная, содержит яд.
Осетр – одна из самых древних пресноводных рыб на Земле. Специалисты считают, что осетры водились в реках, когда на планете еще разгуливали динозавры.
  • Осетр – одна из самых древних пресноводных рыб на Земле. Специалисты считают, что осетры водились в реках, когда на планете еще разгуливали динозавры.
Да Нет Только при условии добавления в пищу красителей Затрудняюсь ответить
  • Да
  • Нет
  • Только при условии добавления в пищу красителей
  • Затрудняюсь ответить
Увы, вы ошиблись…
  • Увы, вы ошиблись…
Вы ошиблись. Питание ящериц красителями не может вызвать линьку.
  • Вы ошиблись. Питание ящериц красителями не может вызвать линьку.
Если ответ на вопрос, у вас вызывает затруднение, пройдите по ссылке: http://youtu.be/S1-kKQYAPjo
  • Если ответ на вопрос, у вас вызывает затруднение, пройдите по ссылке:
  • http://youtu.be/S1-kKQYAPjo
Клювоголовые Черепахи Чешуйчатые Крокодилы
  • Клювоголовые
  • Черепахи
  • Чешуйчатые
  • Крокодилы
Клювоголовые Черепахи Чешуйчатые Крокодилы
  • Клювоголовые
  • Черепахи
  • Чешуйчатые
  • Крокодилы
Обыкновенное Прямое Непрямое Непрямое с метаморфозом
  • Обыкновенное
  • Прямое
  • Непрямое
  • Непрямое с метаморфозом
Такого развития не существует.
  • Такого развития не существует.
Все верно.
  • Все верно.
Это неверный ответ
  • Это неверный ответ
Это неверный ответ
  • Это неверный ответ
b a  a, b, c, d  d b
  • b
  • a
  • a, b, c, d
  • d
  • b
Герпетология Пресмыкающиеся
  • Герпетология
  • Пресмыкающиеся
Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся
  • Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся
- (рептилии) - класс позвоночных животных

- (рептилии) - класс позвоночных животных

Параграфы 40-41, Доклады о рептилиях Тульской области (по желанию)
  • Параграфы 40-41,
  • Доклады о рептилиях Тульской области (по желанию)
Константинов В.М., КучменкоВ.С., Пономарева И.Н.. Биология 7 класс , М.: Вентана-Граф, 2013 г. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 448 с. http://yandex.ru/ https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.krugosvet.ru/ https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%F2%F2%E5%F0%E8%FF http://alins.ru/article46.html http://lady.mail.ru/product/osetr/
  • Константинов В.М., КучменкоВ.С., Пономарева И.Н.. Биология 7 класс , М.: Вентана-Граф, 2013 г.
  • Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 448 с.
  • http://yandex.ru/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://www.krugosvet.ru/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%F2%F2%E5%F0%E8%FF
  • http://alins.ru/article46.html
  • http://lady.mail.ru/product/osetr/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Задкова Марина Владимировна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 197130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "«Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение." "
    ["seo_title"] => string(81) "klass-ptitsy-obshchaia-kharaktieristika-srieda-obitaniia-i-vnieshnieie-stroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "195785"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427965997"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Общая характеристика класса птиц. Среда обитания птиц."
    ["seo_title"] => string(62) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-ptits-srieda-obitaniia-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "312238"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459322007"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Общая характеристика класса птиц. Среда обитания птиц."
    ["seo_title"] => string(64) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-ptits-srieda-obitaniia-ptits-1"
    ["file_id"] => string(6) "312239"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459322013"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Общая характеристика класса. Среда обитания птиц."
    ["seo_title"] => string(56) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-srieda-obitaniia-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "312240"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459322113"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "урок  по теме  «Внутреннее строение пресмыкающихся» "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-po-tiemie-vnutriennieie-stroieniie-priesmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "176187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424368020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства