2 Подготовка к введению новых знаний Блиц опрос Совершенствовать навыки формулировать свои ответы оформленными предложениями. Проверка знаний о роли в природе круговорота веществ, о биосфере, о роли производителей, разрушителей и потребителей в круговороте веществ. Проверка умений приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой, примеры живых организмов разных «профессий», объяснять и доказывать необходимости бережного отношения к живым организмам. Проверка знаний учащихся, развитие памяти, внимания, умения видеть закономерность, анализировать, аргументировать свои высказывания. Развитие внимания, мышления /анализ, синтез/.. Заинтересовать детей предстоящим заданием. | - Что такое биосфера? - Откуда мы получаем чистый воздух, воду и пищу? - Как понимаете понятие "большой круговорот веществ" - Как природа очищает воздух? Слайд 2
- Организмы каких «профессий» могут это делать? Слайд 3 - Как природа очищает воду? Слайд 4 - Организмы каких «профессий» могут это делать? Слайд 5 - Как природа превращает отходы в продукты? -Организмы каких «профессий» участвуют в этом? Слайд 6 - Живые организмы каких «профессий» участвуют в большом круговороте веществ? | - Живая оболочка Земли. Оболочка, где распространена жизнь. - Из природы. - Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом. -Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. В доме становится душно и мы его проветриваем. Растения, наоборот, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В результате воздух становится чистым, им легко дышать. - «Кормильцы» - растения. - С грязной водой в очистных сооружениях борются микробы, и ее снова могут употреблять растения, животные и люди. - «Мусорщики» - Микробы разрушают многие отходы. Из этих отходов получаются питательные вещества, нужные растениям. Растения используют их для производства сложных органических веществ, которые входят в состав всех живых организмов. Например, корова поедает растения на пастбище и дает мясо и молоко. Питаясь растительной и живой пищей, человек опять получает необходимые ему органические вещества. - Разрушители, производители, потребители. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
3 Постановка проблемы. Совместное открытие знаний и объяснение нового материала. Развивать умение формулировать тему урока, планировать деятельность на уроке | - Я хочу рассказать вам сказку. Жил-был мальчик Ваня. Летом он гостил у бабушки в деревне. Утром бабушка ушла на работу, а на столе оставила на завтрак бутерброд с маслом, чай с молоком, варенье. Мальчик проснулся и решил погулять перед завтраком. Во дворе рос пышный куст. Ваня взял палку и стал ей бить куст. Вдруг: куст ожил и заговорил: - Зачем ты меня бьёшь? - Просто так, - ответил Ваня. - А разве ты не знаешь, что погубив меня, ты навредишь себе? - Так не бывает! Ваня не послушался и продолжил своё занятие. Вскоре от куста остались голые палки. Уставший мальчик решил позавтракать. Но на его глазах с тарелки пропал со стола бутерброд, исчезло варенье. Вместо чая с сахаром и молоком в кружке оказалась простая вода. Ваня не мог понять, что происходит. - А Вы, ребята, можете помочь Ване? - Объясните, как куст наказал мальчика.
- О чем должен задуматься мальчик?
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? - Сформулируйте цели урока по опорным словам: Слайд 7-8 Повторить… (знания о круговороте веществ в природе) Узнать… (как связаны живые организмы в природе) Научиться… (приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой)
Выполнение задания учебника. С30. Слайд 9 - Организмы каких профессий забыли поместить ученики 2 класса в свои экосистемы?
- Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?
- "Мусорщики", "едоки", "кормильцы" в экосистеме существуют независимо друг от друга?
- А как? - Как они связаны? |
- Куст лишил его продуктов питания. -Как дальше он будет жить, что ему необходимо для жизни?
- Почему жизнь человека зависит от порядка в природе? - Как и почему в природе все взаимосвязано? - О связях в природе. - О круговороте веществ. - Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга. - О связи живых организмов природы. 1 рисунок - "кормильцы", едоки" 2 рисунок - "едоки" 3 рисунок - "мусорщики" - На каждом рисунке экосистемы должны присутствовать представители всех трех " профессий". -Нет. -Они существуют совместно. Предположения детей. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
4 Поиск решения проблемы. | - Чтобы найти правильный ответ, давайте проведем исследование для определения роли живых организмов. Работать будем в группах. 1. Работа в группах. (3 ряда -3 группы). Задание для первой группы (на карточке): 1. Какова роль "кормильцев"? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с.31(учебник) 2. Как можно назвать их "профессию", если они производят органические вещества? 3. На, что расходуются произведенные вещества? 4. Выберите ключевые слова для своих ответов. (Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску) Слайд 10 Задание для второй группы (на карточке): 1. Какова роль "едоков"? Приведите примеры, используя текст и рисунки с.31- 32 (учебник) 2.Как можно назвать их "профессию", если они получают вещества, поедая растения и животных? 3.Что происходит с веществами? (Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску) Слайд 11 Задание для третьей группы (на карточке): 1. Какова роль "мусорщиков"? 2. Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 32- 33 (учебник) (Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску) Слайд 12
Физминутка 2. Составление обобщающей схемы. Слайд 13 Учитель: - Найди на схеме живые организмы определите их "профессию".
- Что обозначают стрелки? (называть можно в любом порядке) - Почему две стрелки?
- Приведите примеры производителей. - После производителей, кто будет следующим? - Можем ли мы ответить на проблемный вопрос? Как?
3. Игра по схеме слайда 13. - Продолжите по своему усмотрению: Что было бы, если бы исчезли производители (разрушители, потребители) - А теперь давайте вернемся к нашему герою - Ване. Можем ли мы ответить на вопрос, что же с ним произошло?
- Какой можно сделать вывод? Чтение вывода с. 33 Слайд 14 1. Работа в парах У каждой пары карточки: мухомор, заяц, рябина, ястреб, трава, жук навозник, редис, крот, пшеница, микробы, окунь, мышь, снегирь, Расположить карточки на группы по "профессиям", составить цепь питания (экосистему) (Слайд ) | Ключевые слова "Кормильцы"- это растения. Они поглощают из почвы воду и соли (минеральные питательные вещества), а из воздуха - углекислый газ. На свету производят сложные вещества. Эти вещества служат пищей и растениям, и другим организмам, поэтому их профессию можно назвать "производители". Органические вещества растения используют для роста и постройки своего тела. Ключевые слова Едоки Потребители Органические вещества Углекислый газ "Едоки"- это животные, они получают вещества, поедая растения и других животных. Поэтому их называют потребителями. Получая органические вещества, они возвращают растениям углекислый газ.
Ключевые слова - Мусорщики это разные живые организмы: грибы, бактерии, жуки навозники, дождевые черви. Они питаются умершими живыми организмами. Их называют разрушителями. - Потребители. Они получают вещества необходимые для жизни от производителей. - Хищники. Это тоже потребители. Животные, которые не питаются растениями. Они питаются другими живыми организмами. Разрушители - это разные живые организмы: грибы, дождевые черви, жуки могильщики, микробы. Они питаются только умершими живыми организмами. (Растениями, животными) - Растение может быть съедено потребителем, либо погибнуть и им займутся разрушители. - Производители, потребители и разрушители вместе поддерживают жизнь на Земле, т.к. их связывает круговорот веществ.
- Нарушился большой круговорот веществ. Ваня уничтожил куст. Куст - производитель. Исчезнет производитель - исчезнут потребители, которые потребляя органические вещества, являются источником жизни человека и других живых организмов, далее исчезнут разрушители, которые являются источником жизни для производителей. Превращение веществ должно идти по замкнутому кругу. Цепь питания: трава-заяц-микробы-трава; рябина-снегирь-микробы-рябина | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
5 Самостоятельное применение знаний. Развитие аналитического и логического мышления школьника, умения выделять главное
| 1 Ответы на вопросы на с. 33 -Что станет с нашей планетой, если люди будут нарушать круговорот веществ? - Можете ли вы привести пример, когда круговорот веществ нарушается по вине человека? - Некоторые люди предлагают истреблять вредные для человека живые организмы. Другие считают, что так делать нельзя. Кто из них прав и почему? - Назовите организмы, которые мы относим к производителям. - Назовите организмы, которые мы относим к потребителям. - Назовите организмы, которые мы относим к разрушителям. 2 Самостоятельная работа (тетрадь №1 с.13). Проверка Слайд 15 | - Жизнь может исчезнуть. Дети приводят примеры - Дуб, берёза, трава, кустарники…. - Лиса, медведь, окунь, орел…. - Грибы, дождевые черви, сфагнум, бактерии, микробы… | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |