Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Царства живой природы"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Царства живой природы"
Данный урок окружающего мира проведен в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века". На уроке созданы условия для формирования первичного представления о живых участниках круговорота веществ в природе. Учитель знакомит учащихся с представителями этого круговорота, воспитывает интерес и бережное отношение ко всему живому на нашей планете. При проверке домашнего задания используются дифференцированные задания. На протяжении всего урока используется компьютерная презентация, применяются групповые формы работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Царства живой природы" »
Тема урока: В некотором царстве…
Цели урока: 1. Создать условия для формирования первичного представления о живых участниках круговорота веществ в природе;
2. Познакомить с представителями этого круговорота;
3. Развивать речь, мышление, навыки чтения, логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение;
4. Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому на нашей планете.
Оборудование: компьютер,презентация, карточки для проверки домашнего задания, карточки со словами, картинки для игры (представители царств живой природы), картинка «Земля», конверты с письмами, энциклопедии.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Какое у вас сегодня настроение?
- А у меня замечательное!
- Покажите пальчиками, какую оценку вы хотите получить на уроке. Тогда, смелее вперед!
1. Эти небесные тела можно увидеть ночью на небе (Звезды)
- От чего зависит цвет звезды? (От температуры)
- Какие звезды самые «горячие»? (Голубые и белые)
2. Этот великий ученый доказал, что Земля – небесное тело, которое вращается вокруг Солнце и совершает оборот вокруг него за один год? (Николай Коперник)
- Что происходит на Земле благодаря этому вращению? (Смена времен года)
- Какие еще открытия сделал Коперник? (Земля вращается вокруг своей оси, Солнце находится в центре Вселенной)
3. Одна из планет Солнечной системы (Марс)
- Какие еще планеты Солнечной системы вы знаете? (Юпитер, Венера, Земля, Марс, Плутон, Нептун, Сатурн, Уран, Меркурий)
- Какая из них самая большая? (Юпитер) самая маленькая? (Плутон)
4. Назовите спутник Земли (Луна)
- Что астрономы называют «лунными морями»? (Темные пятна)
5. Сколько планет в Солнечной системе? (Девять)
3) – Дома вы выполняли творческие задания на выбор: одни делали макет из пластилина Солнечной системы, а другие – писали письма планете Земля. Все письма были интересны. Так Вова хотел бы узнать – Есть ли на других планетах существа? Аня спросила у Земли – Что такое «черная дыра»? Юргения придумала рассказ о шарообразности Земли. Даша рассказала о себе и своих увлечениях чтением книг. А что хотел узнать Илья? (Откуда взялся человек?) На некоторые из ваших вопросов мы попытаемся ответить уже сегодня.
III. Мотивационное начало урока.
- Поэтому пришла пора спуститься с небес на Землю!
- В некоторых царствах, в некоторых государствах жили-были … (компьютер, слайд) Нет-нет, не царь с царицей … Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас…Это четыре царства живой природы.
- Вы уже знаете, как они называются? (компьютер, слайд) (Царство растений, бактерий, грибов, животных)
- Я знаю, что вы очень хорошо подготовились к сегодняшнему сказочному путешествию. Многих из вас заинтересовали те вопросы, которые вы рассматривали.
- Но я бы хотела выяснить, какое же царство природы важнее всех? Внимательно слушайте и запоминайте!
IV. Знакомство с новым материалом.
1) Выступление первой группы «Бактерии» (компьютер, слайд).
Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений.
Существует около двух тысяч видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мертвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут и в молоке,(компьютер) и в воде, то есть повсюду. Ученые, рассматривая их в микроскоп, установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.(компьютер, слайд)
А еще мы узнали, что ученые называют их «мусорщиками» нашей планеты. Они питаются умершими организмами.
Бактерии полезны для человека. Они вызывают гниение мертвых растений и животных. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого. Оказывается, бактерии играют очень важную роль в питании человека и животных. Наша группа пришла к выводу, что бактерии в окружающем мире просто необходимы и играют очень важную роль.
- Хочу вас разочаровать немного – есть и вредные для человека бактерии – болезнетворные. Попадая в наш организм, они вызывают различные заболевания.
2) Выступление второй группы «Грибы» (компьютер, слайд).
Грибы, оказывается, не относятся к растениям. А у нас было ранее ошибочное мнение. У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они так быстро, будто на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые.
Часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли, это съедобная часть. Остальная часть находится под землей в виде нитей и называется грибницей.(компьютер, слайд)
Большинство грибов растет во влажных тенистых лесах или ущельях, где всегда много тени, влаги и тепла. На земле их огромное количество – целое царство.(компьютер, слайд)
Мы тоже узнали, что грибы работают в природе «мусорщиками», то есть разлагая отходы, они препятствуют их накоплению с годами в большом количестве. Если бы не было «мусорщиков», то наша планета могла бы превратиться в большую кучу мусора за многие тысячелетия ее существования. Грибы, оказывается, возвращают в почву минеральные соли, так необходимые растениям.
- Найдите, какие грибы мы не возьмем в лесу в свои корзинки. (компьютер, слайд)
3) Выступление третьей группы «Растения» (компьютер, слайд).
Очень мало на нашей земле таких укромных мест, где не растут растения. Растения – это деревья, кустарники, травы, мхи. Без них вообще не было бы жизни на нашей планете. У них самая важная и большая работа на планете. Ученые называют их «кормильцами». Действительно, они кормят человека, животных. Но самое главное – дают всем нам, живым организмам, воздух. Они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы – воду и питательные минеральные вещества.
- А еще они прекрасны! Не случайно поэты, художники и композиторы воспевали их в своих произведениях. (компьютер, слайд, видео со звуком) Для вас звучал «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского.
ФИЗМИНУТКА. РЕЛАКЦИОННАЯ ИГРА «ДЕРЕВО»
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте.
- Представьте, что вы дерево.
- Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой.
- Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно.
- Ствол – тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается.
- Ветви – руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья – пальцы – легко шелестят, слегка задевая друг друга.
- Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны.
4) Выступление четвертой группы «Животные» (компьютер, слайд).
Рассматривание иллюстраций, чтение отрывков из произведений о животных и составление модели «Значения животных в природе».
5) Выполнение задания 1 с.7 «Рабочая тетрадь» (заполнение схемы «Царства живой природы»).
6) Дидактическая игра «Расселим по царствам» (картинки).
Детям предлагается найти в классе картинки с представителями четырех царств и расселить их на доску по царствам природы.
V. Подведение итога урока.
1) - В самом начале урока я задала вам вопрос: - Какое же царство самое нужное в природе?
- Чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли (компьютер, слайд).
2) Тестовая проверочная работа (карточки, компьютер для проверки).
- Правильные ответы обведите в кружочек.
VI. Домашнее задание: с.18-20, задание 2 с.7 «Рабочая тетрадь», творческое: нарисовать «Царства живой природы» или выполнить моделирование с помощью пластилина (по группам).