kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие внеурочной деятельности по теме "Кукла не только игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление "Исследовательская деятельность"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности по теме "Кукла не только игрушка"»

Ирина Витальевна Хмелевская, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 57» г. Курска.

Занятие внеурочной деятельности в 3 классе по теме «Кукла не только игрушка»

(направление «Исследовательская деятельность»)



Цель: расширение кругозора знаний о народных традициях, о культуре русского народа и истории Руси.


Задачи урока: расширение представлений детей о народных традициях, развитие художественного вкуса и творческих способностей; воспитание уважительного отношения к человеку - творцу; формирование умения планировать свою деятельность, распределять операции, оценивать результат.


Планируемые результаты: Личностными результатами является формирование следующих умений:

-  объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий. 

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно; 

- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на занятии; 

- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

-  работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и  инструменты),

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

- Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой  деятельность.



Формы организации познавательной деятельности: групповая


Техническое оснащение урока: интерактивная доска.



План занятия

  1. Оргмомент (2 минуты).

  2. Изучение нового материала(презентация) (15 минут).

  3. Практическая работа (20 минут).

  4. Подведение итогов урока (3 минуты).

  5. Приложения


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

2 мин.

-Я рада приветствовать вас на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места.


Ребята берутся за руки и дарят свои улыбки.

Проверяют свою готовность к занятию

Регулятивные : осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного

отношения к уроку

Коммуникативные: умение слушать и анализировать полученную информацию




II. Изучение нового материала (15 минут)

1 мин.

Послушайте загадку и если вы её отгадаете, то несомненно догадаетесь, о чем пойдет речь на занятии.

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.






- ответы к вопросу


Регулятивные: умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей   проблемы;

Коммуникативные: умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

-  объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и  высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.




1 мин

- Как вы понимаете значение слово кукла?

- Познакомимся со словарными страницами.

- Возьмите листы, прочитайте значение слова кукла данное в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова(1 группа),

(2 группа) Дмитрия Николаевича Ушакова


- ответы детей

-дети читают заметки из словаря




2 мин

- Вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?


- о куклах





- Да о куклах. Мы узнаем, что кукла является не только игрушкой.





Выделяют несколько видов кукол:

Ребята, у вас на столе лежат пазлы. Соберите их и вы узнаете о каких куклах пойдет речь.

-Что у вас получилось?


- у ребят 1 группы получилось слово (игровая)

- у ребят 2 группы получилось слово (обрядовая)


5 мин

История возникновения кукол

А как вы думаете, куклы были всегда?

А хотите знать, как появились первые куклы?

Кукла — один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов.

От древнего Египта до нас дошли куклы из дерева и ткани, из Китая- из глины, в Афинах были распространены деревянные куклы. На территории России было много тряпичных кукол.

Дома в русских семьях кукол насчитывалось и хранилось десятками.

Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется с «душой», и, конечно, в единственном экземпляре. В дело шли подручные материалы ( кусочки ткани, нитки, солома, мочало, трава, ветки и др.). Изготовляли  их без ножниц и иголок.

Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества.

В кукольных забавах дети проигрывали разные деревенские праздничные обряды.

Взрослые всегда оценивали умение детей в изготовлении куклы, так как кукла выступала эталоном рукоделия. Изготавливая кукол, девочки учились вышивать, шить, прясть.

Куклы предназначались детям для забавы. Игра с ними поощрялась взрослыми, т.к. играя, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых кукол, они сделаны на фабрике, но эти игрушки не несут тепла души их создателей. Бумажные куклы рвутся, фарфоровые могут разбиться, деревянные треснуть, поэтому играть с ними нужно очень осторожно.

На народную игрушку не влияет время, она по- прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.


Обрядовые куклы.

Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле. Существует много разновидностей обрядовых кукол. Они приносили благо и здоровье в дом, достаток в семью, добрые вести, исполняли желания.

Рассказ сопровождается презентацией




2 мин

-Ребята, а сейчас мы поиграем. Игра будет познавательной и интересной.

-Возьмите листы розового цвета, переверните их. Прочитайте текст, выберите только тот абзац, где говорится о виде кукол вашей группы.




Регулятивные: развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

Коммуникативные: выявлять сущность, особенности объектов.



-Покажите готовность.

- Дети берутся за руки и поднимают их вверх.


4 мин

-Что хотите спросить друг у друга об этих куклах?

-Что вы можете сказать о работе в группах?

- Выскажите оценочное суждение

(Каждая групп высказывает свое мнение)


- У ребят 3 вопроса к тексту:

(1-из чего изготавливали кукол ?, 2-для чего предназначались куклы?, 3-назовите несколько видов кукол.)



Я хочу познакомить вас еще с одним видом кукол – куклами –оберегами. Еще их нежно называют берегини.



Познавательные: (осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в представленных материалах)

-понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.


-Как вы понимаете, что такое оберег?


- ответы детей



ОБЕРЕГ- Предмет, оберегающий, охраняющий отчего-нибудь.

Кукла оберег- это амулет, защищающий человека от различных опасностей. На Руси в каждой семье было много кукол – оберегов, их число доходило до 100.

Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

При изготовлении куколок ни в коем случае не допускалось присутствие мужских энергий в помещении, где происходило таинство, а если и были маленькие мальчики в комнате при этом, то они должны были быть заняты своими делами, им ни в коем случае не позволялось быть рядом и смотреть на процесс изготовления. Собирались девушки, женщины, садились за стол и работали, напевая и разговаривая о своём, о девичьем.

-Познакомимся подробнее с некоторыми видами кукол-оберегов:

(Презентация видов кукол оберегов по назначению)




III. Практическая работа

16 мин

- Ребята, а вы хотели бы сделать такую куклу своими руками?

-Давайте вместе приступим к работе.


-Пошаговое изделие кукол.

- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

Коммуникативные: развивать творческие способности при работе;


3 мин

-Ребята, вы своими руками сделали куклу -оберег. Возьмите куклу в руки и пока я читаю стихотворение, пусть каждый из вас подумает, о чем -то хорошем и вдохнет в неё своё тепло, добро, радость.

(ИГРАЕТ МУЗЫКА)


Добро дарите-чудо из чудес…

От всей души- легко и бескорыстно.

Пусть вырастает рукотворный лес

Добрейших слов и благородных мыслей.

Добро-как чистый воздух на земле,

Не может быть излишним и напрасным.

Дарите-станет мир вокруг светлей,

От вашего подаренного счастья!





-В это время 1 девочка читает с/х

Будем знать теперь и мы:

Куклы тайнами полны

И дома оберегают,

И удачу зазывают.

Куклы в доме всем нужны

В них секреты старины!


Ой, вы, гости дорогие!

У нас игрушки непростые -

веселы и ярки, примите их в подарки



2 мин

- А сейчас, я предлагаю подарить сделанные вами куклы нашим гостям.


Дети идут и дарят кукол гостям.


Рефлексия

2 мин

Ребята, я тоже приготовила для вас кукол. Когда я делала их, то думала о том какие вы у меня хорошие, добрые, веселые и отзывчивые дети. Изготавливая кукол, я вложила в них свою любовь, доброту, улыбку, кусочек своего сердца и тепла. И хочу, что бы они оберегали вас и помогали вам во всем!


СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


- Мы познакомились с обычаями и традициями своего народа. Узнали, чем играли наши предки, как делали игрушки и передавали по наследству своим детям.


- Полученными знаниями поделимся с младшими братьями и сёстрами, а также со всеми, кому это будет интересно.


- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой  деятельность.




Приложение: Текст

Куклы предназначались для забавы детям. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. С пяти лет девочки уже сами могли сделать простую куклу. Они красиво наряжали своих кукол, делали им прическу.

Изготавливая кукол, девочки учились вышивать, шить, прясть.

В каждой семье её делали по-своему.

В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле. Этих кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла, то будет достаток и хороший урожай.

Были и лечебные куклы, их изготавливали из лечебных трав. Они приносили благо и здоровье в дом.


Куклы предназначались для забавы детям. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. С пяти лет девочки уже сами могли сделать простую куклу. Они красиво наряжали своих кукол, делали им прическу.

Изготавливая кукол, девочки учились вышивать, шить, прясть.

В каждой семье её делали по-своему.

В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле. Этих кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла, то будет достаток и хороший урожай.

Были и лечебные куклы, их изготавливали из лечебных трав. Они приносили благо и здоровье в дом.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие внеурочной деятельности по теме "Кукла не только игрушка"

Автор: Хмелевская Ирина Витальевна

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Программа по внеурочной деятельности. Театральный кружок «Там где живут куклы» 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-nyi-kruzhok-tam-ghdie-zhivut-kukly-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408473384"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "авторская рабочая  программа по внеурочной деятельности театральной студии "Капитошка" "
    ["seo_title"] => string(94) "avtorskaia-rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-noi-studii-kapitoshka"
    ["file_id"] => string(6) "151689"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420732638"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Изготовление мягкой игрушки "
    ["seo_title"] => string(34) "izghotovlieniie-miaghkoi-ighrushki"
    ["file_id"] => string(6) "107070"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403162937"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Кукла-берегиня "
    ["seo_title"] => string(18) "kukla-bierieghinia"
    ["file_id"] => string(6) "245219"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446098111"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Творческий проект. Игрушка-головоломка "Укладка-14.""
    ["seo_title"] => string(54) "tvorchieskii_proiekt_ighrushka_gholovolomka_ukladka_14"
    ["file_id"] => string(6) "366699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481056245"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства