kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кукла-берегиня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширять элементарные представления детей о традициях и обычаях, изготовление куклы-оберега.

Задачи:  способствовать –

 воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

 бережному отношению к творчеству народных мастеров ;

 расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

 развитию эстетического и художественного вкуса;

развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Методы и приемы: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, наглядный: тряпичные, соломенные, урожайные; современные куклы; иллюстрации, порядок изготовления тряпичной куклы, иллюстрации русских народных кукол «Ангелочек», «Неразлучники», «Масленица», «Многоручка»,.

Оборудование:

1. Нитки разноцветные, хлопковые.

2. Ткань белая квадратной формы20х20, прямоугольной формы 30х75.

3. Цветные лоскутки для украшения изделий.

4. Схема изготовления куклы

Активация словаря: безликая, мастерство, оберег, берегиня, старинная, лоскутная.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, к нам сегодня пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?

(ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать)

- Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ».

Приглашаю вас посетить избу. Я загадаю вам загадку, а отгадав ее вы узнаете о чем мы будем сегодня говорить.

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять.        (Кукла)

- Молодцы, правильно, это кукла.

 Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. В старину верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

Давайте рассмотрим с вами какие тут есть куклы.

(Показывает куклу из глины). Какая это кукла?

Дети: глиненная, потому что она сделана из глины.

Педагог: А эта из чего? (показывает деревянную куклу)

Дети: Из дерева – она деревянная.

Педагог : Какие еще бывают куклы?

Дети: Пластмассовые, фарфоровые, глиняные, тряпичные, резиновые, бумажные.

Педагог: Эти куклы сделаны на различных фабриках по изготовлению игрушек. А еще бывают куклы самодельные. Раньше в древней Руси куклы делали сами своими руками. Они выполнялись из природных материалов: ткань, нитки, дерево, лоза, трава, солома. Но были еще особенные куклы. Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась кукла- берегиня.

- Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).

- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочало.

- Как вы думает, что значит подручный материал? (Ответы детей).

- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

- Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

- Давно–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – берегини.

- Обрядовые куклы делались по разным поводам, для разных случаев.

Самая первая кукла называлась ласково «Нянюшка», ее делали при рождении ребенка и развешивали их над детской колыбелькой.

 Главная черта  куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз.

Этой куклой не играли, она была оберегом и ее передавала бабушка внучке, дедушка внуку. Посмотрите это кукла-оберег Кувадка. Эта куколка вывешивались над колыбелью после крещения младенца, оберегая его от козней злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. А вот еще куколка Лихоманка оберегала такая кукла от лиха, то есть от всяких бед и болезней, лихоманку вешали над печкой. А вот еще куколки день-ночь, они оберегали дом.

Педагог: А что такое ОБЕРЕГ?

Дети: Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Педагог : А что такое БЕРЕГИНЯ?

Дети: Высказывают свое предположение

 Педагог: Берегиня – это традиционная кукла-обереги. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Когда делали куклу всегда приговаривали: - Никогда не болей, будь здоров

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает

 Согласно народным традициям, по изготовлению любой куклы берегини нельзя пользоваться ножницами и иглой.  Куклу-берегиню наряжали, но никогда ей ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, как называлась кукла без лица? (Ответы детей).

Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие». В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм. Люди  умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра – Маланья. Давайте поиграем. Физминутка:

У Маланьи у старушки

(хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей.

(показать семь пальцев)

Все без бровей,

(очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами,

(растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами,

(показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами,

(очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой,

(очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой.

(показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели

(одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)

На Маланью все глядели,

(держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так…

(ребенок показывает любое движение).

   Хотите сами попробовать сделать тряпичную куклу. Тогда за дело

Педагог с детьми проходит в кабинет, садятся за столы и показывает способы изготовления куклы-оберега (кувадки). Сначала мы берем большой кусок ткани, скручиваем, получается столбик, который сворачиваем пополам. Находим, где будет шея и на этом месте, завязываем нитку, это голова. Дальше начинаемся тело. Затем завязываем ниткой под руками, на этом месте получается талия. Вот кукла готова.

 Педагог: прежде чем приступить к работе давайте, разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала,

(шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала -

(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло.

(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Дети приступают к работе. Образец выполнения куклы - кувадки:

По окончанию работы детям предлагается показать кукол гостям.

- Вот и закончилось наше занятие.

- Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

- Мы с вами сегодня узнали много нового о кукле - берегине. Попробовали смастерить кукол своими руками. Наверно из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы будете трудиться, когда станете мастерами, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд, всю душу, старания и умения.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт.

2. Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности  гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, «Просвещение» 2011.

3. Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников»,  «Просвещение»2011.

4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.

5. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;

6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;

7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кукла-берегиня »

Конспект занятия «Кукла-Берегиня»


Цель: расширять элементарные представления детей о традициях и обычаях, изготовление куклы-оберега.


Задачи: способствовать –

воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

бережному отношению к творчеству народных мастеров ;

расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

развитию эстетического и художественного вкуса;

развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.


Методы и приемы: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, наглядный: тряпичные, соломенные, урожайные; современные куклы; иллюстрации, порядок изготовления тряпичной куклы, иллюстрации русских народных кукол «Ангелочек», «Неразлучники», «Масленица», «Многоручка»,.


Оборудование:

1. Нитки разноцветные, хлопковые.

2. Ткань белая квадратной формы20х20, прямоугольной формы 30х75.

3. Цветные лоскутки для украшения изделий.

4. Схема изготовления куклы

Активация словаря: безликая, мастерство, оберег, берегиня, старинная, лоскутная.


Ход занятия:

Педагог: Ребята, к нам сегодня пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?

(ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать)

- Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ».

Приглашаю вас посетить избу. Я загадаю вам загадку , а отгадав ее вы узнаете о чем мы будем сегодня говорить.

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)

- Молодцы, правильно, это кукла.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. В старину верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

Давайте рассмотрим с вами какие тут есть куклы.

(Показывает куклу из глины). Какая это кукла?

Дети: глиненная, потому что она сделана из глины.

Педагог: А эта из чего? (показывает деревянную куклу)

Дети: Из дерева – она деревянная.

Педагог : Какие еще бывают куклы?

Дети: Пластмассовые, фарфоровые, глиняные, тряпичные, резиновые, бумажные.

Педагог: Эти куклы сделаны на различных фабриках по изготовлению игрушек. А еще бывают куклы самодельные. Раньше в древней Руси куклы делали сами своими руками. Они выполнялись из природных материалов: ткань, нитки, дерево, лоза, трава, солома. Но были еще особенные куклы. Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась кукла- берегиня.

- Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).

- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочало.

- Как вы думает, что значит подручный материал? (Ответы детей).

- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

- Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

- Давно–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – берегини.

- Обрядовые куклы делались по разным поводам, для разных случаев.

Самая первая кукла называлась ласково «Нянюшка», ее делали при рождении ребенка и развешивали их над детской колыбелькой.

Главная черта куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз.

Этой куклой не играли, она была оберегом и ее передавала бабушка внучке, дедушка внуку. Посмотрите это кукла-оберег Кувадка. Эта куколка вывешивались над колыбелью после крещения младенца, оберегая его от козней злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. А вот еще куколка Лихоманка оберегала такая кукла от лиха, то есть от всяких бед и болезней, лихоманку вешали над печкой. А вот еще куколки день-ночь, они оберегали дом.

Педагог: А что такое ОБЕРЕГ?

Дети: Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Педагог : А что такое БЕРЕГИНЯ?

Дети: Высказывают свое предположение

Педагог: Берегиня – это традиционная кукла-обереги. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Когда делали куклу всегда приговаривали: - Никогда не болей, будь здоров

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает

Согласно народным традициям, по изготовлению любой куклы берегини нельзя пользоваться ножницами и иглой. Куклу-берегиню наряжали, но никогда ей ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, как называлась кукла без лица? (Ответы детей).

Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие». В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм. Люди умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра – Маланья. Давайте поиграем. Физминутка:

У Маланьи у старушки

(хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей.

(показать семь пальцев)

Все без бровей,

(очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами,

(растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами,

(показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами,

(очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой,

(очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой.

(показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели

(одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)

На Маланью все глядели,

(держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так…

(ребенок показывает любое движение).

Хотите сами попробовать сделать тряпичную куклу. Тогда за дело

Педагог с детьми проходит в кабинет, садятся за столы и показывает способы изготовления куклы-оберега (кувадки). Сначала мы берем большой кусок ткани, скручиваем, получается столбик, который сворачиваем пополам. Находим, где будет шея и на этом месте, завязываем нитку, это голова. Дальше начинаемся тело. Затем завязываем ниткой под руками, на этом месте получается талия. Вот кукла готова.

Педагог: прежде чем приступить к работе давайте, разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала,

(шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала -

(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло.

(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Дети приступают к работе. Образец выполнения куклы - кувадки:

По окончанию работы детям предлагается показать кукол гостям.

- Вот и закончилось наше занятие.

- Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

- Мы с вами сегодня узнали много нового о кукле - берегине. Попробовали смастерить кукол своими руками. Наверно из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы будете трудиться, когда станете мастерами, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд, всю душу, старания и умения.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, «Просвещение» 2011.

3. Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников», «Просвещение»2011.

4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.

5. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;

6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;

7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кукла-берегиня

Автор: Сбоева Ирина Николаевна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245219


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства