kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заимствованные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках внеурочной деятельности можно провести данное занятие, целью которого  познакомить учащихся с понятием заимствованные слова, показать, какими путями они из одного языка проникают в другой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заимствованные слова»

Тема: Заимствованные слова (курс внеурочной деятельности «Эрудит»)

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с понятием заимствованные слова, показать, какими путями они из одного языка проникают в другой.

Формируемые результаты:

Познавательные:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя).

Регулятивные:

использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; аргументировать свою точку зрения.



Ход урока.

I. Организационный момент.

Урок русского языка

Прозвенел весёлый звонок.

Начинается урок.

Любознательные дети

Знать хотят про всё на свете.

II. Сообщение темы и целей урока.

Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на "древнеиндийский язык", ибо слово сахар – индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски: ча – так в Северном Китае испокон веков называется и чайное деревце и полученный из его листьев напиток. "Хочу какао или шоколада!" Но в таком случае вы – потомок ацтеков из далёкой Мексики: какао или шоколад – настоящие американо-индейские слова.  

- О чем пойдёт речь на уроке? (Заимствованные слова)

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова В.Г.Белинского: «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга».

- как понимаете эти слова?

-Ребята, как вы думаете, а нужны ли нам заимствованные слова?

-На этот вопрос нам и предстоит ответить в течение урока

IV. Изучение нового материала.

Информационный текст «Что такое «этимология?»

Этимология – это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке(ЗАПИСАТЬ)

В Толковом словаре С.И. Ожегова даются следующие значения слова «этимология»:

1. Э. – раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

2. Э. – происхождение того или иного слова или выражения.

Существуют этимологические словари, которые содержат в себе секреты и тайны слов. Материал этимологических словарей дает представление о том, в каком языке возникло то или иное слово, какой путь прошло оно в своем развитии, в каких языках зафиксировано.

Судьба некоторых слов необычайно интересна! Например, слово «кенгуру». Это слово появилось благодаря Джеймсу Куку. Он спросил у туземца (австралийца) как называется животное, за которым он сейчас наблюдает. Вопрос был задан по–английски, австралиец, естественно, не понял и ответил: «Гангару», что означало: «Я не понимаю». Кук в полной уверенности, что получил ответ на вопрос, записал, что животное называется «кенгуру».


V.Работа по теме урока.

Речь состоит из слов.
Этот закон не нов.
Каждое слово – живое
С особой, своей судьбою.
Бежали столетья и годы,
По-разному жили народы.
Торговлю вели, воевали,
Бранились, а после – мирились,
Жить в добром соседстве учились.
И вот результат их общенья,
Волшебное слов превращенье.
Так, в языке зародившись одном,
Слово потом оказалось в другом.

-Каковы же причины заимствований? Почему люди меняются словами? ( Учащиеся делают предположения, )

- А теперь проверим ,верны ли ваши предположения?

Заимствованные слова по теме «Спорт». Учащиеся знакомятся со словами, которые вошли в русский язык из английского языка.

спорт                                  sport
спортсмен                          sportsman
старт                                  start
волейбол                              volleyball
баскетбол                           basketball

Ученик показывает образование слова футбол в английском языке.

Football – foot (нога) + ball (мяч)   –––– футбол

Лингвистический эксперимент

Образовать от данных заимствованных слов новые слова.(Учащиеся вспоминают способы образования слов в русском языке).

Спорт – (спортивный)                                   спортшкола
Футбол – (футболист)                                     спортзал
Волейбол – (волейбольный)                          спортинвентарь
Баскетбол – (баскетбольный)

Основными причинами заимствований являются следующие:

  • Исторические контакты народов.

  • Необходимость названия новых предметов и явлений.

  • Языковая мода.

  • В языке закрепляются заимствованные слова, похожие по структуре.



Заимствование из языка в язык может идти двумя путями: устным и письменным, через посредство книг. При письменном заимствовании слово изменяется мало, при устном – сильнее. Заимствоваться слова могут непосредственно из языка в язык, а также через языки-посредники.

Давайте мы с вами немного поиграем и научимся находить заимствованные слова.

Заимствованные слова можно узнать по определенным признакам:

Игра « Найди слово»

- они начинаются с гласных А, Э (эрудиция, ансамбль);

-в таких словах есть буква Ф (кроме филина);

- в корне есть сочетания ХЕ, КЕ, ГЕ, КГ, КЗ, КД, ГБ (макет, схема, анекдот);

- корнях есть сочетания ПЮ, ВЮ, БЮ, МЮ, КЮ (пюре, бюро, мюсли);

- в корне соседствуют две гласных ИУ, ИЕ, ЕА, УЭ (дуэль, театр, силуэт);

- в корне есть удвоенная согласная СС, РР, ЛЛ, НН (вилла, ванна, касса, территория);

- такие слова не склоняются (жюри, пальто, кашпо, такси, шасси);

Выберите из слов иноязычные:

легенда, простота, бюллетень, келья, чистенький, сестричка, администрация, приучить, этаж, графин, молоко, близкий, диета, ножницы, караул, братский, обновка, авиация.

Игра « Путеводитель»

В словах есть подсказки, которые помогают нам понять какое перед нами слово и из какого языка оно заимствовано.

Английский язык: сочетания ДЖ, ИНГ, МЕН

Немецкий язык: сочетания ШТ, ШП, МАН, БУРГ

Разделите слова на два столбика в зависимости от происхождения: смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня, спортсмен, джин, штабель, Оренбург, штраф, спиннинг, вундеркинд, джентльмен, джем.

ФИЗМИНУТКА

Игра « Угадай слово»

1. Вымышленный персонаж американских комиксов, первый супергерой мужского пола.(Супермен) англ.

2. Клейкая лента.(Скотч) англ.

3. Небольшое мучное кондитерское изделие в форме полумесяца из слоёного теста. Очень популярен во Франции. ( Круассан) франц.

4. Напиток, получаемый варкой, завариванием и/или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. ( Чай) китай.

5.  Цитрусовое дерево с крупными сочными плодами жёлтого цвета, имеющими кислый вкус; плод такого дерева. (Лимон) араб.


Игра « Замени словечко»

Замените данные заимствованные слова русскими синонимами, при затруднении обращайтесь к словам для справок

Прайс-лист

Бейби

Презент

Суперстар

Имидж

Постер

Уикэнд

Лузер

Фейс

Холидей

слова для справок : малыш, подарок, звезда, образ, плакат, ,– выходные дни, неудачник, лицо, каникулы, прейскурант,


VI.Итог урока.


С какими словами познакомились сегодня на уроке? (исконно русскими и заимствованными)
К каким источникам на необходимо обратиться , чтобы уточнить происхождение слова и узнать из какого языка оно к нам попало?

-Всегда ли нужны заимствованные слова? Послушайте стихотворение-пародию “Бурное новословие” Н.П.Колесникова.



У торговцев, у послов
(да в любой газете)
Появилось много слов,
Непонятных, умных слов,
Вот таких, как эти:
Ноу хау, чартер,
Тюнер, плейер, бартер,
саммит, зомби,
Картер, брокер, лобби,
Сервис, ксерокс, принтер,
Блейзер, сканнер, спринтер,
Фьючерс, дайджест, рейтинг,
Имидж, спонсор, серфинг,
Шоу, таймер, бизнес,
Брифинг, картридж, клиринг,
Селинг, лизинг, дилинг,
Плоттер, триллер, дилер,
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму,
Что к чему и почему

Учёные считают, что если заимствованная лексика превышает 2-3%, то возможно скорое исчезновение языка. Количество заимствований в русском языке уже превышает 10%! Есть повод задуматься, не правда ли? Стараясь копировать чужие образцы, мы теряем свою самобытность, родной язык, культуру. Всё-таки там, где можно обойтись средствами родного языка, давайте не будем отдавать дань моде жить и мыслить по-американски.

Сделайте вывод.

Вывод: Используя в речи заимствованные слова, необходимо помнить, что неуместное их употребление ведет к засорению языка, делает речь непонятной. Теряется самобытность языка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Заимствованные слова

Автор: Упорова Ирина Владимировна

Дата: 25.03.2022

Номер свидетельства: 603302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Исконно русские и заимствованные слова. Заимствования из других языков "
    ["seo_title"] => string(75) "iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-zaimstvovaniia-iz-drughikh-iazykov"
    ["file_id"] => string(6) "170654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423578522"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "заимствованные слова 2 класс "
    ["seo_title"] => string(29) "zaimstvovannyie-slova-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192494"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427464172"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "«Исконно русские и заимствованные слова»"
    ["seo_title"] => string(40) "iskonno_russkie_i_zaimstvovannye_slova_1"
    ["file_id"] => string(6) "556157"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597952979"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка в 6 классе казахской школы "Заимствованные слова. Интернациональная лексика"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_6_klassie_kazakhskoi_shkoly_zaimstvovannyie_s"
    ["file_id"] => string(6) "377485"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484052133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства