kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Зачем творить добро?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомтво с понятиями "добро", "святой", "самоотверженность", их трактовкой с точки зрения православной веры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Зачем творить добро?"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стригайская средняя общеобразовательная школа Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»







Проект урока по теме:

«Зачем творить добро»

4класс (1-4)











Автор- составитель:

учитель начальных классов

Прохорова Т.В..
















2019


Пояснительная записка

Класс: 4

Предметная область: ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

Тип урока: «открытия» новых знаний

Тема урока: «Зачем творить добро?»

Количество часов: 1

Цель: познакомить учащихся с представлением православных христиан о причинах, побуждающих верующих творить добро, понятиями добра, самоотверженности, святости в религиозном мире.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • выполнять правила поведения на уроке;

  • осваивать правила сотрудничества с учителем, взрослыми, одноклассниками

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Регулятивные: формулировать с помощью учителя учебную цель, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия;

  • Познавательные: формировать умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, создавать способы решения проблем познавательного характера;

  • Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать собеседника, вступать в диалог, планировать и продуктивно сотрудничать с одноклассниками и взрослыми при выполнении учебного действия.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • знакомиться с понятиями «добро», «самоотверженный», «святой», их трактовкой с точки зрения православной веры;

  • учиться различать добрые и злые поступки, эмоционально сопереживать увиденному;

  • осуществлять поиск необходимой информации для ответа на поставленный вопрос при помощи анализа предложенных источников информации, выполнения заданий творческого и поискового характера.

Ведущие подходы к организации урока: урок построен на основе системно-деятельностного подхода, нацеленного на развитие личности

Методы и технологии, используемые на уроке: создание проблемной ситуации, беседа, устный контроль, самостоятельная работа с источниками информации, иллюстрирование, моделирование, эмоциональное стимулирование, технология проблемного обучения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Основное содержание темы, термины: золотое правило этики, добро к людям, подвиг Христа, самоотверженный, святой.

Оборудование урока: Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2015., Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999., карточки с заданиями для учащихся (Приложение 1, 3, 4), презентация для учителя (Приложение 5), карточки с ключевыми словами и фразами «добро», «самоотверженный», «святой», «Зачем творить добро?», «Благодарность за подвиг Христа», «Внутреннее духовное переживание», магниты, рисунок «Дерево добра» (Приложение 2), мультимедийный проектор, компьютер, бумажные двухцветные сигнальные карточки (зелёный-красный), магнитная доска

Ожидаемые учебные результаты: формирование первоначальных представлений о религиозной культуре; понимание и принятие обучающимися православных ценностей добра, самопожертовования, святости; осознание ценности нравственности в челове­ческой жизни



Определение темы и цели урока.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!

Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души - восхитительна,

Вы друг другу улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.


Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.

Ребята, а вы любите играть? Тогда мы сейчас поиграем в игру Что? Где? Когда? Музыка (Беру черный ящик) Чтобы узнать что находится в этом черном ящике, вам нужно отгадать загадку:

Чёрные, кривые, 
От рожденья все немые, 
Встанут вряд - 
Сейчас заговорят.

(Отгадавший выходит , открывает ящик достает буквы)


- Прикрепи , пожалуйста буквы на доску

Ребята, какое слово можно составить из этих букв? Добро

(Я составляю слово)


-Предлагаю вам сейчас вспомнить, что обозначают некоторые выражения, которые помогут нам определить тему урока. Для этого попрошу выполнить задание на индивидуальных листах

Соедините в таблице выражения и их значение: Слайд1

Грязное полотенце - Отсутствует грязь. Вымыты

Чистое сердце - Немытое, давно не стираное

Творить добро - Не злопамятное, не подозревает в других людях плохих замыслов

Грязные помыслы -

Чистые руки - Содержат зависть, желание использовать другого человека для достижения своих целей, причинить ему вред


- Какое выражение осталось без определения? - «творить добро» ( добавляю карточку «творить» на доске к слову добро)

-Поставьте вопрос состоящий из одного слова к словосочетанию «творить добро» Почему? Как? Для чего? Зачем? Я записываю на доске

- Откройте учебник. Посмотрите на странице 68 –как авторы учебника предлагают назвать тему?

-На протяжении урока мы постараемся ответить на эти вопросы

Знакомство с новым материалом.

Французский писатель Виктор Гюго писал: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»

-А что для вас означает это слово?


-Поработайте в парах, обсудите и напишите на капельках добро – это…


-А (имя) найдет значение данного слова в толковом словаре


Координирует работу пар, оказывает помощь, если таковая требуется.


-Так, давайте представим свои слова – капельки


  1. Добро – это солнце

  2. Радость

  3. Счастье

  4. Свет

  5. Тепло

(Имя) прочитай значение слова по словарю доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

- Какое противоположное по лексическому значению слово вы можете подобрать к слову «добро»? (Зло.)

-Как вы считаете, Добро и Зло всегда существовали на Земле?


-А откуда взялось зло в мире? И вообще, что такое зло? Ответы детей


-Библия говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил выполнять правила, установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между людьми и Богом нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, т.е. на Земле появилось зло.

Есть притча о Добре и Зле

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.

Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

-Почему зло так поступило? Какое оно? Сатанинское, озверелое, желчное, ехидное, надутое…

-Почему добро так поступило? Какое оно? Участливое, благое, доброе, добропорядочное, добросердечное…

-В каких людях живет добро? -В хороших, добрых.

-В каких людях живет зло? -В злых.

-Спросите себя, с каким человеком вам бы хотелось находиться рядом – с добрым или злым? Почему?


-Давайте вспомним золотое правило этики: «Как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Слайд 2


- Как вы объясните это высказывание? -Чтобы люди относились к тебе по доброму, ты сам должен делать добрые поступки.

Всегда ли вы следуете этим правилам? Мы узнаем выполнив работу в парах. У вас на партах лежат планшеты . Ваша задача соединить «начало» и «конец» правил.

Работа в парах

Не наступить, а уступить.

Не разорвать, а склеить.

Не забрать, а отдать.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не кулак показать, а ладонь протянуть.


- Зачитайте, что у вас получилось. Слайд 3


-В каждом из нас говорят два голоса, один зовет к добру, а другой к злу. Нам приходиться постоянно делать выбор, как поступить. Борьба добра и зла внутри нас.

Послушайте стихи и постарайтесь ответить на вопрос «Что может спасти нас от зла?»

Добро и зло идут по жизни рядом

Известно, что нет худа без добра

Как хорошо, когда на смену злобе

Приходят к нам улыбка, доброта

Когда в глазах людей, их добром слове

Почувствуешь божественный тот свет

То наполняешься огромным счастьем

Способным оградить от разных бед.


Что же может спасти нас от зла?» Именно добро способно оградить нас от бед, даже природных каких то бедствий.


- Можем ли мы творить добро, не рассчитывая на что-то взамен?

(Слайд 4)

Предлагаю вам выбрать из предложенных вариантов тот, который вам по сердцу. Ведь именно в сердце берет начало наша любовь к людям, сердцем мы чувствуем друг друга. Доброе дело настоящее, если делается по принципу:

«Ты мне, я тебе» «Бескорыстно»

«Ради получения денег» «Незаметно для других»

«Чтобы гордиться собой» «Не ради себя, а ради Бога»

«Из любви к ближнему» «Потому что заставили»

Учитель: Какой вывод вы сделали для себя?

(Не может добро происходить от корысти. Добро совершается незаметно для других и не ради себя, а ради других и ради Бога) Физминутка:

-А сейчас проведем минутку отдыха «Азбука добрых слов»

Давайте все встанем. Вам нужно бросить мяч соседу, а тот кто поймал говорит любое доброе слово и перебрасывает мяч дальше. Потом в обратном порядке- мяч должен вернуться ко мне.

Учитель кидает детям мячик


Открытие нового знания.

-Можно ли творить добро и любить врагов , не преследуя выгоды?

Как на этот вопрос отвечают христиане, мы узнаем, прочитав текст учебника  ( стр.68 до легенды

-В учебнике есть фраза « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»

-Кто такие эгоисты? (люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.)


-Давайте узнаем значение этого слова в Словаре Читает один ученик

ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Слайд 5

-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

Прочтите первую причину.

Благодарность за подвиг Христа.


Прикрепляю на доску к теме карточку



Зачем творить добро?


Благодарность

за подвиг

Христа





Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит? Слайд 6

Благодарность




Благо дар дарить

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.


-А сейчас нам предстоит ответить на следующий вопрос. Почему люди стремятся к добру?

Чтобы решить проблему обратимся опять к нашему помощнику учебнику. На примере легенды попытаемся разобраться в причинах по которым люди совершают добрые поступки.


-Во время чтения легенды ребята первого ряда будут искать ответы на вопросы: Слайд 7

Кого обвинили в поджоге? Как с ними поступили?

Почему Петр решил покинуть Рим?

Что за странника он встретил в пути?


Ребята 2 ряда: работают по вопросам:

- Что спросил Петр у странника?

- Что ответил ему Странник?

- Поему Петр содрогнулся от слов странника?


Ребята 3 ряда ответят на вопросы:

- Какое решение принял Петр?

- Почему он так поступил?

-Что говорил Христос?

Чтение легенды Есения, Ульяна, Анна

Проверка работы в группах

Итак, послушаем ответы : я читаю вопрос – дети отвечают

1 ряд:

  1. В поджоге обвинили христиан.

  2. Их стали арестовывать и казнить.

3. Потому что было опасно для жизни.

4. В пути Петр встретил Христа.

2 ряд:

  1. Петр спросил, куда ты идешь.

  2. Странник ответил, что идет умереть еще раз за людей.

  3. Потому что Петр понял то, что бросает своих учеников.

3 ряд:

1. Он принимает решение вернуться в опасный для жизни город.

2.Чтобы уберечь своих учеников от ошибок, поддержать их словом и делом

3. Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.)


- Как ученики подражали жертве Христа? Прочитайте на с. 69 учебника.

(Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность)

Учитель: В основе добрых дел обычно лежит самоотверженность.

- Так что же такое самоотверженность? Давайте составим модель представления слова «самоотверженность».


- Переверните планшеты. Работа будет проходить в парах.

-Из представленных слов выберите подходящее существительное, характеризующее слово «самоотверженность» (Служение).

Разместите его под словом «самоотверженность».


-А какое прилагательное уточняет существительное «самоотверженность»? Прикрепите его. (Жертвенное)


-Какое словосочетание получилось? (Жертвенное служение)


-Как вы понимаете это словосочетание? (Совершая добрые поступки, человек лишает себя чего- то добровольно, для пользы других)


-А чем человек может пожертвовать ради ближнего? Выберите подходящие слова.

(Временем, достатком, силой, интересами, жизнью)


Чем пожертвовал Христос ради спасения людей? Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей)

-Ради кого человек готов жертвовать? (Ради людей, Бога).

- Прикрепите эти слова.

(Слайд 8 Модель слова «самоотверженность»)


Учитель: Проявление самоотверженности в подражание Христу– это и является одной из причин творить добро.

- Обратите внимание: В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный» не считаются синонимами.


-Какого человека можно назвать святым? Отвечают 3 человека Святой – такой добрый человек, творящий добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога.


-Жирным шрифтом в учебнике выделено слово святой. Читаем.

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.


-Так чему же радуются святые? Духовной радости, духовному опыту.



Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами. Прикрепляю 2 табличку к теме

Зачем творить добро?

Внутреннее переживание духовной радости



П

Благодарность

за подвиг

Христа






Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых.

-Имена каких святых вам  известны? ответы


Сообщения Олег, Виктория, Анатолий

-Друзья! Мы знаем немало примеров, когда обычные люди жертвовали своей жизнью во благо других.

— Кто может привести пример?

- А в каких акциях вы участвовали в школе?

-А как нужно совершать добрые дела? (бескорыстно)


Если совершил доброе дело, то не нужно напоминать об этом постоянно, а от сделанного получать радость.


-Прочитайте самое последнее предложение из учебника. (Так христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям).


-  Ребята, скажите, какие листья могут расти на дереве «Добро»? Показываю рукой на дерево

- А на дереве «Зло»?

- Давайте прикрепим листики на каждое дерево.  Дети подходят к «Черному ящику» берут листик и прикрепляют к дереву


-А если бы злость было растением, животным. Какое оно было бы?


-Изобразите зло на бумаге. Покажите нам. А теперь порвите его на мелкие кусочки и выбросите.

- Вывод: Встречаться со злом, жестокостью- страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните и творите добро


- Хотите, я научу — как не попасть в сети зла? Поднимите руку вот так.

- Вот пять пальцев. Зло начинается с малого. Возьмитесь за самый маленький пальчик…Вы впустили его в себя.(загибаем мизинец).

Зло начинает расти внутри вас. Это – второй пальчик. (Загибаем безымянный)

Постепенно зло достигает  вершины. (загибаем средний палец)

А дальше все быстро - стремительное падение человека. (Сжать пальцы в кулак.)

Зло стало управлять вами. Видите, какой грозный кулак! И вот вы уже во власти зла… — Разожмите кулачок!

— Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? В самом начале, на мизинце.)

-Какой  надежный щит нужно  поставить на пути зла? (ДОБРО)

— Правильно, дети!


-Ребята! Во время нашего исследования мы искали ответ на вопрос. Какой? Вспомните!

(«Зачем творить добро?»)

Как теперь мы можем ответить на этот вопрос?

- Как на этот вопрос отвечают православные христиане?

- В индивидуальном рабочем листе вычеркните неправильные суждения

1. Выполнить Заповеди.

2. Подражать Христу в его самоотверженности.

3. Показать пример другим людям.

4. Желание прославиться.


- Какие же существуют причины у православных христиан, побуждающие творить добро?

(Чтобы  благодарить Христа за подвиг, чтобы испытывать духовную радость)


- Ребята домашнее задание у вас написано на ваших листах .

X Домашнее задание. Слайд 9

Из предложенных заданий на выбор:

1. Прочитать и объяснить притчу о дикаре (стр. 69 учебника)

2. Нарисовать Андреевский флаг и рассказать о нем.

3. Написать сочинение о добрых делах своих друзей.


Итог урока.

-Послушайте Притчу о добре и зле.( видео)


Я вам желаю, чтобы у вас победил волк, который творит добро.

А кормить вы его должны своими добрыми делами.


-На партах у вас лежат карточки. Вы выбираете каждый свою карточку. Красная – все понял и мне понравилось. Желтая – что то осталось не понятым. Синяя –было очень трудно.


IX Рефлексия

Эстафета добра в мире не прекращается. Мы много сегодня говорили о добре. Все вместе мы можем победить зло. Ребята возьмите капельки добра. Я кладу свою капельку. Вы , ребята( 1 ряд) присоединяйте к моей свои. Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, (2 ряд) ручейки -в реку, (3 ряд) реки-в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. И помните: человек рожден, чтобы творить… добро!


-У вас на планшетах лежат сердечки. Прикрепите их на мизинчик. Поднимите руки.

- Дети, а почему мы прикрепили сердечко на мизинчик?

         (Потому что там начиналось зло, и его нужно остановить в самом начале)


- Какие вы молодцы! Вы очень хорошо работали.


Звучит песня «Твори добро»)


Учитель: Я желаю вам и всем людям, чтобы Доброта всегда жила в ваших сердцах и не было там места для зла.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Зачем творить добро?"

Автор: Прохорова Татьяна Васильевна

Дата: 25.08.2019

Номер свидетельства: 518297

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Зачем творить добро"
    ["seo_title"] => string(21) "zachem_tvorit_dobro_2"
    ["file_id"] => string(6) "635179"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1690620863"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Зачем творить добро". Проект по ОРКСЭ."
    ["seo_title"] => string(35) "zachem_tvorit_dobro_proekt_po_orkse"
    ["file_id"] => string(6) "473740"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1529423754"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Методическая разработка урока "зачем творить добро""
    ["seo_title"] => string(51) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_zachem_tvorit_dobro"
    ["file_id"] => string(6) "622371"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672984316"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt_uroka_po_orkse_zachiem_tvorit_dobro"
    ["file_id"] => string(6) "438276"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510419684"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект  урока на  тему:"Твори  добро! По рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»." "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tvori-dobro-po-rasskazu-a-i-kuprina-chudiesnyi-doktor"
    ["file_id"] => string(6) "103814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402638188"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства