Просмотр содержимого документа
«Выбор гласных Е или И в безударных окончаниях имён существительных в ед. числе»
Урок русского языка
4 класс
Тема урока:« Выбор гласных Е или И в безударных окончаниях имён существительных в ед. числе»
Тип урока: урок формирования предметных умений
Цели урока:
Предметные:
- актуализировать знания о признаках 1,2,3 склонения, падежных вопросах имеии существительного
-формировать умение различать окончания имён существительных в ед. числе в зависимости от склонения и падежа, отрабатывать навык правописания безударных окончания существительных в ед. числе.
Личностные:
-развитие познавательного интереса к изучаемой теме
- формирование ценностного отношения к учебному предмету
-включение в постановку цели, создание условий для понимания, принятия и сохранения учебной задачи;
Познавательные
-способствовать формированию умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности,
-развивать логические операции сравнения, обобщения, классификации на основе выбора критериев.
Коммуникативные
-развитие умения аргументировать высказывания, умение участвовать в коллективном обсуждении -проблем
-развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; умение слышать и понимать точку зрения другого .
1. Организационный момент. Проверка готовности.
Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность класса к уроку.
-Запишите число и классная работа.
2. Постановка цели, учебной проблемы
Тема урока сегодня ( называет тему). Как видите, мы продолжаем работать по этой теме уже не первый урок.
- Что вы уже узнали по этой теме на предыдущих уроках?
-Что уже умеете?
- Все ли выбирают окончание правильно не пользуясь таблицей- помощницей?
-Какие умения будем развивать сегодня, чтобы определять падежные окончания самостоятельно и без ошибок? ( умение определять склонение падеж, ставить существительное в ед. число)
- Что для этого надо знать? ( признаки склонений, вопросы падежей, окончания существительных в зависимости от падежа )
Где нам пригодятся эти знания и умения?
Словарная работа
На доске вы видите новые словарные слова. ( на доске слова дятел, берлога)
-Какие гласные мы должны запомнить в этих словах? Почему именно эти? ( стоят в безударном положении)
Запишите эти слова в строчку , выделяя безударную гласную и ставя правильное ударение .А также придумайте и ниже запишите простое распространенное предложение с любым из этих слов. Чтобы не ошибиться, вспомните:
-Какое предложение называют распространенным ? ( содержит второстепенные члены предложения)
-Какое предложение является простым?( имеет одну грамматическую основу)
Проверим.
Актуализация знаний
Приступим к работе, цель которой мы с вами определили вначале урока. На доске вы видите ряд слов. Задача -найти среди этих слов 2 лишних слова, назвать и аргументировать почему выбрали именно их. ( на доске слова: змея, море, песок,, память, зверь, макароны, коробка, мышь, окно, песни, дядя, рожь).
-Почему эти слова лишние? Какой общий признак у этих слов? ( стоят во множ. числе)
- Верно, а теперь задача посложнее- чем отличаются эти слова между собой, кроме лексического значения? ( одно можно поставить в ед. числе, др.-нет)
-Сможете ли вы определить склонение у этих слов? Что для этого сделаете? Почему нельзя определить склонение у слова макароны?
Какой вывод можно сделать из этого? ( есть слова, склонение которых определить нельзя, т.к. нельзя поставить в ед. число). Приведите примеры таких слов. (брюки, ворота, ножницы).
Отлично! Задание следующее: выпишите из слов на доске
1 ряд- слова 1 скл
2 ряд – слова 2 скл
3 ряд- слова 3 скл.
Необходимо также письменно показать признаки, по которым вы отнесли слово к тому или иному склонению.
-Что будете выделять? ( род, окончание)
- Какие признаки у существительных 1, 2,3 склонения ? ( при проверке по рядам)
-Для чего мы сейчас вспомнили признаки склонений?
-Что еще нужно знать для правильного написания букв Е или И в падежных окончаниях?( знать падежные вопросы)
-Что нужно уметь?( уметь ставить вопросы к существительным и определять по вопросу падеж)
Отработка умений
Потренируемся данному умению в след. задании : я диктую словосочетания, где в существительном нужно правильно определить падежное окончание.
-Какие шаги будем выполнять для этого? (дети называют :
1. ставим существительное в нач. форму ед. числа
2. определяем склонение, падеж
3 выбираем Е или И в зависимости от склонения и падежа)
Работа у доски с комментированием.
Проверка, подведение итогов
-Как определить какую гласную пишем в окончании?
-Какие падежи нам встретились? Почему?
Закрепление
А теперь попробуем самостоятельно, следуя схеме, осуществлять выбор между гласными в окончании. Работа с учебником стр 35, упр 86
Прочитайте задание.
-Что нужно сделать сначала? (записать верно, вставив окончание)
-Что требуется дополнительно к письменному заданию? (объяснить смысл пословиц).
Запишите и задумайтесь – когда так говорят?
- Проверим, как выполнили задание. Какие возникли затруднения? Какие гласные выбрали? Аргументируйте, почему?
-В каких ситуациях и почему так говорят?
-Какие еще пословицы про дружбу, друзей знаете? ( учащиеся приводят примеры, учитель также зачитывает несколько пословиц по данной теме)
Рефлексия
Итак, подведем итоги сегодняшнего урока.
-Какую цель ставили? Какую достигли? Что нужно сделать чтобы не было ошибок в безударном окончании существительного?
-У всех ли получилось сегодня справляться с этим без затруднений? Поднимите руки, кто оценивает себя в этом умении на отлично? У кого еще возникали трудности? Тема не закончена, будем возможность у всех получить 4 и 5 в след раз.
( согласна с …, не хватило уверенности…, трудно было…- выставление оценок за урок)