Предмет Русский язык
Класс 3
Учитель Краморова Е.В.
Тема раздела: ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Тема: Закрепление правописания слов с изученными орфограммами
Цели:
– Совершенствование умений писать слова с изученными орфограммами, в том числе с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании имён прилагательных, графически объяснять написания, находить и исправлять ошибки.
– Развитие умений находить прилагательные – синонимы и антонимы в тексте, определять их роль в речи, совершенствовать свою устную и письменную речь.
- Ребята, прочитайте цитату на доске.
Будем беспощадны к себе и милостивы даже к тем, кто умеет быть снисходительным только к себе. Плиний
– Это высказывание римского философа. Как вы понимаете его смысл?
Высказывания детей.
- Надо быть требовательным к себе и в то же время прощать людям их недостатки. Спишите высказывание в тетрадь.
3 4
Словарная работа.
- Давайте заполним кроссворд.
1. От существительного привет образуйте прилагательное мужского рода. ( Приветливый)
2. Запишите антоним к слову до свидания. (Здравствуйте)
3. Запишите синоним к прилагательному красивый, пригожий женского рода. ( Прекрасная)
4. Пословица. Вставьте пропущенное слово (ед. ч).
В каком ____ живешь, такого обычая и держишься.( Народ)
5. Совокупность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. ( Коллектив)
- Запишите слова в тетрадь, подчеркните непроверяемые безударные гласные.
Комментированное письмо.
– Прочтите ключевое слово. Что означает слово «толерантность»?
Термин «толерантность» определяется от латинского tolerantia – терпение (снисходительность к чему-либо).
Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.
В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов».
В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В испанском - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
Терпимость (русский) – способность терпеть что–то или кого–то. Быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего–либо, кого–либо.
- Как нам стать толерантными? (Считаться с мнением других, быть снисходительным)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы.
1 3 3
– Сегодня будет урок закрепления материала и развития умений. Сформулируйте конкретные задачи.
– Повторить правило написания безударных окончаний прилагательных.
– Применять это правило при написании имён прилагательных.
– Правильно писать слова с другими орфограммами.
– Находить в тексте прилагательные – антонимы и синонимы.
– Давайте составим план сегодняшнего урока.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике
1-е задание.
Упр. 332.
- На доске вы видите задание.
1. Выписать имена собственные.
2. Найти и выписать антонимы.
3. Выписать словарные слова.
4. Выписать слова, которые называют народы.
- Ребята, о каких народах шла речь в упражнении? Что интересного о них узнали?
Физкультминутка
2-е задание.
- Послушайте текст и выпишите словосочетания (прил. + сущ.)
По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.
- Прочитайте словосочетания, которые вы выписали.
- Выделите окончания. Вспомним правило написания безударных окончаний прилагательных .
3-е задание.
- Прочитайте высказывания великих людей. Поясните их смысл.
1. "Истинн… состр…дание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображени… на место стр…дающего, испытываешь действительно состр…дание". (Л.Толстой)
2. "Чем д…стойнее человек, тем больш… числу существ он сочу…ствует". (Ф.Бэкон)
3. "Мил…сердие состоит не только в веществен… помощи, сколько в духовн… поддержке ближн… . Духовн… же поддержка прежде всего не в осуждении ближн… , а в уважении его человеческого д…стоинства". (Л.Толстой)
- Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
IV. Итог урока.
4 4
- Назовите ключевое слово нашего урока.
- Какое значение слова «толерантность» вам запомнилось.
– Дайте самооценку своей работы (что получилось, какие были трудности, что показалось самым интересным).
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
V. Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение по выбору на одну из тем.
«Доброта – это…»
«Счастье – это…»
«Мир – это…»