№ | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | Оценка |
1. | Организационный | Настрой на учебную деятельность | Слайд 1 Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки — всё для вас! Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! – Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! Я буду этому очень рада! Предлагаю сегодня попробовать быть учителями и обучать: себя, своих одноклассников, гостей. И помогать мне будут эксперты в каждой группе. Слайд 2 Проговаривают правило работы в группе. | Волевая саморегуляция Говорят все вместе дети. Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! На слайде- правило работы группы. | Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя |
| | | | Запись числа, классная работа – объяснение орфограмм | | |
2. | Актуализация знаний. Приём: «Веришь ли ты, что…» | Организация ситуации, которая даёт проверить пройденный материал по прошедшей теме «Главные члены предложения» | Слайд 3 Учитель зачитывает «Уверены ли вы, что…» 1.Главные члены предложения- это только подлежащие? (нет) 2.Подлежащие и сказуемое- эта грамматическая основа? (да) 2.Подлежащие выражено только местоимением? (нет) 3.Сказуемое обозначает предмет? (нет) 4.Сказуемое выражено существительным?(нет) 5.Подлежащие- обозначает предмет, о котором говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? Что? (да) 6.Это предложение- Наступила долгожданная весна.(да) 7.Предложения выражают законченную мысль?(да) | Каждой группе по 1-2 утверждения. Учащиеся доказывают верят или нет (обсуждение в группе 1-3 секунды) Начиная со слов: «Мы уверены, что… | Фронтальная проверка | Словесное поощрение учителя, жесты учащихся |
3. | «Мозговой штурм», | Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания | Даются предложения. 1.Наступила(ранняя) весна. 2.Тает (грязный) снег. 3.Появился (первый весенний) цветок. 4.Бегут (быстрые ) ручьи. 5. Светит (лучистое) солнышко. 6.(весенняя )Природа оживает. | Групповая работа. Разбирают данные предложения, находят лишнее предложение, прикрепляют предложение на доску, объясняют свой выбор.
| Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы | Словесная оценка учителя работы групп |
4. | Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) | Уметь узнавать и отличать распространён-ные предложения от нерас-пространённых
| Слайд 4 Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока рока. Оцените в индивидуальном листе | 1.Формулируют тему урока. 2.Группы формулируют цели на урок. сформулируйте цели нашего урока в чем поможет карточка. Дополните: 1. Мы считаем, что нужно уметь … 2. Мы решили, что нужно повторить … 3. Мы думаем, что нужно развивать умение находить… | Готовность к восприятию новых знаний | Словесная оценка учителя работы групп |
5. | Усвоение новых знаний и первичное закрепление. | 1.актуализиро-вать знания о главных членах предложения. 2.ввести понятия «распространённое предложение», «нераспространённое предложение», «второстепенные члены предложения». 3.ввести алгоритм определения второстепенных членов предложения | Попробуйте вывести алгоритм определения второстепенных членов предложения Слайд 5 Оцените в индивидуальном листе Собираем подснежник( 1 листик каждой группе) У каждой группы на парте лежат схемы и лесенка, попробуйте составить алгоритм определения второстепенных членов предложения. Вопросы группам: -Можно ли утверждать, что все данные предложения распространённые?(нет- обоснуйте свой ответ) - Назовите признаки распространённого и нераспрстранного предложения? 1.Наступила(ранняя) весна. 2.Тает (грязный) снег. 3.Появился (первый весенний) цветок. 4.Бегут (быстрые ) ручьи. 5. Светит (лучистое) солнышко. 6.(весенняя )Природа оживает. «Карусель» Оцените в индивидуальном листе Работа групп над алгоритмом. Даётся алгоритм , нужно определить последовательность. Слайд 7Учитель на доске показывает схематически. 1 шаг- 2шаг - 3 шаг- 4 шаг - -Возможно ли данный алгоритм использовать при нахождении других второстепенных членов предложения? - Кто был внимателен- что у нас получился? (текст) | Дети пытаются вывести алгоритм определения второстепенного члена предложения- определения. 1.А)Прослушайте правило. Б)Прочитайте в учебнике правило на стр.88 В)Ответьте на вопросы(всё нарисовать на постере) -Для чего служит определение? -На какие вопросы отвечает определение? -К какому члену предложения относится определение? -Какой частью речи может быть выражено? -Как подчёркивается в предложении ? -Привести пример дополнения? (можно нарисовать постер) 2.Учащиеся дают ответы на данные утверждения . 3.Каждая группа работает с предложением, дополняя определением. А) Определите грамматическую основу. Б)Определите слово , от которого можно задать вопрос к другим словам. 3.Группы проверяют и оценивают другие группы, эксперты помогают. 4.Определите правильную последовательность , расставляя цифры. Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо: определить грамматическую основу предложения; определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего; определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого; определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов. Группы называют порядок определения второстепенных членов предложения. Доказывают свои мнения. Обьясните . | Познавательные умения: - определять признаки распространённого и нераспространённого предложения и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения. Предметные умения: - составлять к предложениям схемы. | Группы оценива ют друг друга |
6. | Физминутка для глаз | | Слайд 6 | | | |
7. | «Синквейн» | | Вы пробовали писать стихотворения? Предлагаю вам это сейчас сделать. Предложения Распространённые, нераспространённые Бывают, состоят, делятся По наличию второстепенных членов Виды Оцените в индивидуальном листе | Составление синквейна (алгоритма изученного правила) со словом «Предложение», «Определение», «Слова» 1 строка – существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – фраза из 4 слов 5 строка – существительное – синоним первому | | |
8. | Тест на закрепление нового материала | Проверить | Выполняют тест. Слайд 8 Оцените в индивидуальном листе | 1.Имя прилагательное в предложении является: А) определением Б) дополнением В) обстоятельством Г) подлежащим Д) сказуемым 2. Имя прилагательное обозначает: А) действие предмета Б) предмет В) признак предмета Г) указывает на предмет Д) нет правильного ответа 3. В предложении найти второстепенный член предложения- определение: В лесных ручьях течет светлая и прозрачная вода. А) в лесных ручьях Б) светлая, прозрачная В) течет светлая Г) лесных, светлая, прозрачная Д) светлая и прозрачная вода 4.Посчитать количество прилагательных в тексте: На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает яркие лучи. Небо над землей стоит чистое и высокое. А) 6 Б) 3 В) 5 Г) 4 Д) 2 5. В предложении найти второстепенный член предложения - определение: В морозные ночи идет скрытая жизнь. А) скрытая жизнь Б) в морозные ночи В) скрытая, морозные Г) идет скрытая Д) в морозные
Критерии оценивания: «5»-нет ошибок «4»- 1 ошибка «3»- 2 ошибки «2»- 3 и более ошибок
| | Самопроверка по образцу. Ключ: 1)А 2)В 3)Г 4)Г 5)В Критерии: «5»-нет ошибок «4»- 1 ошибка «3»- 2 ошибки «2»- 3 и более ошибок |
10. | Рефлексия деятельности | Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка -Всё понял, могу этот материал объяснить другому. -Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. -Для полного понимания мне нужно повторить тему. | - Можно ли утверждать, что данное предложение подходит к нашей теме урока? Учительница гордится своими учениками. к нашему уроку Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка Оцените в индивидуальном листе | Устные доказательства. Учащиеся дают оценку своей деятельности, оценивают стикерами работу группы. | | |
11. | Домашнее задание. | | По выбору. | 1. Учебник стр. 89 упр. 195, правило на стр.88 2. Составить предложения по схемам. 3.Записать предложения. | | |
| | Вот и кончился урок, Он пошел, надеюсь, впрок. А вам всем до свидания. Успехов в выполнении задания. Спасибо большое всем! | Слайд 9, 10. | Девочки дарят гостям подснежники с пожеланиями, а мальчики девочкам. | | |