- Много к нам пришло гостей. Посмотрите все скорей. Мне скажите: «Страшно вам?» Я в обиду вас не дам. Мы с любой работой справимся, И гостям нашим понравимся. - Ребята, наш урок я начну такими словами: «Трудолюбивые люди день начинают работой» (слайд 1). Как вы это понимаете? (Все те, кто хочет, чтобы у него все было, еда, одежда, все необходимое - он пойдет работать, а ленивые будут надеяться на кого-то). - А к вам относятся эти слова? (Да, мы тоже работаем, учимся. Это тоже труд.) - Совершенно верно, каждый день мы приходим на уроки так же, как ваши родители идут на работу. - Хотите послушать сказку? (Да) «Жили – были в одном городе разные профессии. Жили дружно, вместе трудились, друг другу помогали, всё у них ладилось. Так бы и было, если бы между ними не возник спор. Хотите узнать? -Я, говорит одна профессия, очень важная. Без меня люди не могли бы летать. (лётчик) -Нет, я самая важная, Без меня никто бы не смог вырастить хлеб. (Хлебороб) -Я всех важнее, говорит третья. Я учу детей. (Учитель) -А я охраняю жизнь и спокойствие людей. Значит я важнее. (Полиция) -Ну, а я – одеваю людей и делаю их ещё красивее – вмешалась пятая. (Швея) -Постойте, я важнее всех! Без меня людям негде было бы жить. (Строитель)» -Что это за профессии поспорили? Найдите ответы на рисунках, которые нарисовали наши дети. О каких профессиях говорится в сказке? - И вот, представьте, ребята, грустно стало в городе, скучно, все перестали работать. Всему городу нужна помощь! - Ребята, сможете ли вы прийти на помощь и разрешить спор? (Да, сможем) - Что вы посоветуете этим профессиям? Они ведь поссорились? (Помириться, жить дружно, вместе трудится) - А зачем им трудится? (Чтобы приносить пользу себе и другим: строить дома, растить хлеб, охранять людей, воспитывать детей, одевать людей, водить самолеты) - Что за спор произошел между профессиями? Какое слово произнес каждый из них? (Кто важнее?) - Сейчас, ребята, я дам вам задание на листочках и вы поработайте в парах. На листочке у вас записаны профессии, вам их нужно расположить по ступенькам. Какая самая важная? (слайд 2) Лётчик Учитель Строитель Милиционер Швея Хлебороб Выступления детей, выбор самой важной профессии. - Мнения разошлись? (Даже очень) - Как быть? Кто прав? - Какую цель поставим перед собой на уроке? (Доказать важность каждой профессии) (слайд 3) - Есть ли предположения, чем закончится спор у профессий и у ребят? (Профессии помирятся и будут жить дружно) - По вашему мнению, какая тема урока? (Все профессии важны)(Слайд 4) - Ребята, мы уже очень много раз проговорили слово «профессия». Всем ли понятно это слово? Давайте выясним, а что же такое профессия? Где можем найти эту информацию? Перед вами несколько словарей: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь синонимов. В каком из них будем искать? (В толковом словаре) -Почему? (В этом словаре можем найти толкование значений слов) - Как мы называем то, что обозначает слово? (Лексическое значение слова) - Кто попробует найти это слово в словаре? Как будем искать? Что означает это слово? (Основной род занятий трудовой деятельности, требующий специальных знаний и практических навыков) (слайд 5) - Что мы с вами узнали? (Что такое профессия) -Правильно. Теперь перед вами выступят будущие специалисты разных профессий (сообщения детей), расскажут вам о них, и возможно помогут разрешить спор. Ваша задача – слушать и отмечать в таблице, насколько нужна людям каждая профессия. (Объяснение таблицы) (слайд 6 - 12)Приложение 1 | Всегда нужна | Почти не нужна | Совсем не нужна | Врач | | | | Парикмахер | | | | Шофёр | | | | Строитель | | | | Продавец | | | | Повар | | | | (В процессе выступления идет показ слайдов с определениями профессий и рисунками) - Спасибо, специалистам. А теперь ребята посмотрите в таблицы. Какие профессии оказались совсем не нужны? Почти не нужны? (Таких нет) - Сделайте вывод сами. (Все профессии нужны и важны) - Скажите, пожалуйста, нужно ли было ссориться профессиям? (нет) -Как им нужно было решить вопрос? (Так же как мы, составить табличку важности профессий) - Молодцы! Давайте отдохнем и проведем физминутку Мы в профессии играли – В миг мы лётчиками стали! В самолёте полетали И шофёрами вдруг стали! Руль теперь в руках у нас- Быстро едет первый класс! А теперь на стройке мы Кладём ровно кирпичи. Раз- кирпич и два, и три – Строим дом мы, посмотри! Вот закончена игра, Вновь за парты нам пора. - Ребята, давайте мы вспомним отрасли экономики, которые мы изучали. (Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля) - Подумайте и скажите, люди каких профессий могут быть связаны с той или иной отраслью экономики? Промышленность – металлург, ткачиха, кузнец, шахтёр… Сельское хозяйство – доярка, ветеринар, зоотехник, пчеловод… Транспорт – водитель, лётчик, кондуктор, грузчик, кассир… Строительство – маляр, плотник, печник, сварщик… Торговля – продавец, кассир, товаровед… - Совершенно верно и мы не зря повторяли эти отрасли, так как сейчас проведем игру, которая называется «Своя игра».Приложение2 (Слайд 13-28)В данной игре представлены 15 определений различных профессий, которые разделены на отрасли. В каждой отрасли по 3 определения, данные под номерами 1,2,3 в зависимости от сложности вопроса. Работаем в двух командах. Каждая команда по очереди выбирает вопрос и отвечает на нее. Если возникнут сложности, можно открыть картину. Вопрос под №1 – 1 балл, №2 – 2 балла, №3 – 3 балла. Если отвечают неверно, то ставится 0 баллов. И в конце игры подсчитываются баллы, и какая команда выигрывает. -Молодцы! А скажите, люди каких профессий могут работать в любом из отрасли экономики? (Бухгалтер, экономист, кассир) - Игра «Чей инструмент» - Сейчас, ребята, вам необходимо угадать какой профессии принадлежит инструмент в коробке, не заглядывая в него на ощупь и одним предложением сказать о важности профессии. Остальные ребята отгадывают её. (Библиотекарю – книга, может помочь выборе нужных книга, повару – поварёшка…) - А вы мечтаете о том, кем вы будете, когда вырастете? -Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия важна не только для себя, но и для окружающих. -Достаточно ли только мечтать о профессии? (Надо учится) -Что бы ты не мечтал делать в жизни: лечить людей, водить комбайн или самолёт в голубое небо, просто надо учится. «Школа – начало пути к любой профессии» (слайд 29) - Какие задания вам понравились на уроке, а какие нет? -Ребята, какую цель мы преследовали на уроке? -Какие предположения были? -Чего достигли? -Что нового узнали? -Какая профессия вас заинтересовала? -Как работал каждый из вас? (оценка с помощью цветных индикаторов) - С каким настроением вы уходите с урока? -Сегодня вы много узнали о различных профессиях, вижу, что каждый заинтересовался определенной профессией. Я предлагаю вам узнать и составить рассказ о профессиях ваших родителей. Можно принести фотографии с рабочего места. |